Эссе на тему: «Влияние воспитателя на создание здоровьесберегающей среды в семьях воспитанников»
материал на тему

Ретина Татьяна Александровна

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

                                                                               В.А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rabota.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Нижегородский институт развития образования»

Эссе на тему:

«Влияние воспитателя на создание здоровьесберегающей среды в семьях воспитанников»

Выполнила воспитатель

 МБДОУ «Детский сад №116»

Город Дзержинск Нижегородская область

1 квалификационная категория

 Ретина Татьяна Александровна

Нижний Новгород

2018г

«Здоровье – это драгоценность, и, при том, единственная, ради  которой стоит не жалеть времени,  сил, трудов и великих благ»

Мишель де Монтень

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

                                                                               В.А. Сухомлинский.

 Что же такое здоровье?  Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов (Всемирная Организация Здравоохранения). Как видно из определения, не только медицинские факторы влияют на состояние здоровья. Что же мешает добиться того, чтобы наши дети были действительно ЗДОРОВЫМИ?  Одна из проблем - это низкий уровень знаний родителей, а иногда, к сожалению, даже и педагогов о том, как сохранить здоровье свое и здоровье детей.

    Под здоровым образом жизни я понимаю  активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшения здоровья

Образ жизни - это устойчивая целостность исторически сложившихся основных видов деятельности его субъекта, взятых в исторически конкретных условиях и в единстве с «образом мыслей» этого субъекта и условиями его существования.

ЗОЖ - это способ жизнедеятельности человека на основе обновляющихся знаний, умений и навыков в сфере сохранения здоровья, личностного самосовершенствования в мотивации и актуализации здорового образа жизни.

 Здоровый образ жизни -- это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему воспитатель и семья  детей научат, они должны применять в реальной жизни.

Актуальная, как для настоящего, так и для будущего России проблема сохранения и укрепления здоровья детей, волнует и родителей, и педагогов. Аналитические отчеты о состоянии здоровья детей России наглядно демонстрируют продолжающиеся тенденции к росту заболеваемости, увеличению хронических и патологических отклонений, катастрофическому снижению количества абсолютных здоровых детей во всех возрастно-половых группах. Следовательно воспитателю важно и нужно уделять серьезное внимание данной проблеме и соответственно  выстраивать всю свою работу включения взрослых и детей в совместную деятельность по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни в системе: педагог – ребёнок – родитель.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит масштабный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

В то же время, это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому игнорирование вопросов сохранения и укрепления здоровья ребенка, его субъектной позиции могут привести к тяжелым, необратимым последствиям в будущем. Поэтому так очевидна значимость формирования основ здорового образа жизни у детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Во взаимодействии друг с другом они дают ребенку определенный социальный опыт, создают оптимальные условия для вхождения маленького ребенка в мир, сохраняя и развивая его индивидуальные особенности: направленность интересов и способностей, возможности здоровья и др.

Важнейшим фактором воздействия на здоровье и развитие ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Взаимодействие подразумевает воздействие поведения, мнения, действий, родителей, педагогов и детей друг на друга в процессе совместной деятельности по формированию у детей основ здорового образа жизни, приобщения их к физической культуре. Взаимодействие предусматривает равную активность и равную степень взаимовлияния. Взаимодействие в этом смысле тождественно взаимной поддержке.

В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, задача формирования основ здорового образа жизни решается, начиная с младшего возраста. Обязательным условием ее реализации, по моему  мнению, является создание в группе единого образовательно-оздоровительного пространства для воспитателей, медицинских работников, воспитанников и их родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, в рамках которого родители являются непосредственными и активными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Чтобы процесс создания единого образовательно-оздоровительного пространства являлся целенаправленным и результативным,  я определяю  задачи в работе с семьей:

1. Изучение каждой семьи, определение уровня подготовленности родителей к совместному с педагогами решению задачи формирования основ здорового образа жизни у детей.

2. Мотивация родителей к совместной работе детского сада и семьи по вопросам сохранения, укрепления здоровья детей.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью ознакомления с психофизиологическими особенностями младшего дошкольного возраста, задачами образовательной области  «физическое развитие» ООП ДОО

4. Обучение практическому опыту взаимодействия с ребенком  дошкольного возраста по приобщению его к здоровому образу жизни.

5. Распространение положительного опыта семейного воспитания здорового ребенка.

 Очень важно и целесообразно всю работу воспитателя по взаимодействию с семьей осуществлять по следующим направлениям:

1) Информационно-аналитическое

2)Мотивационное

3)Просветительское

4) Практическое

5) Интерактивное

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно воспитатель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ребенка больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто воспитатель должен работать так, чтобы развитие детей в детском саду не наносило ущерба здоровью ребенка.

Педагог должен быть примером для своих воспитанников и их родителей  в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни - это норма жизни педагога, только тогда воспитанники поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.

Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трёх проблем:

1) Изменение мировоззрения воспитателя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения;

2) Изменение отношения воспитателя к воспитаннику. Педагог должен полностью принимать ребенка таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь развития;

3) Изменение отношения воспитателя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей развитие и сохранение здоровья воспитанников»

Тема сохранения здоровья в последнее время активно обсуждается в обществе. Еще больше внимания уделяется сохранению здоровья дошкольников. Сложившаяся ситуация в области здоровьесбережения требует осо...

Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье" Игра-путешествие в страну "Играем - речь развиваем"

Повестка дня:1.Возрастные нормы речевого развития детей дошкольников.2. Создание развивающей речевой среды в семье.Цель:Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье"

Речь – чудесный дар природы, он не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась п...

Педагогический совет по теме: «Организация работы по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ»

Цель: определение путей и способов формирования культуры здоровья дошкольников, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении.Задачи:Проанализировать составляющие культуры...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Игротренинг как форма активного здоровьесберегающего взаимодействия с семьями воспитанников»

Опыт работы по использованию современных форм взаимодействия с родителями воспитанников в контексте создания единого здоровьесберегающего пространства....