Опыт работы:"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Мирземетова Эллада Асланвердовна

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_mirzemetova.odt58.42 КБ

Предварительный просмотр:

 

                     

Опыт работы

«Развитие познавательной активности детей

старшего дошкольного возраста

через экспериментальную деятельность»

 

                                                                         Воспитатель: Э.А.Мирземетова                                                                                                                                                                                                      

Введение

Современное общество нуждается в активной личности, способной к   познавательно-деятельности самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.

Главное условие работы с дошкольниками — ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей, существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно –

исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет

представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта:

причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

К сожалению возможности дошкольного детства, в решение этих задач еще недооцениваются. Вместе с тем дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональность, отзывчивость, подражательность), позволяющих наиболее чувственно воспринимать явления природы.

В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

 Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.  Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме:«развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность".

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением федерального государственного стандарта дошкольного образования.

В требованиях к дошкольнику старшего возраста выделены следующие интегративные качества: «интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковое - исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, развивающая продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру, поэтому особый интерес для детей представляет экспериментирование.

Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностность-ориентированного ) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения.

Цель работы:

 создание условий для развития у детей познавательной  активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения поставленной цели определен ряд задач:

-расширить представление детей о физических свойствах окружающего мира;

-познакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость,    сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- развить представления о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);  

-сформировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов;                        

-развить у детей познавательные способности, мыслительные операции: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- развить   ребенка в социально-личностном направлении;

-сформировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;        

-совершенствовать самостоятельности, наблюдательности;

Теоретическое обоснование опыта.

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н.Поддьякова, О.В.Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.

Не смотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.

По мнению Н.Г.Черниловой, которая рассматривает экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения

 познавательных и практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотеза, обобщения);

-развивают системное мышление;

Свою работу по развитию познавательной активности детей через

экспериментальную деятельность я строила исходя из следующих

 принципов:

1.Принцип научности:

-  предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и   практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии     и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

2.Принцип доступности:

 - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных

   возрасту формах работы с детьми, атак как одной из ведущих деятель-

   ностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение

   происходит в игровой форме;

  -предусматривает решение программных задач в совместной деятельности

    взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

3. Принцип систематичности и последовательности:

 - обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач

    развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

 - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет

   детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития

   формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных

    повторений.

4.Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

 -предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,

  обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности

  ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему

  ее развитию;

-обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный

   комфорт, создание условий для самореализации с опорой на

   индивидуальные особенности ребенка.

5.Принцип целостности:

-основывается на комплексном принципе построения непрерывности и

    непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;  

-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности    

    педагогов, детей и родителей.          

6.Принцип активного освоения:

-предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой          экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

-обеспечивает использование активных форм и методов обучения   дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7.Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать      и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных      задач и проблемных ситуаций.

8.Принцип результативности:

-предусматривает получение положительного результата проводимой работы

 по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Сущность, эффективность и новизна экспериментирования

 в настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

 Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

 Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п. словесно-логическое мышление детей шестого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. Проведенный анализ программы «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга» авторы: Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон (научный руководитель Е.Е. Соловьева) говорит о том, что, что вопрос о методике организации детской исследовательской деятельности остается открытым, поскольку концентрируется лишь на создании картотеки опытов и экспериментов.  Исследовательская же деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией. Использование же элементарных опытов учитывает лишь элементы планирования и выполнения опыта, анализ результатов и, в некоторых случаях, элементарную рефлексию. Цели, как правило, ставятся педагогом, в результате чего осознания проблемы не происходит. Таким образом, исследовательской деятельности нет. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения.

Аналитическая часть

Результативность

В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:

-вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

-сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

-обогатить предметно – развивающую среду.

Вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.

Совместная экспериментальная деятельность проводится один раз в неделю: с детьми старшей группы по 20 – 25 минут, а в подготовительной - по 25 – 30 минут. Также ведется дополнительная работа с детьми во второй половине дня, которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности.

                         

Практическая часть.

Свою работу по развитию экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

1.Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.). Выявляя потребность растения в воздухе, пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений: смазывали одну сторону листа вазелином, наблюдали и делали вывод, что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны погибли. Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут. В феврале провели цикл опытов «посадка лука», «посев и проращивание семян», «необходим ли свет растениям?», проверяли скорость таяния снега в зависимости от измерения температуры.

2.Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).

В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не запаха, не имеет вкуса. Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляли материалы, которые взаимодействуют с магнитами, дети пытались выявить свойства магнита. Интересные опыты проводили со снегом и льдом, например, «защитные свойства снега»: вода в трёх сосудах зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замёрзнет и почему? Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получается ли тоннели из сухого песка?

3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразовании предметов и явлений др.).Закрепляли представления детей об органах чувств, их назначении(уши-слышать,  нос определяли запах, пальцы – определяли форму, структуру поверхности, язык – определяли на вкус). Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно-мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаю следующие правила:

-тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

-тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

 3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.   В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты, их элементарность заключается:

Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В-третьих, они практически безопасны.

В-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

-постановка проблемы;

-поиск путей решения проблемы;

-проверка гипотез, предположений;

-обсуждение увиденных полученных результатов;

-формулировка выводов;

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную   деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Обосновала содержание уголка экспериментирования.

1.Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма(пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)

2. Мерные ложки.

3. Сита и воронки разного материала, объема.

4. Резиновые груши разного объёма.

5. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.

6. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.

7. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, кусочки коры,) и т.п.

8. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.

9. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.

10. Контейнеры с песком и водой.

11. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.

12. Часы песочные.

13. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

14. Клеёнчатые фартуки, нарукавники, щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.

В центре имеется   разнообразное оборудование.  Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.    

  1. Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми и родителями.

Методические рекомендации по проведению НОД с использованием экспериментирования встречается в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А.Сохина, С.Н. Николаевой.Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный воспитателем, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

После пяти лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего, вышеизложенного, можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Опытно – экспериментальная деятельность - это интегрирующийся с другими видами детской деятельности вид деятельности.  Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Однако, само наблюдение может происходить и без эксперимента.

Интеграция между экспериментом и трудом на первый взгляд, как будто не видна: труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования,с другой экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «угадай по запаху», «угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», и другие.

Словесные игры: «Что лишнее?", "Хорошо-плохо", и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества , «сделай радугу», «игры с соломинкой», «что в коробке?», «когда это бывает?», «волшебные лучи», «мы фокусники», «коробка с секретом», и другие.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей,умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.  Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

Возможны следующие сочетания: чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно опыты и эксперименты; Экспериментирование связано и с другими видами деятельности-чтением художественной литературы, так как в процессе экспериментирования большое значение имеет художественное слово,которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Связь детского экспериментирования с художественным творчеством тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.                       

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, следовательно расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

    Формы работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.

 Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

-специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «познание» по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме (НОД);

-совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником;

- свободная самостоятельная деятельность детей.

При проведении НОД у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности–закрепляли   полученные ранее представления.

 Я предлагаю подробнее остановиться на каждой из форм работы.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр., например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему? Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др.

В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Важнейшим условием при проведении НОД познавательного цикла необходимо учесть общие задачи познавательного развития и облечь содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщала им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекала детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала   из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы, например, фиксирование результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.

Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:

-дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом при-

обретают новые знания;

-дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они

мыслили.

 Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь   результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?

После эксперимента не упускаю   воспитательные моменты - дети

самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Продолжительность эксперимента определяю многими факторами:

- особенностями изучаемого явления,

- наличием свободного времени,

- состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

- если дети устали, эксперимент прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

Совместная деятельность взрослого с детьми.

 Совместная деятельность взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей опытно - экспериментальных навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры - эксперименты, игры – опыты. Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.

 Самостоятельная деятельность детей.

 Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организован уголок экспериментирования с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды   имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.        

Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

 Какую задачу мы решали?

Познакомить с тем, что уровень воды повышается, при добавлении камней.

Какой вывод должны сделать дети? (камешки (вода), заполняя емкость, поднимают уровень воды, тем самым выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность).

Проблемная ситуация.

После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняли скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?

«чудесная коробка» с предметами;

 Совместное начинание после того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, мы переходим на реализацию полученных знаний в совместной деятельности.

 Методы и приемы работы.

В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются

-наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).

-словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).

-практические методы.

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры. Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения,  занимательные опыты).

Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.  

Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.

Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию для детей стали открытием, они их ждут с нетерпением. Сформированные представления, полученные в процессе НОД дети «проверяют» в самостоятельной, экспериментальной деятельности.

Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала, учебное-познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.

В результате закрепленные в играх-опытах и играх-экспериментах знания о связях, свойствах, качествах природных объектов явлений неживой природы становятся более сознанными и прочными.

Воспитатель и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач. С целью выявления отношения родителей к опытно – экспериментальной активности детей я провела анкетирование родителей.

По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: была оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовала раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность», я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей процессе опытно–экспериментальной деятельности. Что подтверждается итоговой диагностикой. Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

Дети научились фиксировать результаты опытов, рисуя увиденное. Дети стали пользоваться опорными схемами в дидактических играх, в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента.

Меня радует то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности.

Количественные данные позволяют проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Подводя итог экспериментальной работы в конце обучения, я отметила, что, используя системный, спланированный подход в обучении по разделу

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность», используя приборы, оборудование, объекты неживой природы, наглядность в виде картин, иллюстраций, альбомов, слайдов, разнообразных дополняющих друг друга приемов, видов и форм обучения с учетом уровня знаний, возраста и индивидуального подхода к каждому ребенку, я получила хороший результат.

Результативность опыта

Создана определенная система работы по организации развития экспериментальной деятельности старших дошкольников.

Применение экспериментирования также оказало влияние на:повышение уровня развития любознательности;

исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

-повышение уровня развития познавательных процессов;

-совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

-развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);

-углубление и расширение знаний детей о неживой природе;

повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

В заключении хочу отметить, что положительные результаты проведенной данной экспериментальной деятельности с детьми свидетельствуют об эффективности моей работы.

Заключение

Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя.

Полученные данные об использовании метода экспериментальной деятельности показывают ряд его достоинств:

-более глубокое усвоение предметного содержания;

        -высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;

-развитие творческого мышления;

-большое количество идей, их глубина, оригинальность;

-эмоциональная увлеченность детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.

Актуальность работы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.

Список   литературы:

1.С.Н.Николаева, парциальная программа «Юный эколог» 2017г.

2. Познавательное развитие детей 2-8 лет «Мир природы и мир человека» «Просвещение» 2017г.

3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» ТЦ Сфера 2015г.

4.О.В. Дыбина  «Рукотворный мир» игры-занятия для дошкольников ТЦ 2015г.

5.Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование (старший дошкольный возраст). Батайск, 2002.

6.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 2013.

7.Опыты без взрывов сост. А.Г. Мадера, А.П. Пятикоп, С.А. Репьев. М.: Карапуз, 2000.

8. Н.Н.Баукова «Мир вокруг нас». Издательство Ростовского РИПК ППРО 2011г.

9.Л. В. Бех, Г.Н. Куляба «Отчего и почему». Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В буклете рассматривается работа с детьми в детском саду по экспериментальной деятельности....

Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Рабочая программа Кружка "Любознайка", по теме: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"...

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность".

Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"....

Статья из опыта работы «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспер...