Мини музей " Кукляндия"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
«Кукляндия»
Воспитатель
Хирамагомедова И.А.
г. Когалым
2016 год
Пояснительная записка
Кукла - это радость, кукла - это сказка,
Кукла - это детство, что вернётся вдруг...,
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла - это значит доброта вокруг.
Л. Покровская.
Во все века люди высоко ценили нравственную и духовную воспитанность человека. В настоящее время размыты все нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Но самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается в разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными, а у детей искажены представления о доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому, перед нами, педагогами, необычайно остро стоит проблема духовно - нравственного воспитания дошкольников. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, он не имеет проблем в общении с окружающими и гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации, не поддаваясь негативному воздействию извне. В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что дошкольник испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не владеет способами нравственной деятельности, поэтому встает необходимость обучения этим способам. Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, кино, примера взрослого, игры, труда и так далее. Но наиболее оптимальным для детей дошкольного возраста средством духовно-нравственного воспитания является игра. А любая игра немыслима без игрушки.
Для любого ребенка игра – самый желанный вид деятельности: во время игры он не только познает окружающий мир, но и преобразует свои впечатления о нем, передает мысли, чувства, эмоции. Во многом это роднит игру с занятиями искусством: недаром, когда мы говорим о творчестве, то часто используем такие словосочетания, как “игра красок”, “игра звуков”, “игра слов”. Одна из главных отличительных черт жизни любого ребенка – огромное количество игрушек, окружающих его с самого момента появления на свет. На протяжении многих веков игрушки продолжают использоваться для развития детей, приобщения их к миру взрослых.
Кукла играет огромную роль в жизни ребенка. Все мы знаем, что игра – это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии ребенка. В игре формируется личность ребенка, его морально - волевые качества. Воображение ребенка также
формируется в игре. Играя, ребенок соединяет свои эмоции и действия. Личность ребенка обогащается и расширяется в тех ролях, которые он проживает во время игры. Поэтому родителям важно обращать внимание на то, чем играет их ребёнок.
Куклы являются одним из наиболее древних видов игрушек: они берут свое начало вместе с человеческой цивилизацией. Вначале куклы носили обрядовый характер, лишь впоследствии приобретая свое игровое значение.
Кукольные представления нашли применение не только в развлекательных целях, но и в методиках психологической коррекции, рассчитанных на детей с трудностями поведения и общения. Коллекционирование и изготовление кукол стало популярным хобби не только среди детей, но и среди взрослых.
Специалисту по работе с детьми необходимо понимать роль игрушек и, в частности, кукол как средства социализации детей. Для этого не только стоит учитывать особенности развития детской психики, но и знать историю возникновения кукол, а также сферы их применения.
В связи с этим, учитывая значимость данной темы, мы решили организовать в нашем детском саду кукольный мини музей.
В условиях нашего города не так много музеев, ориентированных на дошкольный возраст.
Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети посещали музей, некоторые не знают что это такое, а многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения.
Проблему решает создание мини музеев в ДОУ, так как они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогики.
Назначение музея – духовно-нравственное, эстетическое развитие воспитанников, привлечение внимания детей и родителей к истории нашей страны, повышение общего культурного уровня родителей и педагогов.
Еще одно важное значение нашего мини музея состоит в том, что в настоящих музеях ничего трогать нельзя, а вот в нашем мини музее можно. Здесь можно брать экспонаты в руки, рассматривать их, переставлять, менять местами. В обычном музее ребенок пассивный созерцатель, а здесь он – творец. Другими словами мини музей – это результат совместной работы и общения воспитателей, детей и их семей.
Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у ребенка наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданным руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов, а также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Кукла выступает атрибутом детства и детской культуры. Она имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Повторяя человека и отталкиваясь от него, кукла связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.
Для того, чтобы расширить и уточнить представления детей об истории создания кукол, познакомить с коллекциями различных кукол, с куклами разных народов; развивать монологическую речь детей и речь-доказательство, продолжать учить составлять описательные рассказы; развивать познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие в группе детского сада был создан мини-музей под названием «Кукляндия»
Детство – незабываемые страницы в жизни каждого человека. Как хочется порой вернуться туда, где остался мир детской чистоты, доверчивости, искреннего восторга.
Паспортные данные
Наименование мини-музея: Страна «Кукляндия»
Профиль мини-музея: познавательный
Цель: Создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей. Приобщение детей к народной культуре через совместное творчество с взрослыми, посредством обобщения представлений о кукле.
Задачи:
Формировать у дошкольников представления о музее.
Дать элементарное представление об истории возникновения куклы (откуда она появилась, из чего изготавливалась, как кукла трансформировалась в течение многих десятилетий).
Через куклу знакомить с историей и традициями на Руси, с особенностями народного быта.
Расширять познавательную активность детей. Развивать элементарные приемы рукоделия.
Воспитание у детей интерес к культуре своего народа, бережное отношение к экспонатам музея.
Активизировать совместную деятельность родителей и детей посредством включения в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме.
Обогащение предметно-развивающей среды группы, использование новых форм работы с родителями.
Разделы и экспонаты:
Экспонаты мини-музея используются для развития речи, коммуникативных способностей, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка на различных занятиях, в совместной деятельности воспитателя и детей, в самостоятельной деятельности детей.
В мини-музее представлены разные виды кукол:
- традиционные народные тряпичные куклы,
- самодельные куклы (сделанные родителями с детьми)
- куклы прошлого века
- сувенирные куклы
- театральные куклы
- миниатюрные куклы
- куклы «Матрешки»
- Фарфоровые куклы
- куклы «Неваляшки»
- куклы наших бабушек
- куклы в национальных костюмах стран ближнего и дальнего зарубежья
- Куклы «Пупсы»
- Зарубежные куклы («Барби, Братц, «Мокси», «BabyBorn», «Винкс»)
- куклы в национальных костюмах стран ближнего и дальнего зарубежья
- бумажные куклы
- детские творческие работы «Моя кукла» (куклы сделанные детьми)
Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в 2016 г. Под экспозицию выделен отдельный уголок в группе № 22.
Руководители мини-музея: Хирамагомедова И.А., Бутенко Я.В.
Адресность: Музей предназначен для воспитанников и родителей группы №22. Мини-музей является неотъемлемой частью развивающей среды группы. Содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей. Мини-музей располагается в доступном для детей игровом уголке на полочках шкафа. Экспонаты мини-музея используются для развития речи, коммуникативных способностей, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка, при проведении досугов и утренников, в совместной деятельности воспитателя и детей, в самостоятельной деятельности детей.
Оформление музея: Наш мини-музей расположен в группе, удачно вписываясь в интерьер группы. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Экспонаты расположены на полках и стеллажах и разделены по видам: традиционные народные тряпичные куклы, современные отечественные и зарубежные куклы. Все экспонаты были собраны и сделаны в тесном сотрудничестве с родителями. Здесь же представлена подборка стихотворений, пословиц и поговорок, картотека дидактических игр по теме. Оформлена папка «Народные тряпичные куклы», «Современные куклы», представлен фотоальбом музея «Кукляндии» нашей группы.
Содержанием работы музея является:
- проведение тематических НОД для дошкольников;
- посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями организация экскурсий для детей и их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»
В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители и сами оказались активными помощниками в создании ми...
Мини-музей "Кукляндия"
Паспорт мини-музея "Кукляндия"...
Мини-музей "Кукляндия" презентация
Презентация создания мини-музея в ДОУ...
Тематический план Мини-музея "Кукляндия"
Предлагается тематический план по созданию мини-музея в подготовительной к школе группе ДОУ...
Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...
Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».
Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея: познавательно- исследовательский. Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...
Консультация «МИНИ – МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ. МИНИ – МУЗЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
Цель: Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Задачи: ·...