Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Карасева Наталья Викторовна

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_skazkam.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 47 Фрунзенского района Санкт - Петербурга

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам».

Воспитатель: Карасёва Наталья Викторовна

Логопед: Комарова Светлана Сергеевна

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; закрепить навыки детей пересказа сказок. Расширить словарный запас; закрепить названия русских народных сказок.

Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Приемы здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности, элементы гимнастики для глаз, физминутка, мимическая гимнастика)

Оборудование:

Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.

Методы и приемы:

Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;

Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций

Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия;

дидактические игры; физминутка; мимическое упражнение.

Ход занятия:

Дети заходят, становятся в круг.

Приветствие:

Доброе утро птицы запели,

Добрые люди вставайте с постели,

Солнце встает и идет по делам,

Доброе утро всем нам и гостям!

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Почему вы их любите? (Ответы детей) Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными?

 Дети: потому что, их сочинил народ.

Воспитатель: Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

Воспитатель: Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли). Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения). Смотрите, вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»

Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание. Нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)

Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет?

Дети: волшебный клубок.

Воспитатель: правильно - это волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок). Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Игра «Назови сказки»:  дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку.

Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок.

Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку.

Дети и воспитатель подходят к сундучку: Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.

Сказка «Катя и три волка»

Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.

Дети отвечают на какую она похожа сказку и что было не так:

(Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)

Воспитатель: правильно ребята! Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какого цвета? (красная)

Логопед: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимые сказки? Сумеете расколдовать, узнать сказки, получите еще одну страницу!»

Игра. “Исправь ошибки”.

Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг допущу ошибку.

– “Царевна-ЖАБА”;
– “По собачьему веленью”;
– “Иван царевич и черный волк”;
– “Сестрица Аленушка и братец Матвеюшка”;
– “Петушок – золотой сапожок”;
– “Мальчик-с-мизинчик”;
– “У страха уши велики”;
– “Лапша из топора”.

Замечательно ребята все правильно назвали. И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета (оранжевого).

Воспитатель: Ребята давайте мы еще поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы? Проводится гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок). Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся).

Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Физминутка: «Колобок» 
Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
то с бельчонком подружился. (приседание)
Покатился по дорожке, (бег по группе)
и попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю)

Логопед: Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. Ребята посмотрите здесь нам новое задание. Нужно отгадать зашифрованное слово. Мы будем отгадывать его по 1-м буквам слов, отгаданных вами загадок.
 Красна девица грустна, ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – 
Снегурочка.

На сметане мешён, на окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок, покатился – 
Колобок.
Всех излечит, излечит, добрый доктор – 
Айболит.

Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка.
 

Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон.

Братишка ей не подчинился
И вот в козлёнка превратился,
Когда водицы из копытца
Он в знойный день решил напиться -  
Алёнушка

Дети выполняют задание, читают слово которое получилось.

С

К

А

З

К

А

Замечательно ребята все сказки отгадали. А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то... (волшебная); 
- есть добро, то… (добрая); 
- есть радость, то… (радостная); 
- есть загадки, то... (загадочная); 
- есть мудрость, то… (мудрая) и т.д. 

Логопед: Вот мы и еще две страницы книги нашли. Какого они цвета? (Зеленого и голубого). А клубок ведет нас дальше.

Воспитатель: Ребята вы действительно молодцы, все загадки отгадали! Но я хочу предложить вам отгадать еще одну сложную загадку. Слушайте внимательно:

У бабушки сейф, он давно уж не новый.
К тому же не стальной, а дубовый.
Он скромно стоит в уголочке,
а крышка тяжёлая очень. (Сундук)

Воспитатель: Открываем сундук, а там новая страница.

Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета? (синего)

Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу. Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.

Игра: «Ты мне – я тебе».

(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».

Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…; Молодцы!-

Воспитатель: Молодцы. Вы очень хорошо знаете сказки и героев из них.

Логопед: Ребята я хочу вам предложить, подойти к доске и найти героем из сказок свой домик. Для этого вам надо взять картинку, назвать героя, определить, сколько слогов в его название и «поселить» в домик. Если в название героя один слог, то герой живет в домике №1, если два, то в домике №2. Если три, то в домике №3.

Воспитатель: Вот и последняя страница нашлась! Какого цвета? (фиолетового)

У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, …., фиолетовый. Что вам напоминают эти цвета? Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап,снуре!». Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:

удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;

лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;

весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.

(Дети выполняют вместе с воспитателем)

Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно откроются все двери. И что-то интересное подарит. (Дети получают в подарок из сундука). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой образовательной ситуации по развитию речи в младшей группе на тему «Путешествие по русской народной сказке "Колобок"»

Игровая ситуация учит детей внимательно слушать сказку, развивает диалогическую речь, а также закрепляет умение использовать элементы дыхательных движений и артикуляционной гимнастики....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка»

Конспект НОД по развитию речи  в средней группе на тему «Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка»...

Конспект занятия по развитию речи (2 младшая группа) на тему: «Путешествие по русским народным сказкам»

Тема «Путешествие по русским народным сказкам»Задачи:1. Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев).2. Развивать ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам».

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью ...