Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; закрепить навыки детей пересказа сказок. Расширить словарный запас; закрепить названия русских народных сказок.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_skazka.docx | 36.54 КБ |
skazka_szhataya.pptx | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам».
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; закрепить навыки детей пересказа сказок. Расширить словарный запас; закрепить названия русских народных сказок.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Приемы здоровье сберегающих технологий Аветисова и В. Базарного (смена видов деятельности, элементы гимнастики для глаз, физминутка, мимическая гимнастика)
Оборудование:
Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия;
дидактические игры; физминутка; мимическое упражнение.
Ход занятия
- Организационный момент.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, теперь улыбнитесь мне, а я вам.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? ( да) А кто их придумывает , сочиняет сказки?( писатели, поэты), А какие бывают сказки? ( народные, авторские). Ребята , как вы думаете , почему сказки называют народными ( ответы детей потому что их сочинил народ, Сказки передавались от одного человека к другому. А что бывает в сказках? ( Ответы: чудеса, волшебство, превращения)
Воспитатель: Ребята, сегодня утром тоже произошло волшебство. Когда я пришла в детский сад, то обнаружила в группе книгу сказок . Посмотрите какая она красивая Решила дождаться вас, чтобы вместе ее посмотреть.. Хотите посмотреть? ( открываю , выясняется, что все страницы исчезли)
Послание
Помогите, помогите!
Сказки вы назад верните!
Напугала нас старуха
И устроила разруху.
Перепутала все сказки,
Ветер сильный нагнала,
Книгу сказок порвала!
Вы, друзья, скорей спешите
Книгу сказок нам верните!
Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в сказочное путешествие? У меня есть волшебная палочка, с помощью её мы и отправимся в сказку. Но для этого вы все закроите глаза, а я буду считать до трёх и до каждого дотронусь своей Волшебной палочкой. На счёт три вы откроете глаза. И так начнём.
Звучит спокойная классическая музыка.
Дети открывают глаза.
Воспитатель: Вот мы с вами оказались в стране сказок! Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. Давайте его найдем.( ищут клубочек)
Обнаруживаем черный конверт.
Читаем: На метле в лесу летаю!
И в избушке там живу!
Я детей всегда пугаю,
Страх и ужас навожу!
Сказки не люблю я с детства,
С миром сказок не дружу,
Если спросите, то лучше, я вам пакость покажу!
Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать.
Воспитатель: Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаете один моток, при этом называете название сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
Игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку).
Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! Этот клубок укажет нам путь. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, путь дорожку укажи, страницы книжки нам верни!», клубочек покатился к домику).
Воспитатель: Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.
Сказка «Катя и три волка»
Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.
(Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)
Вот и нашлась одна страница!
Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги!
(Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги)
Письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а посмотрите на героев и узнайте из какой они сказки .( Теремок) И расскажите эту сказку. Получите еще одну страницу!»
Сценка « Теремок» дети садятся на пеньки кружки
Воспитатель: Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?
Проводится гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок). Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся).
Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки. Проводится игра «Помогите!». (3 -4). Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь.
- «Помогите, за мной гонятся три медведя!» - За кем гонятся три медведя? Как звали героя сказки? (Маша из сказки «Три медведя»)
2.«Помогите! Я сломал домик зверей!» ( медведь из сказки «Теремок»)
3«Помогите! Я превратился в козленочка!» (Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
4«Помогите, у меня оторвался хвост!» ( Волк из сказки «Лисичка сестричка и серый волк»)
5«Помогите! Я превратилась в облачко!» («Снегурочка»)
Воспитатель: Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!
Воспитатель :Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!
Физкультурная минутка "Сказки"
(проводят дети под руководством педагога)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Воспитатель: Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. (Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам).
Воспитатель : Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят" - Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Как называется эта сказка? Почему гуси-лебеди унесли братца? Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».)
- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)
Воспитатель: Вот мы и еще одну страницу книги нашли. А клубок ведет нас дальше.
Игровое упражнение «Кто я?»
Воспитатель : Сейчас вы услышите голоса героев сказок. Угадайте, кто из главных героев сказал эти слова .и из какой сказки
-Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою (Колобок)
-Ловись рыбка, большая и маленькая! (Волк)
-Слышим, слышим! Да не матушкин это голос. Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитывает! (Козлята)
-Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы. Котик - братик, спаси меня! (Петушок)
-Молочная река - кисельные берега! Куда гуси – лебеди полетели? (Аленушка)
-Ах, братец мой, Иванушка! Тяжел камень на дно тянет, шелкова трава ноги спутала, желтые пески на грудь легли. (сестрица Аленушка)
-Сяду на пенек, съем пирожок! (Медведь)
-Высоко сижу, далеко гляжу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! (Машенька)
-Битый не битого везёт (Лиса)
Воспитатель: Вот мы и еще одну страницу книги нашли.
Воспитатель :Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу. Предлагаю вам взять по одной карточке и встать в кружок, Игра: « Из какое сказки волшебный предмет» Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками Узнай волшебные предметы)
.
(Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками Узнай волшебные предметы)
Воспитатель: Молодцы, дети, правильно назвали!! Вот нашлась еще одна страница.
У нашей книги все страницы разноцветные. . Что вам напоминают эти цвета? Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап,снуре!». Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:
удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;
лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;
весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.
(Дети выполняют вместе с воспитателем)
Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Вы все молодцы! Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу.
Ребята закрывайте глаза, а я буду считать до трёх и до каждого дотронусь волшебной палочкой. На счёт три вы откроите глаза.
Звучит спокойная классическая музыка.
Дети открывают глаза.
Вот мы с вами вернулись в детский сад.
- Что объединяет сказки? (волшебные превращения, чудеса) .
- Чему учат сказки? (доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий) .
- В чём же сила и красота сказок? (добро побеждает зло) .
- Каждая сказка имеет свой сюжет, но все они в своей основе заканчиваются одинаково добро и правда всегда побеждает зло и ложь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи (2 младшая группа) на тему: «Путешествие по русским народным сказкам»
Занятие по развитию речи 3-4 лет....
План-конспект занятия по развитию речи (первая младшая группа) на тему: "Знакомство с русской народной сказкой "Репка".
Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста....
Конспект игровой образовательной ситуации по развитию речи в младшей группе на тему «Путешествие по русской народной сказке "Колобок"»
Игровая ситуация учит детей внимательно слушать сказку, развивает диалогическую речь, а также закрепляет умение использовать элементы дыхательных движений и артикуляционной гимнастики....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам».
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам»....
Конспект занятия по развитию речи (2 младшая группа) на тему: «Путешествие по русским народным сказкам»
Тема «Путешествие по русским народным сказкам»Задачи:1. Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев).2. Развивать ...
Открытое занятие по развитию речи в средней группе на тему: «Путешествие по русскому народному фольклору»
Знакомить детей с малыми формами фольклора. Учить детей понимать содержание и значение пословиц. Учить произносить чистоговорки, скороговорки, считалки, хороводные песни. Повторить с д...