"Трудиться - всем пригодится"
проект (подготовительная группа) по теме

Мирза Татьяна Ивановна

Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. В последнее время мы стали замечать, что дети не желают трудиться, предпочитают пользоваться помощью взрослого. Некоторые дети даже испытывают стеснение и неловкость в трудовых действиях, не имеют интереса к труду. В привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада стали возникать трудности. Все чаще и чаще мы стали наблюдать, что дети выбрасывают мусор там, где находятся: в группе, на площадке, на улице. А так как труд является важнейшим средством воспитания, основой человеческой жизни, назрела необходимость педагогического воздействия на трудовое воспитание дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_truditsya_-_vsegda_prigoditsya.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  

образовательное  учреждение  детский  сад

общеразвивающего вида №3

муниципальное образование

Усть-Лабинский район

ПРОЕКТ

ТРУДИТЬСЯ – ВСЕМ ПРИГОДИТСЯ

Выполнили:  Мирза Т.И.,

воспитатель первой квалификационной категории,

воспитатель Масюк О.А.

                                                   воспитатель первой квалификационной категории

                                 

г. Усть-Лабинск

     2018 год

Проект «Трудиться – всем пригодится».

Группа: старшая, подготовительная
Срок:
февраль 2018 - май 2018г (среднесрочный)

Актуальность: 

     Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. В последнее время мы стали замечать, что дети не желают трудиться, предпочитают пользоваться помощью взрослого. Некоторые дети даже испытывают стеснение и неловкость в трудовых действиях, не имеют интереса к труду. В привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада стали возникать трудности. Все чаще и чаще мы стали наблюдать, что дети выбрасывают мусор там, где находятся: в группе, на площадке, на улице. А так как труд является важнейшим средством воспитания, основой человеческой жизни, назрела необходимость педагогического воздействия на трудовое воспитание дошкольников.

Цель проекта:

     Формирование устойчивого эмоционально - положительного отношения дошкольников к труду, представлений о труде взрослых, роли труда в обществе и жизни каждого человека  

Задачи:

  • Формирование трудолюбия, развитие трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками.
  • Развитие желания трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу.
  • Развитие эмоциональной сферы дошкольников: чувство радости, чувство удовлетворения от проделанной работы.
  • Оказать помощь ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта.
  • Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.
  • Воспитание в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, собственному труду, труду других людей и его результатам.
  • Воспитание у детей личностных качеств: привычки к трудовому усилию, самостоятельности, активности, целеустремленности, ответственности, заботливости, бережливости.

Гипотеза:

      Если создать необходимые условия для развития осмысленного желания и умения участвовать в трудовой деятельности, для развития индивидуальности, обеспечения психологического комфорта каждого ребенка при организации труда, то у детей будут сформировано устойчивое эмоционально - положительное отношение дошкольников к труду.  

Ожидаемые результаты:

  • Сформирован интерес, положительное отношение к труду, желание трудиться.
  • Развиты трудовые умения и навыки.
  • Дети имеют общие представления о труде взрослых, понимают значимость труда.
  • Проявление уважения к труду и желание помогать старшим.
  • Проявление личностных качеств (привычки к трудовому усилию, самостоятельности, активности, целеустремленности, ответственности, заботливости, бережливости) в различных видах деятельности.

Основные этапы и сроки реализации проекта:

1. Подготовительный (1-2 неделя февраля2018 года).

2. Основной (3 неделя февраля -2 неделя мая).

3. Заключительный (3-4 неделя мая).

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители, сотрудники ДОУ.

Содержание проекта

Дата

Тема. Формы работы

Цели и задачи

I этап Подготовительный

 1-2 неделя февраля 2018 г

Разработка перспективного плана работы по трудовому воспитанию.

Анкетирование родителей: «Трудовое воспитание детей».

Наметить план работы

II этап Основной

 3 неделя февраля 2018 г

Беседа «Для чего все люди трудятся?»

Экскурсия в музыкальную школу

Сюжетно-ролевая игра «Музыкальна школа»

Трудовые поручения: «Полив комнатных растений», «Мытьё комнатных растений».

Рисование «Музыкальные инструменты»

Уточнить один из важных вопросов: «Для чего все люди трудятся?», сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь.

Расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

4 неделя февраля 2018 г

Беседа «Где работают ваши родители?».

Дидактическая игра «Назови профессию»

Фотоколлаж «Профессия моих родителей»

Конструирование: «Как строят дома?».

Трудовые поручения: «Опрыскивание комнатных растений водой из пульверизатора», «3еленый десант на комнатные растения»

 (убираем больные листья, подкормка).

Познакомить ребят с профессиями; воспитывать интерес к различным профессиям, уважение к людям труда.

Обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по внешнему виду растения), напомнить технику полива

1 неделя марта

2018 г

Беседа «Не сиди сложа руки –так не будет и скуки»

Экскурсия в музей (Выставка бабочек)

Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в музей»

Трудовое поручение: «Мытье поддонов», «Пересадка комнатных растений».

Лепка «Бабочка»

 

Научить ребят правильно распределять своё время: определить суть понятий: «время», «свободное время». Развивать у детей умения планировать свое время.
Воспитывать качества, позволяющие рационально использовать свободное время.

Учить детей выполнять работу самостоятельно и ответственно, распределять обязанности, согласовывать действия

2 неделя марта

2018 г

Беседа «Без труда не будет и плода»

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Чтение художественной литературы: Д. Родари

«Чем пахнут ремесла»

Наблюдение за работой воспитателя.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Буклет для родителей «Трудовое воспитание в семье» Трудовое поручение: «Посев семян цветов и овощей».

Рисование «Как мы сеяли семена»

Познакомить детей со стихотворением итальянского писателя; развивать навыки осознанного и выразительного чтения; воспитывать понимание важности любой профессии.

Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян: делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки); учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

3 неделя марта

2018 г

Беседа «Кто не работает, тот не ест»

Чтение художественной литературы: К Чуковский «Айболит»

Экскурсия в детскую поликлинику

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Трудовое поручение: «Посадка лука».

Аппликация «Доктор Айболит»

Познакомить детей с различными видами труда, сформировать навыки в организации рабочего процесса; формировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить оценивать деятельность других, делать замечания.

Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.

4 неделя марта

2018 г

Беседа «За труд говорят спасибо»

Наблюдение за работой дворника

Чтение художественной литературы: К. Чуковский   «Мойдодыр»

Трудовое поручение: «Дежурство по столовой»,

«Наведение порядка в группе после игры».

Пластилинография «Красивый рушник»

Помочь детям понять, что труд на благо других людей заслуживает благодарности.

Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол.  Убирать посуду после еды. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки после игры. Совершенствовать умение составлять план работы, отбирать необходимые материалы для предстоящей деятельности.

1 неделя апреля 2018 г

Беседа «Чистота - залог здоровья».

Наблюдение за работой младшего воспитателя.

Дидактическая игра «Угадай профессию»

Конструирование:

«Как делают автомобили?».

Трудовое поручение: «Помощь младшему воспитателю в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях».

Формирование культурно- гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста; дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья; воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.

Учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь младшему воспитателю и уважение к чужому труду. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.

2 неделя апреля 2018 г

Беседа «Каким трудом вы любите заниматься?».

Экскурсия в парикмахерскую

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»

Памятка для родителей «Как научить ребенка трудиться?».

Трудовое поручение: «Мытьё кукол», «Поддерживать внешний вид кукол: подбирать одежду, расчесать, завязать бант.

Аппликация «Красивое платье»  

Вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; расширять знания и представления о профессиях; обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Учить детей помогать воспитателю в мытье кукол: полоскать замоченные куклы, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду, воспитывать чувство удовлетворения от сделанной работы.

3 неделя апреля 2018 г

Беседа «Все работы хороши, выбирай на вкус»

Сюжетно-ролевая игра «Водители»

Инсценировка русской народной сказки: «Колосок».

Стихи, загадки, пословицы о труде.

Трудовое поручение: «Работа в книжном уголке».

(реставрация книг).

Рисование «Обложка для книги»

Расширение представлений о труде взрослых, знаний о труде через стихи, загадки, пословицы.

Учить детей выбирать  книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками).  Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление трудиться, поддерживать порядок

4 неделя апреля 2018 г

Беседа «Кем быть?».

Экскурсия на почту

Сюжетно-ролевая игра «Почта».
Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?».

Дидактические игра: «Кому без них не обойтись?».

Трудовое поручение: «У нас в шкафу порядок», «Поддержание порядка в шкафу с пособиями». 

Коллективная аппликация  «Журнал детского сада»

Объяснить детям какие факторы влияют на выбор профессии;

прививать любовь к труду.

Приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды.

Учить детей самостоятельно расставлять  пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль.                                              

1 неделя мая

2018 г

Беседа «Какую пользу я приношу Родине своим трудом?».

Дидактическая игра «Как труд людей разрушает нашу планету и как он ее спасает»

Консультация для родителей: «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Трудовое поручение: «Высаживание рассады, уход за ней».

Лепка «Овощи и фрукты»

Формирование представлений дошкольников о видах детского труда; о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

Развивать стремление вырасти полезными своему государству;

развивать кругозор, мышление.

Формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

2 неделя мая

2018 г

Вернисаж детских работ «Я люблю трудиться»

Развитие эмоциональной сферы дошкольников: чувство радости, чувство удовлетворения от проделанной работы.

3 неделя мая 2018 г

Создание лепбука «Все профессии нужны, все профессии важны»

Оформление всего собранного материала в одно единое целое, развитие   положительных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками

4 неделя мая 2018 г

Мультимедийная презентация проекта

Представить результаты работы на педагогическом совете, родительском собрании.

Выводы.

С помощью трудового воспитания дошкольников мы рассчитываем на дальнейшее развитие их личностных, физических и творческих способностей, укрепление дружеских отношений в детском коллективе. Формирование представлений о труде взрослых имеют большое значение в социализации личности дошкольника. Дети знакомятся с трудом взрослых, его результатами, участвуют в совместной трудовой деятельности с взрослыми. И это формирует у детей дошкольного возраста правильное отношение к труду, а позднее сказывается на всей учебной и трудовой жизни человека. Системные представления о труде вызывают у дошкольников устойчивый интерес к нему, желание научиться трудовым процессам взрослых. Отношение детей к овладению трудовой деятельностью становится осознанным. Тем самым формирование представлений о труде взрослых подготавливает основу для освоения этих же трудовых процессов детьми.

Таким образом, только при системном подходе возможно формирование желаемого отношения к труду, приобретение навыков элементарной трудовой деятельности, воспитание трудолюбия и других необходимых качеств личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва. 2012.
  2. Губанова Л.Ф. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации образовательного стандарта // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Москва. 2015. №1.
  3. Земская Ю.А. Система работы в ДОУ по трудовому воспитанию // Педагогическое мастерство. Москва. 2017.
  4. Куцакова Л.В.   Трудовое воспитание в детском саду. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва. 2015.
  5. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет.  МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва. 2008.
  6. Табачек Е.В. Воспитание положительного отношения к труду взрослых у старших дошкольников // Модернизация образования. Рязань. 2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Трудиться- всегда пригодиться"..

Закрепление знаний детей об овощах, их названия, способе выращивания, об условиях, необходимых для нормального роста семян, о навыках ухода за всходами....

"Трудиться - всегда пригодиться"

Конспект занятия для детей младшей группы...

«Трудиться – всегда пригодиться»

Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду, используя русский фольклор....

Мини-проект "Трудиться - всегда пригодится"

Проект во второй младшей группе по трудовой деятельности. Организация "Огорода на подоконике"...

Проект формирование представлений о труде у детей 6-7 лет «Трудится- всегда пригодится»

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей ...

«Вода, водица – всем пригодится»

laquo;Вода, водица – всем пригодится»...

«Вода, водица – всем пригодится».

laquo;Вода, водица – всем пригодится»....