Статья на тему: Роль сюжетно роливых игр в жизни дошкольника
статья (средняя группа) на тему
Роль сюжетно роливых игр в жизни дошкольника
Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
По мнению детских психологов и педагогов, интерес к сюжетно-ролевой игре возникает к трём годам. Это обусловлено тем, что в первые годы жизни ребёнок накапливает представления о мире, учится действиям с предметами, развивает координацию движений. Однако первоначальные элементы сюжетно-ролевой игры прослеживаются в самостоятельной деятельности детей 2–3 лет, когда малыши в действиях с игрушками воспроизводят увиденное в обыденной жизни.
Сюжетно-ролевые творческие игры - это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых"
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве. Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, сюжет, роли.
Сюжет - отражение детьми в игре определенных действий, событий, взаимоотношений на жизни и деятельности окружающих. Поэтому сюжеты зависят от эпохи, быта, географических и других условий. Чем уже сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем более однообразны сюжеты их игр.Сюжет игры состоит из следующих элементов: действие, персонажи, предметная ситуация. Сюжеты различаются по тематическому содержанию и по структуре. Тематическое содержание сюжетов зависит от конкретных условий жизни детей.
Сюжетно-ролевая игра"Поликлиника"
Задачи: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Роли: врач, медсестра, работник регистратуры, санитарка, больные.
Игровые действия: Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписываетрецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает
уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т. д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.Игровые ситуации: «На приеме у лор врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.
Предварительная работа:Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» .Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Дидактическая игра «Маша простудилась». Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка «Подарок для больной Маши». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т. д.)
Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т. д.
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахер»
Цель: раскрытие смысла деятельности парикмахера
Задачи:- формировать умение творчески развивать сюжет игры; учить считаться с мнением других, уважать права и интересы другого; учить соблюдать установленные правила в игре; учить создавать и использовать в игре предметы-заместители; учить воспроизводить простейшие игровые действия по подражанию действиям взрослого; способствовать расширению словарного запаса слов, умению вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них; расширять знания детей о профессии парикмахер, специфике работы; способствовать развитию артистичности, общительности, уступчивости; способствовать воспитанию культуры речи, вежливости; воспитывать уважение к профессии парикмахер.
Игровой материал: набор инструментов «Детский парикмахер», накидки для клиентов, фартуки для парикмахеров, предметы-заместители (детали строительного набора: цилиндр –флакон, брусок – расчёска, кирпичик – кисть для окрашивания волос, пластмассовый цилиндр – телефон для клиентов), флаконы из-под шампуня; телефон, касса для администратора; игрушечные телефоны для клиентов; таблички – изображения: мужской зал, женский зал, фишки-рубли.
Подготовка к игре: беседы: «Профессия парикмахер», «Инструменты парикмахера», «Для чего нужны парикмахерские?», «Как я с мамой ходил в парикмахерскую»;чтение художественной литературы: Эдуард Успенский «Страшная история», Лика Разумова «Парикмахер», Б. Житков «Что я видел», С. Михалков «В парикмахерской»
- рассматривание иллюстраций, наглядных пособий, журналов «Модели причёсок», беседа по ним;
- проведение игровых ситуаций, показов-инсценировок, мини-диалогов между парикмахером и клиентом, администратором и клиентом, администратором и парикмахером с разными детьми;
- изготовление совместно с детьми атрибутов для игры: зеркало, ножницы, расчёска, пульверизатор, альбом с причёсками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей " Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников".
Родители часто не задумываются о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни своих детей, а иногда даже не умеют в их играть. Данная папка-передвижка поможет им лучше понять своих детей....
Роль сюжетно - ролевой игры в жизни дошкольника
Консультация для родителей "Роль сюжетно - ролевой игры в жизни дошкольника"...
Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.
Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника.Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребенка. Именно в это...
Статья: "Значение и роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников"
Значение и роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников Личностные качества ребенка формируются в активной деятельно...
Статья – Консультация для родителей «Значение и роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников»
В данной статье рассказывается о том, что личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей. Ведущей деятельнос...
Статья РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА
Игра занимает очень важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Недаром её называют "ведущей" - именно игра ведет ребенка в мир люде...
Методическая разработка на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников»
Методическая разработка на тему:«Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников»...