Статья РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА
статья
Игра занимает очень важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Недаром её называют "ведущей" - именно игра ведет ребенка в мир людей и предметов, в мир социальных отношений, в сообщество взрослых людей. Она выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 625.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Светлана Гаврильевна, воспитатель МБДОУ ЦРР Д/с №89 «Парус»
РАСТЕМ ИГРАЯ
РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА
Игра занимает очень важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Недаром её называют "ведущей" - именно игра ведет ребенка в мир людей и предметов, в мир социальных отношений, в сообщество взрослых людей. Она выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.
Даниил Борисович Эльконин (1904–1984 г.г.) - доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанный на понятии «ведущая деятельность», подчеркивал: «… игра подготавливает переход на более высокую ступень психического развития, переход в новый период развития». Игра развивает мотивационно-потребностную сферу, позволяет преодолеть познавательный эгоцентризм, развивает умственные действия, произвольное поведение [18 с.288].
Игра самостоятельная свободная детская деятельность, которая предполагает создание воображаемой ситуации, одновременное существование ребенка в реальном и формируемом с его участием пространстве. Отношения в социуме регламентированы общепринятыми нормами, и ребенок, проживая их в игре, пропуская через себя, адаптируется к установленным правилам и следует им в жизни. Таким образом, чем больше у ребенка игровой опыт, богаче содержание игры и разнообразнее игровые действия, тем успешнее он будет во взрослой жизни. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение регулировать свое поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами, способствуя формированию, личностных качеств, характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, при необходимости настоять на своем, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные, а также совместно строить и реализовывать планы. Е.Г. Юдина считает, что в сюжетно-ролевой игре дети отрабатывают методы решения конфликтов, отыскивают собственную позицию в общении с ровесниками, дают сами и получают со стороны партнёров реакцию поддержки, одобрения или недовольства. Принятие ребёнком различных ролей является значимой предпосылкой развития процессов понимания другого человека и даёт ему возможность опробовать различные способы взаимодействия с людьми, выполняющими другую роль. А.А. Максимова указывает на то, что сюжетно-ролевая игра целенаправленно формирует коммуникативные умения детей. Другим преимуществом является то, что сделав в ней ошибку, её всегда можно исправить, а приобретенный положительный итог повторить [8].
Исполняя разные роли, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают реальные чувства и таким образом обогащают свой внутренний мир. Разворачивая игры различной тематики, ребенок охватывает различные сферы действительности, что способствует развитию его представлений об окружающем мире.
В игре у дошкольников складываются основные предпосылки овладения учебной деятельностью и, следовательно, то, насколько полноценно играет ребенок, во многом определяет успешность его обучения в школе. Произвольность, способность следовать нормам, действовать по образцу, оперировать знаками и схемами, овладение социальными нормами – все это важнейшие новообразования дошкольного возраста, формирующиеся преимущественно в игре.
- корректирует негативное эмоциональное состояние;
- позволяет ребенку символически принять активную роль в событии, где он вынужден был быть пассивным;
- дает возможность быть другим, не таким, как в реальности;
- дает чувство контроля над чрезмерно интенсивными внутренними побуждениями [21].
ФУНКЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ (Н.А. Виноградова)
- Мотивационно-побудительная функция - сюжетно-ролевая игра основывается на межличностных отношениях, которые осуществляются в ходе общения. Таким образом, являясь образцом межличностного общения, ролевая игра пробуждает потребность в общении.
- Обучающая функция - сюжетно-ролевая игра в существенной степени содействует формированию речевых умений и навыков детей, даёт возможность моделировать общение дошкольников в различных речевых ситуациях. Иными словами, сюжетно-ролевая игра выступает в роли тренировки для постижения умений и навыков диалогической речи в ситуациях межличностного общения.
- Воспитательная функция - сюжетно-ролевая игра способствует сплочению детского коллектива. В активную деятельность вовлекаются скромные дети, и это содействует утверждению каждого в коллективе. В сюжетно-ролевых играх воспитывается осознанная дисциплина, усердность, взаимовыручка, активность ребенка, стремление вливаться в различные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять своё мнение, проявлять инициативу, отыскать приемлемое решение в определенных обстоятельствах.
- Ориентировочная функция - сюжетно-ролевая игра формирует у дошкольников способность проиграть роль иного человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. В игре дошкольник учится планировать личное речевое поведение и поведения собеседника, формируется умение контролировать свои действия, давать беспристрастную оценку действиям других.
- Компенсаторная функция – поскольку в дошкольном возрасте дети тяготеют к общению, к взрослости, сюжетно-ролевая игра дает им возможность выйти за границы своего контекста деятельности и увеличить его [1].
СТРУКТУРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
(Краснощекова Н.В.)
Социальный мотив – стремление и желание ребенка действовать как взрослые: готовить еду как мама, водить самолет как летчик. С помощью фантазии и воображения, ребенок легко включается в те сферы человеческой деятельности, которые ему в реальной жизни пока недоступны. Ребенок реализует потребность самому разобраться в системе взрослых отношений. Младший дошкольник – действие с привлекательными предметами; старшие дошкольники – воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые. Когда игра достигает своего пика, то ребенку становится недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать – пойти в школу.
Определение, во что и как будут играть дети. Это план действий, задуманный играющими. Появление замысла (Л.С. Выготский) означает переход к творческой деятельности, следовательно, означает развитие у ребенка творческого воображения. Замысел игры (А.П. Усова) – это не плод отвлеченной фантазии, а результат наблюдения ими происходящего вокруг. Замысел игры у младших дошкольников направляется игровой предметной средой, новая сюжетная линия выстраивается благодаря введению дополнительного игрового материала: от действия к мысли. У старших дошкольников замысел обеспечивает создание обстановки действия: ребенок идет от мысли к действию. Педагог принимая на себя руководство игрой, в младших группах выступает в роли участника игры, в старших чаще является советчиком, партнером.
Сюжет – та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми. Это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участник событий. При этом игровые действия (готовить обед, лечить кукол, водить автобус) – одно из средств реализации сюжета. Бытовые (отражение отношений сверстников, взрослых: игры в семью, детский сад); профессиональный труд взрослых – магазин, стройка, аптека, банк, транспорт, автомастерская и др.); общественные – день рождения, праздники; игры на темы фильмов, литературных произведений, героико-патриотические – отражение знакомых эпизодов, подражание действиям героев, усвоение их поведения.
Роль – средство реализации сюжета через ролевое действие, ролевой диалог, ролевую речь. Роль для ребенка – это его игровая позиция, через которую он отождествляет себя с персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Роль выражается через речь, действия, мимику, жесты, пантомимику. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает. Ролевое поведение – образец того, как надо действовать. Отступление от правил ролевого поведения вызывает протесты у партнеров по игре. Подчинение правилам вытекает из самой сути игры. Ролевая речь, ролевые комментарии (слова, предложения, монологи, диалоги), то, что используется ребенком при взаимодействии с игровыми партнерами. Игровые действия: отобразительные (копирует действия, события реальной жизни), изобразительные (действия более свернутые, используются слова «как будто»). Игровой материал – та среда, которая помогает ребенку реализовать игровой замысел [13].
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
Сюжетно-ролевая игра — самостоятельная игровая деятельность, но при этом для ее развития нужно руководство, которое осуществляет воспитатель, который организовывает эффективное начало: педагогу важно уметь начать игру, заинтересовать, направить в нужное русло.
Принципы поведения взрослого при передаче игровой культуры:
- Чтобы дети овладели способами построения игры, взрослый должен стать партнером детей по игре.
- Взрослый, играя вместе с детьми на каждом этапе дошкольного детства использует такие формы игры, которые открывают ребенку новый, более сложный способ построения игры.
- Начиная с раннего возраста, на каждом этапе взрослый - партнер ориентирует ребенка на возможное взаимодействие с партнером – сверстником.
Очень важно!!!!!
- Эмоциональность самого воспитателя;
- Образность его речи;
- Уважительное отношение к участниками игры;
- Прекрасно, если воспитатель выступает в роли участника, и совсем не обязательно в «главной» роли. Но при этом он авторитетно «ведет» и контролирует игру, дав детям максимальную степень свободы.
Развитие игровой деятельности в 5-6 лет.
В этом возрасте дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Организация игрового пространства, в котором выделяется смысловой «центр» и «периферия». (в игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства). Действия детей в играх становятся разнообразными.
Задачи сюжетно-ролевой игры:
- Совершенствовать и расширять игровые замыслы, для реализации ставить репродуктивные и инициативные игровые задачи;
- Поощрять выбор темы для игры, учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, телепередач, экскурсий;
- Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, увеличивать количество объединяемых сюжетный линий. Поощрять за оригинальность, самостоятельность претворения замыслов в игре;
- Учить согласовывать тему игры; самостоятельно распределять роли, готовить условия для игры, договариваться о последовательности игровых действий, налаживать и укреплять контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и пр. Учить самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры;
- Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений.
Показатели игрового взаимодействия к концу учебного года:
Ребенок овладевает способами построения сюжетно-ролевой игры, учится комбинировать знания, полученные из разных источников для выбора сюжета игры.
Ребенок овладевает способностью создавать сюжет в индивидуальной и совместной игре, а также вносить изменения в сюжет с учетом интересов партнера.
У ребенка развивается способность согласовывать индивидуальные творческие замыслы с партнерами по игре.
Ребенок овладевает средствами обеспечения согласованности замыслов и действий (тактичность, сдержанность, умение прислушиваться к мнению других).
У ребенка формируется способность создавать предметно-игровую ситуацию.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТОЧНЫЙ ГОРОД»
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАЧИ:
- Продолжать знакомить детей с профессиями: водитель, парикмахер, продавец, врач, изобретатель-строитель.
- Совершенствовать навыки устойчивого игрового взаимодействия с другими детьми, объединяя игровое взаимодействие в один сюжет.
- Формировать у детей умение использовать вежливые слова «Доброе утро», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Всего доброго» и т.д. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, развивать воображение.
МАТЕРИАЛЫ К ИГРЕ:
- Вывеска на стойке: «Лакомка», «доктор Пилюлькин», «Цветочная радуга», «Мастерская Шпунтика и Винтика», «Ромашка» - символическое изображение.
- Банкомат-деньги, билеты на автобус, Письмо Незнайки, карточки 10 см на 5 см, где изображены предметы профессий, корзины для продуктов и цветов.
Атрибуты к играм:
- «Больница» - шприц, градусник, фонендоскоп, таблетки, вата, халаты.
- «Магазин Лакомка»: Касса, деньги, печенье в виде цветов, овощей, фруктов, кексы, фартук.
- Магазин цветов «Ромашка» - цветы оригами тюльпаны, ромашки; бумажная фиалка, розы, Цветочное дерево; ёлочки – оригами, фартуки.
- Конструкторы изобретатели» – стол для Лего, конструктор Лего, схема – машина - экскаватор, каски.
- «Парикмахерская» - стол с зеркалом, Фен, расческа, шампуни, фартуки.
- «Водитель» - руль, тканевая накидка на переднюю часть автобуса.
- Предметы-заместители: кирпичики (мобильные телефона, платежные карты).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Чтение художественного произведения Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» - просмотр мультфильма, беседа по произведению использование персонажа «Незнайка» на ООД, в играх;
- Знакомство с профессией продавца-кондитера;
- Сюжетно ролевые игры: «Больница», «Конструкторы – изобретатели», «Магазин», «Семья»;
- Работа с родителями: совместное с детьми изготовление папки передвижки «В какие игры играем дома?»;
- Экскурсии с родителями в магазин, парикмахерскую.
ХОД ИГРЫ
Ситуация: Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Незнайки. «Здравствуйте, дорогие ребята! Со мной случилось необыкновенное дело. Мои друзья Пилюлькин, Пончик, Знайка, Шпунтик и Винтик улетели на Луну. А меня оставили в Цветочном городе, чтобы я присматривал за городом. Мне было нечего делать, до того разбаловался и все предметы профессий перепутал и теперь не знаю как со всем этим разобраться. Помогите, пожалуйста, Светлана Гаврильевна и дети, срочно приезжайте»
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке разобраться. Вот и автобус ждёт нас, собираемся в путешествие в Цветочный город».
Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в путешествии другой город:
- Говори добрые слова «Здравствуйте», «Доброе утро», когда входишь в другую группу, когда уходишь «До свидания», говори.
- Если взял игрушку поиграть – положи её на место, когда уходишь.
- Говори спокойно
- Ходи спокойно
А теперь рассаживайтесь в автобус, водитель и кондуктор занимают свои места. Поехали!!!
Воспитатель: Вот ребята и приехали в Цветочный город», как здесь красиво. Что- то не видно нашего Незнайки. Ребята, побегу посмотрю, а вы посидите, никуда не уходите.
Незнайка въезжает на самокате, плачет: У нас в городе много улиц, и можно просто заблудиться. Что же я натворил, все предметы для работы моих друзей перепутал и не помню, кем работали мои друзья… (плачет)
Ребята, посмотрите в этом волшебном ящике, предметы моих друзей.
Дети заглядывают в волшебном ящике, все атрибуты профессий, перепутаны.
Незнайка: Давайте, ребята вспомним, кто по профессии Пилюлькин? (Доктор). Кто по профессии Шпунтик и Винтик? (Изобретатели). Кто по профессии Пончик? (Кондитер), он работает в магазине сладости. Кто работает в магазине? (Продавец), кто по профессии Ромашка? (выращивает цветы), работает в магазине цветов, в городе у нас есть ещё парикмахерская, работает Мушка. А ещё у нас есть банкомат, где вы можете снять деньги или можете оплатить мобильным банком.
Дети с помощью воспитателя выбирают себе роли:
- Аман – доктор Пилюлькин, Аман нашёл предметы доктора Пилюлькина, аккуратно всё приготовил для работы в поликлинике.
- Лия – мама с куклой, живут в доме Незнайки;
- Алгыстана – продавец и кассир магазина сладости, правильно собрали предметы для магазина сладости;
- Валентин, Арсен – строители-изобретатели, Валентин и Арсен, у вас заказчик я Незнайка, я попрошу вас сделать машину экскаватор необыкновенной постройки. Молодцы, ребята! Арсен у нас ещё водитель;
- Саина и Алиса С. - гости нашего города, будут посещать больницу, магазины;
- Вика – Парикмахер, Вика правильно нашла предметы, работает парикмахером;
- Алиса В – работает в магазине цветов, ребята покупаем цветы.
Незнайка: Ребята, у нас есть первая группа «Доктор в больнице»; вторая группа «Продавец в магазине сладостей», третья группа «Парикмахер в салоне красоты», четвёртая группа «Строители-изобретатели», пятая группа: «Цветочница - продавщица цветов», мама с сыном (дети расходятся по группам, в те части цветочного города, которые они выбрали: Поликлиника, Парикмахерская, Магазин сладостей, Магазин цветов, Лего центр).
«Доктор в больнице»
Игровые цели:
- разложить предметы (медицинский халат, фонендоскоп, градусник, таблетки, шприц)
- сделать прививки жителям цветочного города
- проверить у жителей города температуру.
Аман к тебе первые пациенты, мама Лия с сыном (кукла).
Аман: Доброе утро. Вы на прививку?
Лия: Доброе утро. Мы пришли на прививку.
Аман: В начале, поставим градусник, посмотрим горлышко, прослушаем. Всё в порядке, можно поставить прививку. До свидания, не болейте.
«Парикмахер в салоне красоты»
Игровые цели:
- разложить атрибуты для парикмахерской
- помыть волосы, высушить феном, расчесать волосы
Вика: Доброе утро. Проходите в наш салон, у нас сегодня день красоты. Приходите жители «Цветочного городка». Какую сделать вам причёску или стрижку?
Алиса В: Мне пожалуйста сделайте стрижку и укладку.
Вика: В начале, волосы вымоем, посушим феном, пострижём, а теперь сделаем укладку, намажем пенкой. Возьмём фен, немного приподнимем волосы, а теперь покроем волосы лаком. Всё готова причёска.
«Цветочница - продавщица цветов»
Игровые цели:
- расставить цветы, ёлочки
- сделать букеты из тюльпанов
Саина: Доброе утро! Цветочный магазин «Ромашка» – у нас Вы можете приобрести цветы необычайной красоты.
Незнайка: Доброе утро! Пожалуйста, сделайте букет из тюльпанов. Сегодня день рождение у Мушки.
Саина: вот получился такой красивый букет.
Незнайка: Все жители цветочного города, будут получать прививки. Я могу быть продавцом, а вы сходите на прививку.
Алиса С: Хорошо, я быстро схожу и приду. Большое спасибо.
«Строители-изобретатели»
Игровые цели:
- приготовить строительные каски
- подготовить строительный материал, ЛЕГО
- построить машину-экскаватор по эскизу
Незнайка: Ребята, как эти предметы и строительный материал помогут нам построить экскаваторы? Что понадобится для стройки?
(дети рассматривают строительный материал, отвечают).
Изобретатели Арсен, Валентин: Незнайка, какую модель машины хочешь заказать? (Схема). Всё будет готово, через несколько минут.
Незнайка: у нас в городе совсем нет машин экскаваторы. Какие детали ЛЕГО будете использовать? (колёса, крыша и т.д.)
Изобретатели: Заказ принят. А, вы знаете, сегодня в магазине цветов, привезли необычные ёлки и цветы. Я могу быть изобретателем строителем, а вы сходите в магазин цветов и купите цветы и ёлочки.
«Продавец в магазине сладостей»
Игровые цели:
- приготовить сладости: пирожные, кекс, шоколадные пирожные
- разложить атрибуты: кассу, деньги
- приготовить фартуки
- предложить больше сладостей жителям города
Алгыстана: В магазине «Лакомка» продают сладкие, при сладкие сладости, сегодня Акция «недорого». (печенье, пирожные, кексы)
Незнайка: Доброе утро! Как у вас в магазине вкусно пахнет. Что вы мне предложите?
Алгыстана: Доброе утро! Могу предложить пирожные с клубникой, кексики, шоколадные пирожные.
Незнайка: Пожалуйста, мне два пирожных с клубникой. Спасибо большое.
Незнайка: Доброе утро, сегодня прекрасная погода. Давайте я попробую быть продавцом, а вы сделайте себе причёску, у нас в городе есть прекрасная парикмахерская «Цветочная радуга».
Незнайка: До свиданья ребята, большое спасибо за помощь и игру, большой привет Светлане Гаврильевне. Вы взяли с собой гостинцы? (цветы, ёлочки). Вот и закончилось ваше путешествие. (Незнайка уезжает на самокате).
Воспитатель: Ребята, как долго я искала Незнайку. Незнайка встретил детей, мы помогли ему поиграть в профессии друзей. Какие вы молодцы, ребята! Помогли Незнайке, а теперь собираемся в детский сад.
Рефлексия. Воспитатель: Ребята, вот мы и дома, вам понравилось необычайное путешествие? Что больше всего вам понравилось в путешествии? А в «Цветочном городе», что понравилось? Вы дружно играли? Какие вежливые слова, вы говорили друг другу? Мы с вами помогли нашему другу Незнайке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема статьи:"Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста"
В данном материале говорится о важном значении сюжетно-ролевых игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста....
Статья "Роль сюжетно - ролевой игры в развитии речи детей"
Статья на тему "Роль сюжено - ролевой игры в развитии речи детей" (старшая группа)...
Статья " Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей раннего возраста"
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей раннего возраста...
Статья "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста"
В помощь педагогам ДОУ...
Статья: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"
Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, формой организации жизнедеятельности и основным средством всестороннего развития....
Статья: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей 4-5 лет"
Данная статья по речевому развитию,в которой говорится о роли сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей 4-5 лет....