Роль русской народной сказки в воспитании и развитии дошкольника
статья (старшая группа) на тему
Интерес детей к сказкам общеизвестен. Испокон веков знакомство малышей со сказками начинается с одних и тех же почти канонических текстов, которые лучше всего приспособлены для детского восприятия: «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», и т.д. Незатейливые сюжеты, повторы действий и слов – казалось бы никакой интриги. Однако именно эти сказки вызывают интерес даже у детей, имеющих отклонения в развитии, и у детей, не испытывающих особого желания читать «умные» дидактические книжки.
В чем же секрет этих сказок? Разве взрослый человек стал бы так подробно излагать всю последовательность действий, необходимых, например, для вытаскивания репки из земли? Скорее всего, взрослый рассказал бы об этом так: «Посадил дед репку, когда она выросла, вся семья и домашние животные помогли деду вытянуть репку из земли». Почему же малыша так увлекает последовательное перечисление всех помощников деда и их однообразных действий?
Оказывается, чтобы усвоить связь между причиной и следствием, понять, как от замысла действия приходят к конечному результату, ребенку необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала пути к его завершению. Маленький ребенок не способен сам из повседневной деятельности взрослых вычленить этапы, приводящие к осуществлению цели. В сказке же подробно излагается зримая и конкретная схема последовательно выполненных действий.
Опытом многих поколений рассказчиков была найдена и наиболее увлекательная для слушателя – ребенка форма передачи этого непростого содержания.
Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побуждает юного слушателя произносить звукоподражания «му», «мяу», «ква-ква», короткие, многократно звучащие в тексте фразы «бабка за детку, детка за репку», «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?». Животные – герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имена прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка – квакушка, мышка – норушка, зайчишка – трусишка, лисичка – сестричка, волчок – серый бочок.
Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь.
Именно сказка знакомит детей с неизменными на все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может связать и свои собственные поступки.
В русской народной сказке, добро неизменно побеждает зло, но путь к этой победе долог, и герой проходит через тяжкие испытания. Так мудрый народ – рассказчик закаляет душевные силы растущего человека. Слушая сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. Именно на этих примерах воспитываются такие важные человеческие качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели.
Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости – она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни.
КАК ИГРАТЬ СО СКАЗКОЙ ?
Сказка должна быть наглядной.
Учитывая подлинный интерес ребенка к сказке, силу ее воздействия на ум и душу растущего человека, пособие «Театр сказок», «Теремок» можно использовать и с другой целью – учебно-развивающей. Обыгрывая любимые сказки, дошкольник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешной подготовки и обучению в школе. Рассказывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.
В качестве упражнения на интонирование можно с ребенком поиграть так: выберите несколько персонажей, поставьте их в ряд и попросите ребенка угадать, «кто сейчас разговаривает». В качестве произносимой фразы можно использовать реплику из сказки. Малышам полезно повторить за нами интонированную фразу, с детьми 5-6 лет уже можно играть по очереди: сначала за персонажа сказки говорит взрослый, а угадывает ребенок, затем говорит ребенок, а угадывает взрослый.
Для того чтобы научится читать, ребенок должен иметь хорошо развитое внимание и память. В сказочные занятия можно включить разнообразные игры для совершенствования психических процессов у дошкольников, такие как «Найди лишний», «Запомни и повтори», «Продолжи последовательность», «Чья песенка?», «Будь внимателен» и др.
Игра «Кто лишний?»
Выложите перед ребенком вперемешку несколько персонажей из одной сказки и одного из другой. Пусть ребенок скажет, «кто пришел из другой сказки?» и назовет обе сказки, откуда «лишний» и откуда все остальные. Детям постарше можно предложить ввести в знакомую сказку дополнительного героя и придумать, как тогда может измениться сюжет сказки. Например, что будет, если в сказку «Колобок» придет Бычок смоляной бочок? Поможет ли он Колобку? Попытается ли тоже его съесть или вернет домой, Деду с Бабой?
На материале сказок дети усваивают и математические знания, обучаются количественному и порядковому счету.
Играя с пособием «Теремок», дети учатся анализировать последовательность своих действий, развивают в себе самостоятельность, сообразительность, творческое воображение. Одновременно происходит подготовка руки к письму, развивается глазомер: дети обучаются контролю и координации при сложных движениях кисти и пальцев рук
Перед тем как предложить ребенку выполнить какое-либо учебно-игровое задание, необходимо его подробно объяснить и попросить малыша самого повторить задание, чтобы убедиться, что он понял. Не следует огорчаться, если у ребенка что-то не получилось сразу. В этом случае взрослому нужно самому начать делать оказавшееся сложным для малыша упражнение. Показав ребенку, ход выполнения задания, взрослый сможет заинтересовать маленького ученика, а затем постепенно предоставить ему для самостоятельного завершения.
И самое главное: взрослому необходимо как можно чаще хвалить ребенка, даже за небольшие успехи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interes_detey_k_skazkam_obshcheizvesten2.docx | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль русской народной сказки в воспитании и развитии дошкольника.
Интерес детей к сказкам общеизвестен. Испокон веков знакомство малышей со сказками начинается с одних и тех же почти канонических текстов, которые лучше всего приспособлены для детского восприятия: «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», и т.д. Незатейливые сюжеты, повторы действий и слов – казалось бы никакой интриги. Однако именно эти сказки вызывают интерес даже у детей, имеющих отклонения в развитии, и у детей, не испытывающих особого желания читать «умные» дидактические книжки.
В чем же секрет этих сказок? Разве взрослый человек стал бы так подробно излагать всю последовательность действий, необходимых, например, для вытаскивания репки из земли? Скорее всего, взрослый рассказал бы об этом так: «Посадил дед репку, когда она выросла, вся семья и домашние животные помогли деду вытянуть репку из земли». Почему же малыша так увлекает последовательное перечисление всех помощников деда и их однообразных действий?
Оказывается, чтобы усвоить связь между причиной и следствием, понять, как от замысла действия приходят к конечному результату, ребенку необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала пути к его завершению. Маленький ребенок не способен сам из повседневной деятельности взрослых вычленить этапы, приводящие к осуществлению цели. В сказке же подробно излагается зримая и конкретная схема последовательно выполненных действий.
Опытом многих поколений рассказчиков была найдена и наиболее увлекательная для слушателя – ребенка форма передачи этого непростого содержания.
Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побуждает юного слушателя произносить звукоподражания «му», «мяу», «ква-ква», короткие, многократно звучащие в тексте фразы «бабка за детку, детка за репку», «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?». Животные – герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имена прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка – квакушка, мышка – норушка, зайчишка – трусишка, лисичка – сестричка, волчок – серый бочок.
Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь.
Именно сказка знакомит детей с неизменными на все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может связать и свои собственные поступки.
В русской народной сказке, добро неизменно побеждает зло, но путь к этой победе долог, и герой проходит через тяжкие испытания. Так мудрый народ – рассказчик закаляет душевные силы растущего человека. Слушая сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. Именно на этих примерах воспитываются такие важные человеческие качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели.
Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости – она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни.
КАК ИГРАТЬ СО СКАЗКОЙ ?
Сказка должна быть наглядной.
Учитывая подлинный интерес ребенка к сказке, силу ее воздействия на ум и душу растущего человека, пособие «Театр сказок», «Теремок» можно использовать и с другой целью – учебно-развивающей. Обыгрывая любимые сказки, дошкольник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешной подготовки и обучению в школе. Рассказывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.
В качестве упражнения на интонирование можно с ребенком поиграть так: выберите несколько персонажей, поставьте их в ряд и попросите ребенка угадать, «кто сейчас разговаривает». В качестве произносимой фразы можно использовать реплику из сказки. Малышам полезно повторить за нами интонированную фразу, с детьми 5-6 лет уже можно играть по очереди: сначала за персонажа сказки говорит взрослый, а угадывает ребенок, затем говорит ребенок, а угадывает взрослый.
Для того чтобы научится читать, ребенок должен иметь хорошо развитое внимание и память. В сказочные занятия можно включить разнообразные игры для совершенствования психических процессов у дошкольников, такие как «Найди лишний», «Запомни и повтори», «Продолжи последовательность», «Чья песенка?», «Будь внимателен» и др.
Игра «Кто лишний?»
Выложите перед ребенком вперемешку несколько персонажей из одной сказки и одного из другой. Пусть ребенок скажет, «кто пришел из другой сказки?» и назовет обе сказки, откуда «лишний» и откуда все остальные. Детям постарше можно предложить ввести в знакомую сказку дополнительного героя и придумать, как тогда может измениться сюжет сказки. Например, что будет, если в сказку «Колобок» придет Бычок смоляной бочок? Поможет ли он Колобку? Попытается ли тоже его съесть или вернет домой, Деду с Бабой?
На материале сказок дети усваивают и математические знания, обучаются количественному и порядковому счету.
Играя с пособием «Теремок», дети учатся анализировать последовательность своих действий, развивают в себе самостоятельность, сообразительность, творческое воображение. Одновременно происходит подготовка руки к письму, развивается глазомер: дети обучаются контролю и координации при сложных движениях кисти и пальцев рук
Перед тем как предложить ребенку выполнить какое-либо учебно-игровое задание, необходимо его подробно объяснить и попросить малыша самого повторить задание, чтобы убедиться, что он понял. Не следует огорчаться, если у ребенка что-то не получилось сразу. В этом случае взрослому нужно самому начать делать оказавшееся сложным для малыша упражнение. Показав ребенку, ход выполнения задания, взрослый сможет заинтересовать маленького ученика, а затем постепенно предоставить ему для самостоятельного завершения.
И самое главное: взрослому необходимо как можно чаще хвалить ребенка, даже за небольшие успехи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста
С раннего возраста наши мамы и бабушки поют нам колыбельные, мы слышим прибаутки и потешки, а также сказки. Сказка, рассказанная мамой перед сном, дает ощущение спокойствия и уверенности. Сказка...
Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста.
Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. ...
Консультация для родителей "Роль русской народной сказки в воспитании детей".
Роль русских народных сказок для дошколят....
Консультация для родителей "Роль русской народной сказки в воспитании детей?"
Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остро...
Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста
laquo;Роль русской народной сказки в воспитаниидетей дошкольного возраста»«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается пере...
Роль русской народной сказки в воспитании детей
Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконич...
«Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста»
quot;Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста " Актуальность проектной деятльности для детей дошкольного возраста....