Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ
статья (средняя группа) на тему
Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.
В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса как в нескольких ДОУ, так и в конкретном детском саду или даже группе.
Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:
- социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);
- образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).
Ценность педагогической технологии в том, что она:
- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;
- создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.
Эти и другие важнейшие качества формируются не только в процессе специальных занятий, но также и в игре, дающей ребёнку:
- возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли;
- быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества);
- прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
- способом обучения;
- деятельностью для реализации творчества;
- методом терапии;
- первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
- знания методики игровой деятельности;
- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
- учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:
- для освоения темы или содержания изучаемого материала;
- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.
Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Её задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
1. Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
2. Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
6. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.
Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:
- отбору, разработке, подготовке игр;
- включению детей в игровую деятельность;
- осуществлению самой игры;
- подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.
1.По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентационные и т.д.;
2.По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
3.По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры, игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.
5.По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т.д.
Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Концептуальные основы игровой технологии:
1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:
- выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
- предложение игры – создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);
- объяснение игры – кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;
- игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к РППС по ФГОС;
- организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.
- развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.
Литература:
1. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. – М., 2010.
2. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.//Управление ДОУ. - 2012.- №5.
3. Карпюк Г.А. Реализация права ребенка на игру.//Старший воспитатель. – 2007 - №6.
4. Пенькова Л.А., Коннова З.П. Развитие игровой активности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
61447_82228.doc | 47.5 КБ |
83002_68789_1.docx | 90.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ
Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.
В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса как в нескольких ДОУ, так и в конкретном детском саду или даже группе.
Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:
- социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);
- образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).
Ценность педагогической технологии в том, что она:
- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;
- создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.
Эти и другие важнейшие качества формируются не только в процессе специальных занятий, но также и в игре, дающей ребёнку:
- возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли;
- быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества);
- прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
- способом обучения;
- деятельностью для реализации творчества;
- методом терапии;
- первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
- знания методики игровой деятельности;
- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
- учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:
- для освоения темы или содержания изучаемого материала;
- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.
Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Её задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
1. Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
2. Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
6. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.
Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:
- отбору, разработке, подготовке игр;
- включению детей в игровую деятельность;
- осуществлению самой игры;
- подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.
1.По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентационные и т.д.;
2.По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
3.По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры, игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.
5.По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т.д.
Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Концептуальные основы игровой технологии:
1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:
- выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
- предложение игры – создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);
- объяснение игры – кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;
- игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к РППС по ФГОС;
- организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.
- развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.
Литература:
1. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. – М., 2010.
2. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.//Управление ДОУ. - 2012.- №5.
3. Карпюк Г.А. Реализация права ребенка на игру.//Старший воспитатель. – 2007 - №6.
4. Пенькова Л.А., Коннова З.П. Развитие игровой активности дошкольников.
Предварительный просмотр:
Ролево - игровой проект «Олимпийские надежды»
Актуальность и постановка проблемы
Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Анализ результатов мониторинговой деятельности в образовательной области «Социализация», в подготовительной группе выявил, что в совместных играх дети не всегда самостоятельно могут выбирать и придумывать сюжет игры, у детей недостаточно сформировано умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих, а так же не на должном уровне проявляется инициатива и обогащается сюжет (приложение 1).
Результат анкетирования родителей так же, показал, что игра в семьях воспитанников, занимает незначительное место (приложение 2). Вышеуказанные результаты мониторинга послужили действием к нашей работе для повышения качественного уровня в ОО «Социализация». В связи с этим, встал вопрос: какая тематика наиболее эффективно и в короткие сроки могла бы повысить качество игры.
В преддверии Олимпийских игр 2014 года в России актуализируется интерес к олимпийскому движению и олимпийскому образованию подрастающего поколения. Олимпийское образование — особая педагогическая деятельность, целью которой является приобщение детей к идеалам и ценностям олимпизма, формирование основ олимпийской культуры. Она представляет собой систему, предусматривающую формирование и совершенствование у детей знаний об Олимпийских играх и олимпийском движении; мотивации (интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок, определяющих олимпийские модели поведения в спортивно-соревновательной деятельности и в жизни); способностей, умений и навыков, привычки действовать согласно гуманистическим принципам олимпизма. При этом, по словам В.И. Столярова, «наиболее важное значение имеет не формирование и повышение уровня олимпийских знаний… и даже декларативно провозглашаемой ориентации на идеалы и ценности олимпизма, а формирование реального поведения, образа (стиля) жизни, соответствующего этим идеалам и ценностям».
Из бесед и опроса проведённого с детьми (приложение 3), выяснилась недостаточная информированность об олимпийских играх и их возникновении. Ввиду этого появилась необходимость формировать у детей представления об Олимпийских играх, как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей.
Совместно с детьми мы предположили, что спортсмены, которые могут участвовать в Олимпийских играх, должны быть сильными, смелыми, выносливыми, быстрыми, ловкими. Они регулярно тренируются, занимаются физическими упражнениями, участвуют в спортивных соревнованиях, стремятся к достижению высоких результатов, желают победить. Следовательно, если и мы будем с детства усиленно заниматься физической культурой и спортом, то в дальнейшем тоже сможем быть такими же, как олимпийские чемпионы. Выведя с детьми данную гипотезу, лично для себя я предположила:
Если: | То: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вследствие этого, непрерывный поиск педагогов и детей привёл к идее внедрения в деятельность группы проекта «Олимпийские надежды».
Ролево - игровой проект «Олимпийские надежды»
Название проекта | «Олимпийские надежды» - игра, способствующая повышению интереса детей к физической культуре и здоровому образу жизни.
|
Автор | Ворожцова Н. С.- воспитатель подготовительной к школе группы |
Тип проекта | Ролево - игровой |
Вид проекта | Групповой |
Участники | Воспитанники и воспитатели группы, инструктор по физической культуре, родители |
Сроки реализации | Краткосрочный – c 13 по 28 января 2014 г. |
Цель проекта | - сформировать у детей умения играть в сюжетно-ролевую игру «Олимпийские надежды»; - сформировать умение детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив; - отобразить события общественной жизни, интересующие детей, объединить детей вокруг одной цели; - способствовать преодолению эгоцентризма, формированию совместной деятельности, направлять внимание детей на качество исполнения ролей, их социальную значимость |
Задачи проекта | - развивать и обогащать сюжет игры «Олимпиада»; - развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; - развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; - формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих; - формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты; - развивать положительную мотивацию к занятиям спортом и приобщать к здоровому образу жизни; - формировать у детей представления об Олимпийских играх, как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей. - воспитывать чувства патриотизма и интернационализма; - развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт Олимпиады; - развивать у детей стремление к укреплению и сохранению своего собственного здоровья посредством занятий физической культурой; - формировать волевые качества: выдержку, силу, ловкость; - развивать любознательность, активность, коммуникативность; - воспитывать у детей социально-значимые качества: целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие, желание побеждать и сопереживать |
Прогнозируемые результаты | Для детей: - повышение уровня игровой деятельности; - формирование коммуникативных навыков; - появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими; - комментирование игровых действий и действий партнеров; - сформированность знаний детей об истории Олимпийских игр, спортсменах и видах спорта; - развёрнутая сюжетно-ролевая игра «Олимпийские игры». Для педагогов: - повышение уровня компетентности в подходе к игровой деятельности через интеграцию образовательных областей; - повышение познавательного интереса к игровой деятельности, к информированности об олимпийском движении при проведении входного мониторинга; - повышение уровня взаимодействия с родителями по привлечению их к формированию осознанного отношения к игровой деятельности, к улучшению состояния здоровья детей средствами физического воспитания и к активному участию к занятиям физкультурой с детьми в ДОУ и дома. Для родителей: - информированность об истории Олимпийского движения; - проявление интереса к игровой деятельности детей, к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми. |
Организация деятельности детей в рамках проекта
Образовательные области | Мероприятия |
Социализация
Коммуникация |
«Возникновение Олимпийских игр» «Олимпийская символика и традиции» «Знаменитые олимпийцы современности» « Что нужно знать, чтобы стать знаменитым спортсменом?» «Что происходит с нашим организмом (сердце, легкие, мышцы) после занятий физической культурой?» «Каковы мои физические возможности?»
«Русская Молния» - Лидия Скобитова «Легенда лыжного спорта» - Галина Кулакова
«Тренировка спортсменов» «Олимпиада»
- Зажжение олимпийского огня - Представление и шествие команд - Выбор судей - Открытие олимпиады - Спортивные соревнования - Награждение победителей - Закрытие олимпиады
«Назови вид спорта», «Спортивное оборудование». «Зимние виды спорта» «Хоккей»
К. Жумагалиев «Каток» Р. Кунакова «Вратарь» Е. Ильин «Боксёр», «Гантели», «Лыжи», «Акробаты», «Единоборство», «Игра», «Олимпиец» Н. Сабри «Спорт для жизни очень важен» |
Физическая культура |
«Парад саночников».
|
Художественное творчество |
«Олимпийский снеговик» «Мы делаем зарядку» «На лыжне»
|
Музыка |
«Трус не играет в хоккей», «Старт даёт Москва» «Гимн Сочинской Олимпиады», и др. |
Работа с родителями | |
Беседы, консультации, анкеты |
«Игра с ребенком в жизни вашей семьи» «Что вы знаете об Олимпиаде?»
«Игра – дело серьёзное» «Играем всей семьёй» «Как и зачем родителям играть с детьми» «Детский фитнес дома» «Олимпиада-2014» |
Совместная деятельность детей и родителей
|
|
Этапы реализации проекта
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. Выявление проблемы | 1. Вводит в игровую ситуацию (Ребята, а слышали ли вы, что - нибудь об Олимпиаде? Все ли спортсмены могут принимать участие в Олимпийских играх? Что нужно делать, чтобы стать олимпийцем?). 2. Формулирует проблему. 3. Определяет задачи. | 1. Вживаются в сюжетно – игровую ситуацию. 2. Осознают и личностно воспринимают задачу (нужно много тренироваться, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, для того, чтобы стать чемпионом) 3. Принимают задачи проекта. |
2. Организация работы над проектом | 1. Помогает спланировать деятельность. 2. Решает задачу организации деятельности. 3. Организует деятельность. | 1. Систематизируют информацию. 2. Планируют совместную деятельность. 3. Распределяют задания. |
3. Практическая деятельность по решению проблемы | 1. Организует работу над проектом. 2. Оказывает практическую помощь. 3. Дает необходимые рекомендации. 4. Организует познавательные занятия по теме «Олимпийские игры» 5. Оформляет предметно-развивающую среду. 6. Контролирует процесс работы детей по этапам. | 1.Выполняют необходимые действия в деятельности. 2.Создают выставки своих рисунков и поделок по теме. 3.Знакомятся со стихами и песнями о спорте. 4.Участвуют в тематических праздниках и развлечениях |
4. Презентационный | 1.Подводит детей к формулированию выводов о решении проблемы. 2.Способствует выходу на сюжетно-ролевую игру «Олимпиада». | 1. Делают вывод о решении проблемы. 2.Участвуют в съемке видеоролике «Самый Олимпийский снеговик». 3. Вместе с родителями участвуют в спортивном развлечении «Будущие олимпийцы - нынче ходят в детский сад». |
5.Постановка новой проблемы | 1. Постановка новой проблемы: «Мы с вами, как будущие олимпийцы, усиленно тренировались, занимались физическими упражнениями, научились владеть зимними видами спорта, соревноваться и стремиться к победе». | Определяют цель нового проекта: продолжать заниматься разнообразными физическими упражнениями и занятиями спортом, чтобы быть готовыми к летним Олимпийским играм. |
Механизм реализации и
результативность проекта «Олимпийские надежды»
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры – это та сторона социальной действительности и те действия, которые воспроизводятся детьми в игре. На сюжеты игр решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность. Чем богаче представления ребенка о разнообразных формах жизни и деятельности взрослых, тем разнообразнее игровые сюжет.
В преддверии Олимпиады 2014 года Олимпийское движение обладает притягательной силой и вызывает интерес не только у взрослых, но и у детей. Неудивительно, что именно эта тема и стала одной из актуальных в выборе сюжета для спонтанных игр детей. Наблюдая за спонтанными игровыми действиями детей по интересующему их сюжету Олимпийских игр, мы, педагоги группы, отметили, что вследствие малой информированности детей об олимпийском движении, игры детей скудны по содержанию и однообразны. Дети не могут самостоятельно распределиться на подгруппы (команды) в соответствии с игровым сюжетом и по окончании игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Не на должном уровне получается согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Не всегда дети могли договориться, планировать, обсуждать действия всех играющих. Именно поэтому и возникла идея расширить игровые действия, развить умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт Олимпийского движения, внедрив в работу группы проект «Олимпийские надежды».
Создание игрового пространства и вся работа по проекту основывалась на Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство». Вышеуказанные проблемы в игре послужили прологом к постановке целей и задач на успешное достижение результатов. На начальном этапе был проведён входной мониторинг, продуманы этапы и организация деятельности детей в рамках проекта.
Система непосредственно образовательной деятельности содержала:
- серию бесед: « Что нужно знать, чтобы стать знаменитым спортсменом?», «Что происходит с нашим организмом (сердце, легкие, мышцы) после занятий физической культурой?», «Каковы мои физические возможности» и др.;
- мультимедийные презентации «Возникновение Олимпийских игр», «Олимпийская символика и традиции», «Знаменитые олимпийцы современности» и др.
Был выбран следующий цикл тематических блоков в организации образовательной деятельности:
- спорт и спортсмены
- Олимпиада, как мировой праздник спорта
- спорт и я
- зимние виды спорта
В ходе проекта были востребованы следующие образовательные области:
- коммуникация: ситуативные разговоры « Что такое дружба?», «С кем бы ты хотел дружить, и почему?», «Как можно не ссориться? Как договориться?» др.;
- физическая культура: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, прогулки, спортивные упражнения, игры-эстафеты с элементами техники спортивных игр и упражнений, спортивная игра-хоккей, обучение ходьбе на лыжах, спортивный праздник;
- художественно – творческая деятельность: создание рисунков о физкультуре и спорте, выставки рисунков, лепка «Олимпиец» и др.;
- музыка: прослушивание и разучивание песен на спортивную тематику «Спортивная семья», «Герои спорта» и др.
В ходе проекта были использованы следующие формы игровой деятельности:
- дидактические игры, посвященные зимним видам спорта «Назови вид спорта», «Спортивное оборудование, «Зимние виды спорта»;
- сюжетно-ролевые игры «Тренировка спортсменов», «Олимпиада» (приложение 5);
- проигрывание игровых ситуаций по теме «Олимпиада» и др.
С целью проявления интереса к игровой деятельности детей, к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми, а так же информированности об истории Олимпийского движения для достижения максимальной эффективности проекта мы использовали следующие формы взаимодействия с семьей:
- анкетирование родителей
- консультации
- размещение материалов в родительском уголке
- совместная деятельность детей и родителей по подбору иллюстраций и фотоматериалов на тему Олимпиады
- совместное творчество с детьми «Зимние виды спорта», «Спорт в жизни нашей семьи».
Заключительным этапом проекта было проведение «Малых Олимпийских игр». Буря эмоций, искренние переживания и командных дух — вот что овладело участниками этого мероприятия. Именно здесь дети показали свои умения вступать во взаимодействие со сверстниками (уступать друг другу, договариваться, работать сообща) и уровень физической подготовленности.
И наконец, контрольно-оценочный этап. По выявленным в процессе диагностического обследования показателям
можно отметить, что за период реализации проекта у детей значительно повысился уровень игрового поведения и образования (приложение 6). Сформировались знания детей об истории Олимпийских игр, о главном их предназначении, о спортсменах и видах спорта (приложение 7).
В результате сюжетно – ролевая игра на тему Олимпийских игр стала более развёрнутой, в ней обогатился сюжет, повысился уровень взаимодействия между детьми, сформировалось умение детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.
Подводя итог проекта «Олимпийские надежды», нужно отметить, что поставленные задачи и цели были реализованы. Проект оказался интересным, творческим, ярким, дети узнали о командном духе и сплоченности спортсменов, освоили культуру человеческих отношений, попробовали свои силы, ощутили вкус первых побед и поражений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра и игровые технологии в образовательном процессе
ИГРА И ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Сборник научных статей. – М.: МГПИ, 2004. – с. 9-11. Материалы научно-практической конференции(Москва, 19 – 20 апреля 2004 года) Дельфи...
Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ
«Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьмидошкольного возраста»«Семья на даче»...
Итоговая работа по курсу повышения квалификации ИОЧ «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ»
«Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьмидошкольного возраста»«Собираемся в круиз»в подготовительной к школе группе...
Конспект образовательной ситуации по безопасности деятельности детей с использованием игровой технологии в образовательном процессе «Азбука безопасности»
Цель: формирование у детей знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с различными дорожными знаками;- закрепить представление детей о назначении светофора, ...
Применение игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС. ТРИЗ технологии. Для реализации потенциала каждого воспитанника.
Цель: Вызывать интерес у детей к занятиям....
Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ дидактическое игровое пособие "Занимательный куб"
Занимательный куб...
Инновационные технологии"Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС»
Инновационные технологии "Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС»...