Консультация для педагогов ДОУ "Воспитание патриотизма у дошкольников через знакомство с малой Родиной"
консультация (средняя группа)
Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений о методах воспитания патриотизма у детей средней группы детского сада через знакомство с малой Родиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_patriotizma_u_doshkolnikov_cherez_znakomstvo_s_maloy_rodinoy.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 (МАДОУ детский сад № 5)
Консультация для педагогов ДОУ
«Воспитание патриотизма у дошкольников через знакомство с малой Родиной»
Подготовила:
Воспитатель О.Н. Новикова
г. Наро-Фоминск, 2022
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
М. Матусовский
С чего начинается Родина? Что такое Родина? Эти вопросы волнуют детей с малых лет, и порой взрослым сложно ответить на них, ведь для каждого из нас понятие Родины своё, очень личное и символичное. А отвечать на них нужно и важно, потому что одна из главных задач взрослых – воспитывать нравственные ценности, развивать духовность подрастающего поколения, формировать в нём патриотические чувства, чтобы вырастить человека доброго, честного, порядочного, горячо любящего свой народ и всегда готового протянуть руку помощи ближнему. Именно знакомство с малой Родиной, привитие любви к родному краю, его людям и природе способствует этому в наибольшей степени.
Проблема патриотического воспитания всегда была одной из самых важных и насущных проблем общества, а в наши дни она становится особенно актуальной; накалённая международная обстановка диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве. Но любовь к родному краю, к своей малой Родине не возникает у детей сама по себе; это результат длительной воспитательно-образовательной работы, который начинается с самого раннего возраста, когда у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни.
Так что же окружает ребёнка с первых дней его жизни? Во-первых, это его семья – самые близкие люди, которые заботятся о нём, учат правильно держать ложку, пить из чашки, ходить, играть, говорить, радоваться каждому открытию. Во-вторых, это его комната, дом, двор, детская площадка, сквер, где он гуляет с мамой. С возрастом ребёнок начинает познавать свою родную улицу, соседние улицы, район города, город в целом. Вот так, от простого к сложному, к маленькому человеку приходит осознание понятия малой Родины, а также осознание себя её частью; а в дальнейшем, через любовь к родному краю формируется любовь к Отечеству, необъятному, многонациональному, многокультурному.
Таким образом, знакомство с малой Родиной следует начинать с семьи. Родители играют ключевую роль в воспитании маленького гражданина, поэтому их необходимо привлекать в воспитательно-образовательный процесс через совместную с детьми деятельность; привлекать к совместному времяпрепровождению за настольными играми, изготовлением поделок, к поездкам всей семьей в исторические и культурные места, поддерживать семейные традиции, празднование государственных и семейных праздников.
Прежде всего требуется выявить уровень знаний родителей и детей о родном крае, отношение взрослых к патриотическому воспитанию детей. С этой целью проводится анкетирование, по результатам которого намечается последующая работа: это могут быть внеплановые родительские собрания, круглые столы, викторины с участием родителей, консультации по теме патриотического воспитания, размещение в раздевалке папок-передвижек, содержащих информацию о родном городе, районе, интересных и значимых культурных местах. Родителям всегда интересны конкурсы или домашние задания, результатом которых становится фотоколлаж из фотографий воспитанников в семейном кругу за каким-либо привычным занятием, либо фотовыставка с участием семей воспитанников на фоне достопримечательности родного края. Эти же фотографии могут войти в основу путеводителя или альбома для патриотического уголка группы, где также будут описаны интересные факты о малой Родине. Всё это лишний раз привлекает внимание детей и их родителей к семейным ценностям.
Одна из наиболее эффективных форм работы по ознакомлению с малой Родиной – тематические прогулки, экскурсии. Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его помещениями, сотрудниками, местонахождением по отношению к дому. Ежедневно наблюдая с детьми за тем, что они встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, сезонные изменения, производственные и социокультурные объекты, дети учатся выделять интересное и красивое вокруг них.
Особо яркие эмоции у детей вызывают экскурсии в комнату старинного быта в библиотеке или краеведческом музее, где сотрудники в игровой форме, используя загадки, пословицы и поговорки, народные песни и танцы, знакомят малышей с историей их Родины, с традициями, обычаями, народным бытом. Это уникальная возможность очутиться в русской избе, познакомиться со старинной утварью (коромысло, ухват, прялка, рубель, светец, предметы посуды – горшки, кринки, бутыли, чугунки, люлька, самовары, домотканые коврики, занавески, рушники, предметы одежды) и даже потрогать отдельные предметы. Подобные экскурсии обогащают внутренний мир дошкольников новыми яркими впечатлениями, позитивными эмоциями; а знания, приобретённые в процессе таких мероприятий, отложатся надолго, учитывая тот факт, что дошкольники имеют наглядно-образное мышление.
Еще одна форма работы по патриотическому воспитанию – встречи с интересными людьми, например, с ветеранами Великой Отечественной войны, которые ежегодно приглашаются на праздничные утренники, посвященные Дню Победы. Дети с удовольствием читают героям стихи о родном крае, о Победе, исполняют песни и танцы, а гости поют ребятам песни фронтовых лет, аккомпанируя на гармони. Дети всегда гордятся личным знакомством с настоящими ветеранами.
Участие в развлечениях, праздниках, викторинах, спортивных эстафетах, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы, русским народным традициям, семье, значительно расширяет представление детей о государственных праздниках и народных традициях, помогает воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине. Большой эмоциональный отклик происходит при участии дошкольников в совместных с родителями акциях, приуроченных к какой-либо значимой дате: посадка деревьев, кустарников, цветов на участке детского сада; возложение цветов к могиле неизвестного солдата.
Знакомство с родным краем осуществляется на занятиях познавательного характера: дети узнают о любимом детском саде, об улицах города, о социокультурных объектах (детская музыкальная школа, библиотека, краеведческий музей и т.д.), о достопримечательностях. В результате таких занятий возрастает познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам. Знания и представления о жизни и труде взрослых в нашем городе и районе дети получают на таких занятиях, как «Откуда хлеб пришел», «Профессии моих родителей». Это дает дошкольникам понимание многообразия социальных ролей, выполняемых взрослыми, учит проявлять любовь к труду, уважение и любовь к людям, населяющим наш район.
Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами. С растительным и животным миром, с красотой родной природы дети знакомятся на занятиях, в процессе бесед, прогулок. Они различают породы деревьев, растущих в местности, знают обитателей дикой природы, а также разнообразие мира птиц. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов и т.д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.
Свои впечатления от увиденного дети, как правило, отражают в продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация. Здесь они не только учатся изображать предметы и явления окружающей жизни в разных техниках, но также знакомятся с народными промыслами; изучают росписи и старательно воспроизводят их.
Особое место занимает создание предметно-развивающей среды. В каждой группе необходим уголок патриотического воспитания, который содержит информацию об истории и природе родного края. В уголке патриотического воспитания можно разместить фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с городом и районом, символику района и области, тематические папки «Знаменитые земляки», альбомы «Память», «Природа нашего края», дидактические игры, а также материалы для ознакомления с родной страной.
Таким образом, патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника. В этом может помочь метод проектов, который позволяет развивать познавательный интерес, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает детям систематизировать полученные знания, появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность. Открываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой, продуктивной деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Как мы видим, есть много способов и средств знакомства ребенка с культурным и историческим наследием родного края, и все они оказывают сильное эмоциональное воздействие на детей, помогая посеять и взрастить в детской душе семена любви к своей семье, к родной природе, к своей малой Родине.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
2. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / Н.Р. Васильченко . Дошкольная педагогика . 2009.- №5 (54). – с.6-8.
3. Гладкова Ю.А. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию. / Ю.А. Гладкова. Ребенок в детском саду. 2008.- №2 .- с. 11-14.
4. Деркач Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников. / Л.Н. Деркач. Дошкольная педагогика. 2009.- №2(51). – с. 21-26.
5. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. / Л.А. Кондрыкинская. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта "Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной"
Патриотическое воспитание дошкольников. Музейная педагогика....
Консультация для воспитателей. Воспитание патриотизма через знакомство с малой родиной
Консультация для воспитателей.Воспитание патриотизма через знакомство с малой родиной...
«Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через знакомство с малой Родиной»
Проект реализован в средней группе «Подсолнушки»...
Консультация для воспитателей. Воспитание патриотизма через знакомство с малой родиной
Патриотизм, нравственность — высокое гражданское чувство и высокие слова. В то же время-это чувство простое и понятное, за которым стоит для каждого человека многое: любовь к родителям, своему д...
«Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной станицей Днепровской»
laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной станицей Днепровской»...
Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой родиной
Чувство патриотизма необходимо закладыватьс самого раннего детства.Его становление- это сложный, целенаправленный,длительный процесс....
Долгосрочный проект: Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной
Основы патриотизма ничнают формироваться в дошкольном возрасте. Дети- это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Начинать виспитание любви к своей Отчизн...