Воспитание добром
статья на тему
Воспитание любовью
Совершенно необязательно делать великие вещи.
Можно делать и маленькие, но с великой любовью.
Мать Тереза.
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких чувствах, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях, представляется на сегодняшний момент очень актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание любовью
Совершенно необязательно делать великие вещи.
Можно делать и маленькие, но с великой любовью.
Мать Тереза.
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких чувствах, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях, представляется на сегодняшний момент очень актуальной.
С самого раннего возраста важно формировать у ребенка такие качества, как доброта, милосердие, отзывчивость, трудолюбие, уважение, любовь. Для достижения этой цели в дошкольном учреждении создается атмосфера любви и доверия. Шелгунов Н.В. утверждал «Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку». О. С. Богданова и Л. И. Катаева считают, что формирование первоначальных нравственных представлений дошкольников — это психолого-педагогическая доминанта развития личности ребенка.
По словам В.В. Путина «На самом деле, это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге — укреплять нашу страну. От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму, сможет ли она быть современной, перспективной эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».
М. Ф. Харламов под нравственным воспитанием понимает «сознательное и систематическое культивирование в подрастающем человеке общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нравственным нормам и воплощать их в практической деятельности»
Каримова Р.Т. подчеркивала что, нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
Процесс нравственного воспитания – важная задача педагогики на современном этапе развития нашего общества.
Важность аспекта нравственного воспитание детей является понимание добра и зла, их проявление в поступках по отношению к другим людям, окружающему миру. Становление осознанного отношения к добру подчеркивал В. А. Сухомлинский «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать».
Но для начала нужно разобраться, что же такое доброта? Доброта - это внутреннее чувство человека, которое можно выразить и словами, и поступками. Дети проявляют доброту в простых на взгляд стороннего наблюдателя поступках: покормить птиц зимой, собрать игрушки и книги за сверстников, улыбнуться. Для детей дошкольного возраста понятие «быть добрым» неразделимо связано с понятием «быть хорошим», «идеальным» в глазах взрослых и ровесников, однако реальное поведение детей может не соответствовать этому идеалу, расходиться с представлениями об «идеальном» образе себя. При этом характерно, что большинство детей продолжают оценивать себя как «хороших» только потому, что момент нарушения нравственных норм не был зафиксирован взрослым.
Необходимо в воспитании у детей добра сформировать следующие представления:
- если тебя окружают добрые люди, ты сам делаешься добрее;
- доброта, как нравственное качество человека, проявляет себя в любви, милосердии, терпимости;
- стремление делать добро другим людям.
Добрые поступки как проявления доброты для ребенка служат нескольким целям: улучшить собственное благополучие, повысить социальный статус и заслужить одобрение других, поддержать образ «Я», справиться с собственными эмоциями и настроением.
Существуют разные методы воздействия на нравственные чувства ребенка в целях воспитания в детях доброты.
Основной источник знания детей являются окружающие взрослые. На примере взрослых дети видят образцы для подражания, копируя их в своем поведении. Наши дети воспитываются примером, и если им с детства показывать, что можно жить так, чтобы другим от тебя была польза, скорее всего, эта картина, станет их жизненной моделью. Метод примера - это метод воздействия на сознание, чувства, поведение личности через подражание. Подражание направлено на воспроизводство индивидом определенных внешних черт, образцов поведения, которое сопровождается эмоциональными и рациональными чувствами. Примером для детей могут быть родители, педагог, сверстники, литературные и мультипликационные герои.
Добрый пример — лучшее поучение. Лишь опираясь на него, слово получает истинную силу. К тому же и это слово должно быть верным, точно выбранным. Остальное зависит от мастерства: от умения воздействовать не только словом, но и выражением лица (мимикой), взглядом, жестом. Красноречивый взгляд может подчас сказать больше целой нотации, а жест заменить поучение. Всему этому родители должны научиться. Но при всех особенностях словесного воздействия оно всегда в сути своей должно быть добрым, как, впрочем, и другие виды практического влияния на детей. Постоянная ворчливость, небрежность в выборе слов, обращенных к ребенку, так же плохи, как и вечно насупленный, раздраженный вид.
Доброта не исключает требовательности, напротив предполагает ее и связана с ней. А. С. Макаренко так определил подход к воспитательной работе: как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему. Здесь и уважение, и требовательность — это вера в возможности ребенка.
Таким образом, нравственная база ребенка закладывается в детстве, для дальнейшей успешной социализации в обществе ребенку в дошкольном детстве необходимо не только дифференцировать добро и зло, но и научиться проявлять добро в отношениях, делах, поступках. Немаловажный аспект проявления добра к другим людям - это добровольность и из любви. Если правильные семена добра будут посеяны в добрую почву характера ребенка, то можно ожидать добрый плод в делах. Лучший метод воспитания доброго начала в ребенке является пример взрослого. Если наши дети будут расти в нравственной среде, то и мир будет добрее.
Список литературы.
- Борисова Н. О нравственном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - №5.
- Дошкольная педагогика. [Текст] /Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. - М., «Просвещение», 1990.
- Зелинский К.В.: Нравственное воспитание школьников. - М.: Планета, 2010.
- Юревич, А. В. Нравственное состояние современного Российского общества / А.В. Юревич // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30. - № 3. - С. 107-117.
- Лихачёв, Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачёв ; сост. и общ. ред. Г.А. Дубровской. - 2-е изд. - М. : Детская литература, 1988. - 238 с. : ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание добром"
Цель встречи с родителями. Беседа с родителями .Правила воспитания добром. 10 заповедей.Упражнения для детей,которые родители могут использовать.Ситуации жизненные.Статистика ученых.Основные усл...

конспект родительского собрания"Воспитание добрых чувств у ребенка"
тема родительского собрания "Воспитание добрых чувств у ребенка"...
Значение художественной литературы в воспитании добрых чувств.
Нынешняя семейная атмосфера, а также социально-экономические условия жизни мало располагают к воспитанию очень важного человеческого качества, как доброта.Родителям некогда любить, некогда воспи...
Познавательное занятие "Воспитание добрых чувств"
Данный конспект позволит дать детям понятие о добре и зле. Художественное и музыкальное произведения и игровые задания помогут детям сформировать эмоциональные чувства....