Значение художественной литературы в воспитании добрых чувств.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Нынешняя семейная атмосфера, а также социально-экономические условия жизни мало располагают к воспитанию очень важного человеческого качества, как доброта.
Родителям некогда любить, некогда воспитывать, некогда читать добрые сказки, рассказы. Известно, что легче чему-то научить дошкольника, чем что-то положительное в нем воспитать. Тем более что в наших методиках не разработаны система воспитания доброты.
Замечательно поступают те семьи, которые используют художественную литературу в целях воспитания добрых чувств. Знать содержание рассказа нужно и полезно, но еще важнее преподнести урок добра на основе рассказанной сказки. Маленький ребенок не понимает еще, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Поэтому мы взрослые должны им разъяснить.
Научить детей добру – это значит научить их сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе, нищету. Психологи утверждают, что если в дошкольном детстве, например, не удаляли должного внимания воспитанию чувств ребенка – умению сочувствовать, радоваться, проявлять доброту, разделять тревоги и волнения близких и т.д., - чаще всего вырастает черствый, эгоистичный человек, лишенный чувства долга перед родителями, перед обществом.
Хорошим помощником в воспитании доброты могут быть краткие произведения В.А. Сухомлинского «Этика», «Уважение и почитание старших». – Это эмоциональные рассказы, которые в умелых руках воспитателя могут служить мощным средством в воспитании добрых чувств. А также воспитанию добрых чувств могут служить произведения Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, а особенно В.А. Осеевой.
В.А. Осеева много писала для малышей – стихи и сказки. Ее произведения отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах. Детям особенно нравится цикл рассказов «Волшебное слово», «Хорошее», «На катке», «3 товарища», «Случай», «Просто старушка». В этих увлекательных историях даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы учат вежливости, честности, уважению к людям.
После чтения рассказов особенно полезна работа над их содержанием. Важно очень хорошо продумать вопрос, который побудил бы детей изобретать, помогать любимым героям выходить из сложной ситуации, придумывать на ходу несколько версий и выбирать самую оптимальную, подходящую, удобную. Например, рассказ «Просто старушка»
Автор: Мифтахова Н.З. ДОУ № 12
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Значение художественной литературы в воспитании добрых чувств | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение художественной литературы в воспитании добрых чувств.
Автор: Мифтахова Н.З. ДОУ № 12
Нынешняя семейная атмосфера, а также социально-экономические условия жизни мало располагают к воспитанию очень важного человеческого качества, как доброта.
Родителям некогда любить, некогда воспитывать, некогда читать добрые сказки, рассказы. Известно, что легче чему-то научить дошкольника, чем что-то положительное в нем воспитать. Тем более что в наших методиках не разработаны система воспитания доброты.
Замечательно поступают те семьи, которые используют художественную литературу в целях воспитания добрых чувств. Знать содержание рассказа нужно и полезно, но еще важнее преподнести урок добра на основе рассказанной сказки. Маленький ребенок не понимает еще, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Поэтому мы взрослые должны им разъяснить.
Научить детей добру – это значит научить их сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе, нищету. Психологи утверждают, что если в дошкольном детстве, например, не удаляли должного внимания воспитанию чувств ребенка – умению сочувствовать, радоваться, проявлять доброту, разделять тревоги и волнения близких и т.д., - чаще всего вырастает черствый, эгоистичный человек, лишенный чувства долга перед родителями, перед обществом.
Хорошим помощником в воспитании доброты могут быть краткие произведения В.А. Сухомлинского «Этика», «Уважение и почитание старших». – Это эмоциональные рассказы, которые в умелых руках воспитателя могут служить мощным средством в воспитании добрых чувств. А также воспитанию добрых чувств могут служить произведения Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, а особенно В.А. Осеевой.
В.А. Осеева много писала для малышей – стихи и сказки. Ее произведения отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах. Детям особенно нравится цикл рассказов «Волшебное слово», «Хорошее», «На катке», «3 товарища», «Случай», «Просто старушка». В этих увлекательных историях даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы учат вежливости, честности, уважению к людям.
После чтения рассказов особенно полезна работа над их содержанием. Важно очень хорошо продумать вопрос, который побудил бы детей изобретать, помогать любимым героям выходить из сложной ситуации, придумывать на ходу несколько версий и выбирать самую оптимальную, подходящую, удобную. Например, рассказ «Просто старушка»
Чтение рассказа «Просто старушка»
- Сейчас я прочитаю Вам рассказ, который называется «Просто старушка». Написала его для Вас В.Осеева. А вы внимательно послушайте.
По улице шли мальчик и девочка. А впереди шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? – удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тетя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка!
- Как вы думаете, почему я его прочитала? (Потому, что там говорится о хорошем поступке).
ВЫВОДЫ
- Вам понравился рассказ?
-О чем говорится в рассказе?
-Кто вам понравился больше всего?
-Чем понравился вам мальчик?
- Что случилось со старушкой? Расскажите, как он помог бабушке?
- Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день? (быть вежливым по отношению друг к другу, играть дружно, помогать, не ссориться, защищать малышей, ухаживать за растениями и т.д.)
- Будете ли вы ждать награды за свои поступки?
-Кто же написал этот замечательный рассказ? Кто запомнил?
- Сегодня у нас на занятии прозвучало так много хороших слов, хороших дел и поступков, что к нам на урок заглянуло солнышко, но не простое, а волшебное доброе солнышко.
- Оно так и называется Доброта.
- А теперь давайте посмотрим на лучики нашего солнца. Каждый лучик солнца добрый, волшебный.
Показываю каждый лучик (дети называют на каждый лучик много хороших и добрых слов)
1. Вежливые слова
2. Хорошие поступки
3. Уважение к людям
4. Доброе отношение к животным
5. Бережное отношение к природе
6. Бескорыстие
- Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки
Закончим сегодняшнюю беседу добрыми пословицами:
«Жизнь дана на добрые дела»
«Добро сделанное втайне отзовется явно»
«Дело словом не заменишь»
- Вспомним, у кого доброе, золотое; а у кого наоборот – каменное, равнодушное сердце? (воспоминания можно связывать с членами семьи, друзьями, героями художественных сказок)
И сегодня, когда мы с вами заняты воспитанием детей, нужно научить их не только сострадать, но и сорадоваться вместе со своими друзьями их успехам. А примеров тому может быть множество: друг вашего ребенка уже научился читать, похлопаем ему; подружка вашей дочери едет отдыхать к морю – поцелуем ее с улыбкой и порадуемся вместе и т.д.
Давайте вместе помнить о том, что быть добрым – это не только сопереживать в горе, но и радоваться успехам близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение художественной литературы в воспитании детей
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа....
Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему «Значение художественной литературы в воспитании дошкольников через театрализацию»
Цель контроля:· Использование методов и приемов для развития у детей интереса к театрализованным играм;·...
Значение художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Проце...
Значение художественной литературы в воспитании детей старшего дошкольного возраста
Рекомендательный материал для педагогов и родителей...
Значение художественной литературы в воспитании старших дошкольников.
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место.Поддержание активного интереса старших дошкольников к книге,развитие любви к ней и любознательности - важнейшая задача в воспитан...
Консультация для родителей на тему: «Значение художественной литературы в воспитании личности ребенка».
Консультация для родителей на тему: «Значение художественной литературы в воспитании личности ребенка»....
Статья " Значение художественной литературы в воспитание ребенка"
Рассказываетя, о значение литературы в воспитании ребенка....