Нормотворчество, как одна из форм социализации дошкольника
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Рудина Светлана Вячеславовна

Передача опыта, обучение приемам нормотворчества в пкдагогическом сообществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нормотворчество, как одна из форм социализации дошкольника

I этап. Формирование группы.

- Здравствуйте. Перед тем, как мы начнём мастер класс, я вам предлагаю поздороваться друг с другом с помощью знаков-жестов. Молодцы.

- Коллеги. Вспомните, пожалуйста, где в жизни мы встречаемся со “знаками”- правилами? (в общественных местах, на дорогах, на улице, на одежде)

- Прежде чем мы начнем мастер-класс, давайте вспомним, какие правила взаимодействия между коллегами существуют?
- Культура общения

-  Профессиональное общение

- Учет возрастных особенностей

- Соблюдение субординации

- Неприятие грубости, хамства и …..

- Сегодня мы с вами поговорим об одном из типов проектов, а именно нормативной проектной деятельностью или нормотворчество.

II этап.Информирование о целях и задачах мастер-класса
(2 слайд)

Цель: передача опыта, обучение приемам нормотворчества в педагогическом сообществе.

Задачи:

  • Включение педагогов в процесс творческого поиска и инициативы в работе с детьми;
  • Упражнять педагогов в освоении приемов нормативной проектной деятельности, необходимых для организации работы с воспитанниками.

IIIэтап. Актуальность выдвинутой проблемы.

Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности.
Веракса Николай Евгеньевич и Веракса Александр Николаевич выделяют три типа проектной деятельности.

(3слайд)
Познавательно-творческая проектная деятельность
Цель: создается новый познавательно-творческий продукт. Чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями.
Исследовательская
Цель: исследование предполагает получение ответа на вопрос, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Как правильно носит индивидуальный характер.
Нормативная
Цель: минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.


1 Нормативная проектная деятельность.

Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. В наше время социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. 

Работая в детском саду и наблюдая за детьми во время игры, на занятиях, их общением друг с другом, отношениями я пришла к выводу, что многих конфликтных ситуаций в любых видах деятельности можно было бы избежать, если бы изначально в группе существовала определённая база правил, которая распространялась на все виды деятельности. Поэтому меня заинтересовала тема – нормативный проект или нормотворчество. А именно введение определенных норм, правил через творчество детей.

(4 слайд)
Нормативная ситуация – это стандартная ситуация социального взаимодействия, в которой достаточно точно определены правила социального поведения.
Нормативная ситуация включает в себя следующие компоненты: материальные свойства или признаки, ситуации или правила, т.е. предписанные способы действия.

Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен чётко понимать необходимость введение той или иной нормы.
(5 слайд)

Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребёнка можно разделить на три группы: а) запрещающие б) позитивно нормирующие, в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы - нормотворческие.

Стратегия работы с детьми заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу. Позиция воспитателя состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации. При этом педагог берет на себя ответственность за соблюдения правила, выбранного детьми, и за реальное поведение дошкольников в данной ситуации.

Этапы нормативной проектной деятельности:
(6 слайд: каждый раз по щелчку)

На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а, во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей.
На втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть Фактически второй этап определяет пространство возможностей данной ситуации.
На третьем этапе педагог просит детей схематично изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения.
На четвертом этапе педагог просит детей встать в круг и поочередно рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.
На пятом этапе педагог предлагает подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок высказывает свое мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из положений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.
На шестом этапе педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем.
На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали, обсуждаются представленные необходимые детали. Воспитатель акцентирует внимание на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный «знак» правило. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.
Восьмой этап связан с выполнением «знака» правила и выставления его на видное место.

В некоторых ситуациях можно объединить между собой с 3 по 6 этап, разделив лист бумаги на две части линией и попросить с левой стороны нарисовать сложившуюся ситуацию, а с правой нарисовать правильные действия в данной ситуации. И затем, встав в круг, обсудить нарисованное вместе с детьми.
Используя такой же алгоритм в группе были придуманы «знаки» правила для различных видов деятельности.

(слайды 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13)

Как я уже говорила, эта работа в группе ведется не один год. Хочется заметить, что не всегда будет решаться одна и та же задача, т.е. в разных группах возникает потребность в реализации разных норм правил. Например, в прошлом выпуске возникало много сор и конфликтов из-за того, что когда дети уходили на занятия английского языка подгруппой или индивидуальные логопедические  занятия оставляли свои игры незавершенными, а вернувшись с занятия, видели, что оставшиеся в группе ребята изменили или разрушили сложившейся сюжет. Для того, чтобы не возникало ссор и конфликтов, были придуманы правила «знаки»:

(слайд 14)
Желтый круг – играй в эту игру, но не изменяй сюжет.
Оранжевый круг – можно играть в игру по своему сюжету.
Красный круг – нельзя входить в игру.

С ребятами этого выпуска введение данных правил не понадобилось, т.к. все ребята спокойно воспринимали, что этой игрой или игрушкой играет другой ребенок и входили в игру.
Таким образом, использование «знаков» правил в группе позволяет существенно снизить конфликтность между детьми, что способствует не только улучшению психологического климата в группе, но и значительно облегчает работу педагога.

IV этап. Демонстрация методов работы

- Перед тем, как мы начнем работать в группах, я вам предлагаю разобрать несколько советов известных исторических личностей, касающихся общения, взаимодействия между людьми и представить их в виде «знаков» правил.
Я вас попрошу графически изобразить это высказывание так, чтобы оно отражало правило.

- Напоминаю, что «знак»-правило должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации (то, что делать нельзя) и адекватный способ действия (как делать нужно).


(слайд 15)

Кто станет говорить речи, другому — не перебивать, но дать окончить и потом другому говорить, как честным людям надлежит, а не как бабам-торговкам.

Петр I

(слайд 16)

Есть три способа отвечать на вопросы: сказать необходимое, отвечать с приветливостью и наговорить лишнего.

Плутарх

На этих примерах, мы попробовали с вами преобразовать выражения в правила.

- Сейчас, уважаемы коллеги, я предлагаю вам разделиться на группы по цветам своих программок. И разобрать ситуации, используя нормативный проект деятельности. Конечным продуктом вашей работы должны стать «знаки» правила, на которые вы будете опираться в следующий раз, чтобы не повторилась подобная ситуация.
Итак, напоминаю
алгоритм работы.

(слайд 17)

1. Вы обсуждаете варианты данного поведения, фактически определяете пространство возможностей данной ситуации.
2. Разделив лист бумаги на две части, с одной стороны схематичноизображаете фактическое действие (т.е. как нельзя себя вести), а с другой как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий.
3. В завершении вам нужно зарисовать правило в виде «знака», чтобы это было понятно всем.


1ситуация:
В группу ходит девочка Оля. Она очень активный и подвижный ребенок, лидер по складу характера, причем лидер-бульдозер! Она может и повредничать, и слово обидное сказать, и в лоб дать, если допекут. Воспитатель часто жалуется на девочку родителям, что их дочь плохо себя ведет. Разговор, как правило, происходит при всех (родители, дети, сама девочка) на повышенных тонах. В итоге, затянувшийся конфликт.
2 ситуация:

У Марии Ивановны день не задался с утра. Сначала она разлила кофе, затем опоздала на автобус, в автобусе обнаружила, что дома забыла сценарий праздника. Придя на работу, в коридоре она столкнулась с коллегой. Коллега в недовольной форме высказала, что вчера Мария Ивановна вечером ушла с работы и не закрыла форточки (причем форточки в группе оказываются не закрытыми уже не в первый раз). На замечание Мария Ивановна ответила грубо. Произошел конфликт.

- Теперь предлагаю группе зачитать свою ситуацию и показать разработанное правило коллегам.

1 группа

2 группа

- Коллеги, как вы считаете, это правило полностью отражает ситуацию?

V Этап. Обмен мнениями

-Уважаемые коллеги, является ли актуальной данная технология, а именно, нормативная проектная деятельность для работы с детьми в рамках  ФГОС.

-   Можно использовать данную технологию в работе с дошкольниками?

- Как вы считаете, какой возраст наиболее плодотворен для нормотворчества? (для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Причины: умение анализировать, наличие опыта, изобразительные навыки)

- Может ли использование данной технологии повлиять на социально- коммуникативное развитие детей? Как?

 (слай18)

Как мы знаем одна из образовательных областей – это социально-коммуникативное развитие. Одним из направлений социально-коммуникативного развития является присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. (выдержка на слайде)

- Все эти направления, уважаемые коллеги, мы и можем внедрять, используя нормотворчество.

Свой мастер-класс я хочу закончить словами Дейла Карнеги:

 (слайд19)
Помните, что ваш собеседник может быть полностью не прав. Но он так не думает. Не осуждайте его. По-иному может поступить каждый глупец. Постарайтесь понять его. Только мудрые, терпимые, незаурядные люди пытаются это сделать.

-  А сейчас я вас попрошу закончить начатые фразы 

VI этап Рефлексия: «Неоконченное предложение»

 ДОУ __________________________________

Сегодняшний мастер-класс ________________________________________

____________________________________________________________

Выполнять задания мне помогало_______________________________

____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОРМОТВОРЧЕСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

НОРМОТВОРЧЕСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "НОРМОТВОРЧЕСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "НОРМОТВОРЧЕСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"...

Презентация к мастер-классу "Нормотворчество, как одна из форм социализации дошкольника"

Передача опыта, обучение приемам нормотворчества в педагогическом сообществе....

«LEGO технология – как одна из форм социализации и индивидуализации дошкольника»

Ребёнок – это солнце вокруг, которого вращается весь педагогический процесс. Его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности развиты.Т.В Сергеева...

Мастер-класс «Коммуникативные танцы-игры как одна из форм социализации младших дошкольников»

Мастер-класс «Коммуникативные танцы-игры как одна из форм социализации младших дошкольников»“Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека&rdquo...