Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по театрализованной деятельности «Кукляндия» Для группы раннего возраста от 2 до 3-х лет
методическая разработка (младшая группа) на тему
Пояснительная записка
Программа дополнительной образовательной услуги ориентирована на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, на раскрепощение личности.
Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик к персонажам, работа над ролью и т.д.), а так же координировать свои функции.
Цель: раскрытие творческого и духовного потенциала ребенка, для успешной адаптации его в социальной среде.
Основными задачи:
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
- Снимать зажатость и скованность;
- Развивать интегративные качества, эмоциональную отзывчивость, креативность;
- Развивать бережное отношения к игрушкам, театральным куклам;
- Формировать социально-личностные качества, коммуникативность;
- Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность;
- Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов;
- Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства, Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции;
- Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sharova_i.s._dop_pr_kuklyandiya_teatralizovannaya_deyatelnost.doc | 222 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО» Заведующий МБДОУ ЦРР-ДС «Сказка» О.В. Ермакова Приказ № 23 от 24.04. 2014 г | «СОГЛАСОВАНО» на родительском комитете МБДОУ ЦРР-ДС «Сказка» Протокол № 4 от 23.05.2014 г |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
г. Мичуринска Тамбовской области
Дополнительная общеразвивающая
программа дошкольного образования
по театрализованной деятельности
«Кукляндия»
Для детей первой младшей группы
от 2 до 3-х лет
(Срок реализации программы – 1 год)
Мичуринск-Наукоград
Содержание: | ||
Пояснительная записка. | 3 стр. | |
1.1 | Актуальность | 3 стр. |
1.2 | Цель программы | 3 стр. |
1.3 | Задачи программы | 3стр. |
1.4 | Форма реализации программы | 3-4 стр. |
1.5 | Отличительные особенности | 4-5 стр. |
1.6 | Форма подведения итогов | 5-6 стр. |
1.5 | Ожидаемый результат | 6 стр. |
Учебный план | 7 стр. | |
Календарно-тематическое планирование реализации программы | 8-15 стр. | |
Методические рекомендации и обеспечение реализации программы | 16-17 стр. | |
Заключение | 18 стр. | |
Литература | 19-20 стр. | |
Приложение | 22-23 стр. |
Пояснительная записка
Программа дополнительной образовательной услуги ориентирована на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, на раскрепощение личности.
Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик к персонажам, работа над ролью и т.д.), а так же координировать свои функции.
Цель: раскрытие творческого и духовного потенциала ребенка, для успешной адаптации его в социальной среде.
Основными задачи:
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
- Снимать зажатость и скованность;
- Развивать интегративные качества, эмоциональную отзывчивость, креативность;
- Развивать бережное отношения к игрушкам, театральным куклам;
- Формировать социально-личностные качества, коммуникативность;
- Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность;
- Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов;
- Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства, Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции;
- Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.
Форма реализации программы – кружковое объединение.
Программа рассчитана на один год обучения – младшая группа (2-3 лет).
Отличительные особенности
Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий – 10 минут. Занятия начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Форма организации детей на занятии – групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа).
Развивающая среда группы организована с учетом следующих принципов:
- Принцип уважения к потребностям в движении, в общении, в познании.
- Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей данного возраста
- Развивающая среда имеет свободное пространство, которое должно занимать не менее трети и не более половины общего пространства групповой комнаты.
Свободное пространство создается с помощью невысоких ширм с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство, и оставляют его свободным для наблюдения. Высота мебели в групповом помещении не превышает 75см, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки.
Созданы следующие центры:
— центры сюжетно-ролевой игры;
— центр познавательно-речевой (книжный, игры и оборудование для развития речи, театрализованные игры);
— центры искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской театрализованной деятельности.
Принцип функциональности.
В обстановке помещения только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию.
Игры и пособия, которые вносятся в группу, должны быть многофункциональны, комбинаторны, вариативны.
Принцип опережающего характера содержания образования.
Кроме материалов, которые предназначены детям определенного возраста, в обстановку включены приблизительно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста.
Принцип динамичности – статичности среды.
Развивающая среда не построена окончательно.
Часть материалов заменяется, не реже одного раза в два месяца.
При размещении столов необходимо учитывать следующее:
- детям должно быть хорошо видно и слышно воспитателя;
- они свободно могут вставать и выйти из-за стола, не мешая другим.
Программа знакомства ребенка с театрализованной деятельностью опирается на ряд принципов:
- принцип постепенности (от простого к сложному);
- сосредоточение внимания детей на совершенствование отдельных умений, в первую очередь тех, которыми дети владеют еще плохо или не владеют совсем;
- принцип педагогического воздействия (в одних случаях показ, в других напоминание и т.п.);
- приучение к самостоятельности, используя стремление ребенка все сделать самому;
- контроль качества выполнения навыков детьми;
- принцип постоянства и единства требований (требования к детям должны быть постоянны и едины у всех взрослых, воспитывающих детей.)
Условия реализации программы:
комфортная, доброжелательная атмосфера взаимопонимания и общности интересов;
создание и обновление предметно развивающей среды;
музыкально-постановочный репертуар, подобранный с учетом возрастных особенностей, возможностей и интересов детей;
наличие необходимых пособий, оборудования;
техническое обеспечение;
взаимодействие педагогов и родителей
Форма подведения итогов: драматизация эпизодов сказки.
В программе «Кукляндия» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет определить уровень освоения воспитанниками содержания программы.
При подведении итогов реализации программы используется итоговая диагностика в форме театрально-игровых заданий для детей. Примерные задания:
- Передай образ героя (жесты, мимика, интонация)
- Покажи отрывок из сказки
- Придумай свою сказку
- Скажи выразительно
Критерии уровня | |
Высокий | Средний |
Умеет передавать образ, с помощью выразительных средств; Умело действует с любым видом театра, который он выбрал; Составляет сказку выразительно, увлеченно, целенаправленно; Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей; Большая сосредоточенность внимания. | Пытается выполнить задание, но испытывает большие трудности, не может самостоятельно показать сценку, отрывок, средства передачи образа очень ограничены, действия с игрушками театра однообразны, речь маловыразительная; С трудом различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей; Плохая усидчивость и низкая сосредоточенность внимания. |
Диагностика проводится один раз в год, в конце учебного года (май). Результаты обследования заносятся в таблицу-матрицу.
№ | Фамилия, Имя ребенка | Владение выразительными движениями и интонацией | Умение различать настроение персонажей | Умение пользоваться театральным оборудованием |
В | СР | В |
В диагностической таблице используются следующие обозначения:
В – высокий;
СР – средний;
Н – низкий.
На основе полученных данных делаются выводы, определяется какой форме деятельности необходимо уделять большее внимание, разрабатываются способы устранения недостатков.
Ожидаемые результаты:
- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание; эмоциональный настрой; мимическую выразительность; навыки имитации).
- Развитие психологических процессов (мышление; речь; память; внимание; воображение; познавательные процессы фантазии).
- Умение различать эмоциональные состояния героев
- Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
- Перенос литературных образов в самостоятельную деятельность
- Учебный план
№ п/п | Тема занятий | Количество занятий |
1. | Слушание сказок, беседы | 5 |
2. | Плоскостной театр | 4 |
Театральная игра | 10 | |
Театр картинок | 1 | |
Театр Рукавичка | 1 | |
Работа над этюдами | 8 | |
Пальчиковые игры | 4 | |
Кукольный театр | 3 | |
Всего | 36 |
- Календарно-тематическое планирование реализации программы.
Месяц | № | Раздел | Тема занятия | Цель | Содержание деятельности, необходимое оборудование |
Сентябрь | 1. | Беседы | «Давайте познакомимся» | Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог. | Знакомство с театральным оборудованием |
2. | Театральная игра | «Для деда, для бабы курочка Ряба яичко снесла золотое» | Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней; развивать двигательную активность детей. | Рассказ и показ сказки «Курочка Ряба», беседа по содержанию сказки. Русская народная сказка «Курочка Ряба». | |
3. | Театр Рукавичка | «Мы не просто ребятки, а ребятки – цыплятки» | Развивать интерес к сценическому искусству. Учить строить диалог. | Пересказ сказки с использованием перчаточного театра. Подвижная игра «Курочка и цыплята». Русская народная сказка «Курочка Ряба». | |
4. | Театральная игра | «Курочка Ряба» (Игра – драматизация) | Развивать интерес играм драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу. | Разыгрывание русской народной сказки «Курочка Ряба». Элементы костюмов: курочка – шапочка, дед – шляпа, баба – платок, мышка – шапочка с ушами. Русская народная сказка «Курочка Ряба». | |
Октябрь | 5. | Плоскостной театр | «Цыпленок» | Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам». | К.Чуковский «Цыпленок». Картинки для фланелеграфа. |
6. | Кукольный театр | «Маша и медведь» | Вызвать интерес и желание играть с музыкальными игрушками; побуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения. Вырабатывать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле. | Русская народная сказка «Маша и медведь». Настольный кукольный театр. | |
7. | Беседы | «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить» | Учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить сочетать движения и речь. | Беседа по потешкам, их разыгрывание. Пляска с игрушками. Мягкая игрушка – котенок, игрушки. | |
8. | Театральная игра | «Игровая викторина по стихам А. Барто» | Развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия. | А.Барто «Игрушки», прибаутки: «Сорока-сорока», «Как у нашего-то Вани». Драматизация стихов А.Барто «Игрушки», прибауток. | |
Ноябрь | 9. | Кукольный театр | «Выросла репка большая – пребольшая» | Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам. Продолжать знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Формировать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле. | Русская народная сказка «Репка». Разыгрывание спектакля «Репка». |
10. | Театральная игра | «К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали» | Развивать интерес к играм драматизациям. Побуждать детей активно включаться в игру – драматизацию. | Русская народная сказка «Репка». Разыгрывание русской народной сказки «Репка». Элементы костюмов. | |
11. | Беседы | «Основы театральной культуры» | Развивать интерес к сценическому искусству. Знакомить детей с видами театрального искусства (кукольный театр). | Словесные игры «Давайте познакомимся»; «Мы пришли в театр» | |
12. | Работа над этюдами | «Желтый маленький комочек, любопытный очень-очень» | Развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. | К.Чуковский «Цыпленок». Отгадывание загадки. Имитационные упражнения. Знакомство со сказкой К.Чуковского «Цыпленок». Подвижная игра «курочка-хохлатка». | |
Декабрь | 13. | Работа над этюдами | «Быстро времечко пройдёт, и Цыпленок подрастет» | Продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться. | К.Чуковский «Цыпленок». Рассказывание сказки К.Чуковского «Цыпленок» вместе с детьми. Беседа по содержанию. Имитационные упражнения. |
14. | Театральная игра | «Волшебный сундучок» | Развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. Развивать речь. | Отгадывание загадок. Ряжение. Имитационные упражнения «Изобрази героя». | |
15. | Работа над этюдами | « Встали детки в кружок – закружились как снежок» | Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений. | Репертуар по желанию детей | |
16. | Пальчиковые игры | Самостоятельная игровая деятельность | Побуждать детей играть куклами настольного театра, помогая им в самостоятельной игровой деятельности. | Куклы пальчикового театра по желанию детей | |
Январь | 17. | Театральная игра | «У Снегурки Новый год» (Игра – драматизация) | Продолжать работу по обучению детей приемам кукловождения (настольный театр). Познакомить ребят со сказкой «У Снегурки Новый год», разыграть с ними спектакль. Побудить малышей принять участие в хороводе. | Потешки: «Я серый волк», «Кто у нас хороший?». Игрушка – волк. Шапочки-маски персонажей «У Снегурки Новый год». |
18. | Театр картинок | «Петушок наш не поет» | Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. Формировать умение движениями разыграть потешку. Побудить сочинять сказки с помощью педагога и разыгрывать их с куклами. | Потешка «Ай, туки», «Сова». Песенка «Любимой маме». Разыгрывание потешек. Сочинение сказки «Петушок наш не поет». Подвижная игра «Сова». | |
19. | Работа над этюдами | «Угадай-ка» | Развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Развивать речь. | Загадки. Отгадывание загадок. Картинки-отгадки. Ряжение. Имитационные упражнения «Изобрази героя». | |
20. | Театральная игра | «Сказочка о глупом мышонке» | Побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движение и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову и фразы из текста. | С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке». Элементы костюмов к данному произведению. | |
Февраль | 21. | Плоскостной театр | «Почему плакал котенок?» | Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам». | Рассказывание сказки «Почему плакал котенок?» с использованием настольного театра. Беседа по содержанию сказки. Подвижная игра «Котята». |
22. | Работа над этюдами | «Каждому хочется котенку помочь» | Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. Формировать положительное отношение к ней. | Рассказывание сказки вместе с детьми. Беседа по содержанию. Имитационные упражнения. Игрушка котенок, игрушки персонажи сказки. | |
23. | Слушание сказок, беседы | «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один» | Познакомить детей со сказкой «Лиса, заяц и петух»; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские воспоминания. | Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Чтение сказки и беседа по содержанию. | |
24. | Театральная игра | «Ох, и хитрая лиса! Трудно её выгнать, да!» | Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре. | Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Элементы костюмов к данному произведению. | |
Март | 25. | Работа над этюдами | «Дануся» | Поддерживать желание детей играть с настольными куклами в коллективе. Побудить малышей самостоятельно придумывать движения, жесты в соответствии с содержанием стихотворения, учить различать основные эмоции и изображать их с помощью мимики и движений. | «Дануся» (из польской народной поэзии). «Три веселых братца» (из немецкой народной поэзии). Игрушки настольного театра: кошка, мышка, собака, гуси, кукла Дануся. Разыгрывание сценки. Имитационные упражнения. |
26. | Слушание сказок, беседы | «Потеряли котятки по дороге перчатки» | Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать желание слушать сказку, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. | С.Я. Маршак «Перчатки». Чтение сказки. Беседа по содержанию. Подвижная игра «Грустный котик». | |
27. | Работа над этюдами | «Отыскали перчатки, вот спасибо, котятки!» | Развивать интерес к играм драматизациям. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу. Побуждать детей активно включаться в игру – драматизацию. | Отгадывание загадок. Мимические этюды. Драматизация сказки С.Я. Маршака «Перчатки». | |
28. | Пальчиковые игры | Самостоятельная игровая деятельность | Побуждать детей играть куклами настольного театра, помогая им в самостоятельной игровой деятельности. | Куклы пальчикового театра, на фланелеграфе. Репертуар по желанию детей. | |
Апрель | 29. | Кукольный театр | «Вся мохнатенька» | Развивать интерес детей к театрально-игровой деятельности. Закреплять умение управлять настольными куклами, участвующими в диалоге. Поощрять стремление сопровождать стихотворение самостоятельно придуманными жестами. | Песенки: «Ой ты, заюшка-пострел, «Как у нашего соседа», «Заяц Егорка». |
30. | Театральная игра | «Уточка и дудочка» | Поддерживать желание слушать сказку, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. Поощрять готовность детей участвовать в театральной деятельности. | В. Драгунский «Уточка и дудочка». Маски с изображением персонажей сказки | |
31. | Пальчиковые игры | «Чудесный мешочек» | Закреплять умение управлять настольными куклами, участвующими в диалоге. Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. | Потешки: «Чики, чики, кички», «Пальчик-мальчик», «Лень-потягота», «Идет лисичка по мосту». Игрушки птички. Имитационные упражнения. Пальчиковая игра. Шапочки лисы, двух медведей, ежа, кота. | |
32. | Пальчиковые игры | Самостоятельная игровая деятельность | Побуждать детей играть куклами настольного театра, помогая им в самостоятельной игровой деятельности. | Куклы пальчикового театра, на фланелеграфе. Репертуар по желанию детей. | |
Май | 33. | Плоскостной театр | «Стоит в поле теремок» | Поддерживать желание слушать сказку, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. | Русская народная сказка «Теремок». Настольный театр. Беседа по содержанию сказки. Мимические этюды. |
34. | Плоскостной театр | «Кто в теремочке живет» | Закреплять умение управлять настольными куклами, участвующими в диалоге. Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. | Русская народная сказка «Теремок». Рассказывание сказки вместе с детьми. Настольный театр. Имитационные упр-я. | |
35. | Театральная игра | «В тесноте, да не в обиде» | Поддерживать желание слушать сказку, отвечать на вопросы педагога. Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. | Русская народная сказка «Теремок». Герои персонажи настольного театра. Отгадывание загадок. Маски-шапочки. Разыгрывание сказки. | |
36. | Работа над этюдами | «Два веселых гуся» | Развивать память физических ощущений; учить интонационно-выразительно проговаривать фразы; воспитать бережное отношение к окружающему миру; развивать пантомические навыки. | Прослушивание фонограммы песни «Два веселых гуся». Разыгрывание движений к тексту песни. |
- Методические рекомендации и обеспечение реализации программы.
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по театрализованной деятельности «Кукляндия» основана на программе М.Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду». Занятия проходят 1 раз в неделю по 10 минут в групповой комнате.
- В работе используется уголок, который включает следующие виды театра:
- пальчиковый театр;
- театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки);
- кукольный театр; ширма (би-ба-бо);
- настольный театр;
- фланелеграф - театр картинок;
- театр масок;
- театр из картона;
- вязаный;
- театр из коробок, театр перчаток, театр конусный, театр на палочке.
- Музыкотека и пианино для музыкального сопровождения;
- Подборка литературного материала: стихи, потешки, сказки и др. для инсценирования;
Вначале воспитателю лучше самостоятельно показывать ребенку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряйте точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры.
Далее - небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок еще в восторге от того, как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений используйте высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке «Рукавичка» надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложите ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключите всех детей, устройте соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю - аплодисменты.
Затем можно предложить ребенку игры-имитации: «Покажи, как прыгает зайка»; «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка», «Покажи, как ходит петушок».
Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).
Только после такой тщательной подготовки можно приступать к совместным инсценировкам.
Список сказок, используемых в работе с детьми:
- К.Чуковский «Цыпленок»
- Русская народная сказка «Курочка ряба»
- Русская народная сказка «Маша и медведь»
- Русская народная сказка «Репка»
- С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
- Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»
- В. Драгунский «Уточка и дудочка»
- Русская народная сказка «Теремок»
- Заключение
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка.
С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни используются разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок («Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» и др.). Дети привлекаются к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка» малыши «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребенка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребенка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребенку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.
Список литературы
- Антипина Е.А. Методические рекомендации «Театрализованная деятельность в детском саду». Москва 2009г.
- Гончарова О.В. «Театральная палитра» - программа художественно-эстетического воспитания. Под ред. Москва 2010г.
- Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников»; Москва «Вако» 2007
- Зацепина М.Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» Москва. 2010 г.
- Е.В.Котова, Кузнецова С.В., Романова Т.А. Методическое пособие «Развитие творческих способностей дошкольников». Москва. 2010г.
- Маханева М.Д. «театрализованные занятия в детском саду»: Пособие для работников дошк. учреждений.-М.:ТЦ «Сфера», 2001.-c. 121
- Микляева Н.В. Методическое пособие «Сказкотерапия в ДОУ и семье. Москва 2010
- Поляк Л. «Театр сказок» (сценарии в стихах по мотивам русских народных сказок для дошкольников) Детство-Пресс, 2008г
- Петрова Т.И. , Сергеева Е.Я., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
- Рахмановская О.А. «Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников» Журнал « Воспитатель ДОУ» №4 2009г.
- Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Кукольный театр для самых маленьких» (театр, занятия с детьми от 1 года до 3 лет) / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. — М. : Линка-Пресс, 2009. — 224 с.
- Штанько И.В. «Воспитание искусством в д/с»; Москва, Творческий центр «сфера»2007г.
- Якубовская Е.И., Еремина Н.В., Иванищенко Л.Н.; - СПб.:СПбАППО, 2008
- Л.М. Шипицына, О.В, Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова «Азбука общения». Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998г
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
Возрастные особенности младшего дошкольного возраста
(от 2 до 3 лет)
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность во второй группе раннего возраста
Здесь размещен мой педагогический опыт, материал для презентации на тему "Театрализация а раннем возрасте"...
Конспект комплексного занятия по развитию речи через театрализованную деятельность во второй группе раннего возраста “Репка”
Сказка Репка...
Театрализованная деятельность детей. 2 группа раннего возраста
Театрализованная деятельность детей....
ПРОГРАММА дополнительного образования по театрализованной деятельности детей средней группе детского сада «ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ»
ПРОГРАММА дополнительного образования по театрализованной деятельности детей средней группе детского сада «ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ»...
Курочка Ряба театрализованная деятельность для воспитанникво группы раннего возраста
Инсценировка сказок воспитывает интерес к устному народному творчеству, учит понимать содержание сказки, сопереживать вместе с героями....
Театрализованная деятельность во второй группе раннего возраста
Презентация материала по театрализованной деятельности...