Выступление на методической площадке по работе с детьми ОВЗ "Социальная адаптация и физическое развитие ребенка с синдромом Дауна через образовательную деятельность в разновозрастной группе ДОУ"
статья на тему
Отчет по работе с ребенком с Синдромом Дауна в условиях разновозрастной группы детского сада. Презентацию можно посмотреть здесь-https://drive.google.com/drive/folders/1rRiINnjU7q0QpIcxWah_AguZgRHizTdQ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социальная адаптация и физическое развитие
ребенка с синдромом Дауна через образовательную деятельность
в разновозрастной группе ДОУ
(МБДОУ "Ашкаульский детский сад" воспитатели Марущак Л.А., Пультякова Н.В.)
В нашем саду созданы комфортные условия пребывания ребят. Территория детского сада озеленена насаждениями по всему периметру. Весной дети любуются цветением. От летнего зноя можно укрыться в тени деревьев и теневых навесов. Зимой ребята строят и любуются снежными фигурами.. Создаем все условия чтобы ребята чувствовали домашнюю атмосферу и чувствовали себя комфортно.
Ребенок — это будущее, это радость жизни, это забота и любовь. Мир
детства кажется бесконечной сказкой души, но изнутри он не совсем
таков, каким мы видим его снаружи.
Очень часто, пытаясь помочь детям, мы хотим сделать за них все сами, принять за них решение, сделать свой выбор. Поэтому они остаются беспомощными в сложных ситуациях,не имея опыта.
В семьях, где растут дети с синдромом Дауна, наша задача — помочь близким малыша пережить стресс, принять ребенка вместе с родителями, создать условия для его успешного развития и социализации.
Для данного ребенка была разработана Адаптированная образовательная программа.
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлена с учетом примерной основной образовательной программы ДОУ. Также при составлении программы учитывались данные Индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида, заключение и рекомендации ОПМПК, индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна.
В программе описана образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти модулях образовательных областей:
·Познавательное развитие
·Социально-коммуникативное развитие
·Речевое развитие
·Художественно-эстетическое
·Физическое развитие.
В нашем детском саду появился особенный ребенок «СОЛНЕЧНЫЙ». Это замечательный мальчик Ваня . На момент поступления ребенку было 3 года. Речь у ребенка отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих.
Наполняемость группы на тот момент составляла 21 ребенок. Наш сад имеет общеразвивающее направление. Опыта работы с детьми с синдромом Дауна у воспитателей не было. Ребенок в дальнейшем некоторое время посещал специализированный детский сад в г.Канске, но потом в силу семейных обстоятельств и сопутствующих заболеваний у Вани, вновь вернулся в наш детский сад.
В данное время Ваня посещает вторую разновозрастную группу, ему 7 лет. Первые несколько дней мы наблюдали за ребенком. Мальчик активный, любит находиться в обществе детей, любит тактильный контакт, сам часто поглаживает кого-то из детей. Ребенок хорошо слышит, но не реагирует на обращенную к нему речь. Наблюдается отменный аппетит, ребенок может не только держать ложку, но и хорошо ею владеет. Культурно-гигиенические навыки присутствуют: Ваня явно привык к порядку действий при мытье рук, но делает это автоматически, не заботясь о качестве действия, то есть мочит руки в воде по локоть до тех пор, пока его не отведешь от умывальника. Затем Ваня берет полотенце и вытирает ручки. Навык посещения туалета тоже привит. Одеваться ребенок умеет, как и раздеваться.
Моторика, как общая, так и ручная развита слабо, ребенок держит предметы ладонным хватом, сжимает их очень сильно, как будто происходит спазм
Главную цель своей работы мы определили так: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности. Мы наметили несколько направлений предстоящей работы:
1. Развитие общей моторики;
2. развитие мелкой моторики пальцев рук;
3. Развитие речи;
4. воспитание культурно-гигиенических навыков;
5. развитие социально-коммуникативной сферы.
На начальном этапе работы нам было важно сформировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции. Все занятия с ребенком мы проводили в индивидуальной форме, и ребенок позже сам стал по своему желанию садится на занятия с детьми подготовительной группы. Основным методом всей работы в течение года была совместная деятельность. Мы обучали ребенка способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения. Мы показывали Ване способы действия с различными предметами, одновременно проговаривая, что мы делаем, как называется предмет, для чего он нужен (начиная с карандашей и заканчивая различными игрушками, полотенцами, посудой и так далее). Одновременно ребенок приобретал умения самообслуживания, надевать штаны , снимать одежду.
Для развития общей моторики мы привлекали Ивана к занятиям физкультурой, к подвижным играм. Самым сложным было научить ребенка переключаться с одного вида движения на другой, иными словами, вовремя остановиться и начать выполнять другой вид движения. Развитие мелкой моторики стало самым трудным моментом в воспитании и обучении ребенка Учили мальчика брать предметы не только правой, но и левой рукой, знакомили его со способами обследования предметов, с различными формами и фактурами предметов. Мы лепили из пластилина, перебирали фасоль, делали гимнастику для пальцев и так далее. Все занятия решали одновременно проблемы развития моторики, речи и сенсорного развития.
Развиваем память. Разучиваем с мальчиком простые четверостишья, причем необязательно в привычной обстановке, на прогулке( когда он качается на качели, он повторяет стихи за воспитателем. Либо просто садится на колени к воспитателю и говорит « читай». Это значит , что он хочет поучить стихи. Воспитатель проговаривает строку, он повторяет следом, так он запоминает и рассказывает их дома маме.
Используем в своей работе техники нетрадиционного рисования и художественного творчества .Ване очень нравится рисовать.(рисование мыльными пузырями, декупаж, работа с мокрой бумагой, рисование солью, манкой, работа с крупами и так далее).
У Вани развито чувство такта, любит танцевать, это самое любимое его занятие. На всех праздниках ребенок активный и всегда вместе с ребятами танцует.
Наши первые результаты
Несмотря на объективные возрастные особенности ребенка, его поведение, привычки и первые интересы зависят от среды и, главным образом, характера непосредственных влияний на ребенка окружающих его взрослых, воспитания и обучения.
Совместная работа педагогов, родителей и данная технология способствовали успешной адаптации ребенка с синдромом Дауна к новым условиям в детском саду.
В результате, ребенок способен к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой; ходит в туалет (сигнализирует о своих нуждах).
Ребенок адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.
Имеет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить. Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого.
Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе,
но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.
Успешная адаптация ребенка с ОВЗ к условиям детского сада является необходимым и важным условием его дальнейшего социального развития. Основная цель которого – обеспечение оптимального вхождения ребенка с ОВЗ в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.
Итог. Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ - новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему:": «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»
Опыт связан с системой занятий по развитию речи у детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч...
Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна
Рекомендации по работе с особыми детьми...
Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе " Елочка"
непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...
Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Снеговик"
непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе...
Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Разноцветные бусы"
непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...
Выступление на методическом семинаре "Организация работы с детьми при подготовке к конкурсам"
Вопрос обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России, является ключевой задачей современной государственной политики Российской Ф...
Социальная адаптация и физическое развитие ребенка с Синдромом Дауна через подвижные игры в подготовительной группе дошкольного учебного учреждения
Моя статья может быть полезна родителям, которые желают более внимательно относиться к сложным ситуациям, которые возникают в жизни ребенка....