Мастер – класс «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

Пятова Елена Юрьевна

Примерное планирование мастер-класса для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Аленушка»

Мастер – класс

«Формирование толерантности у детей дошкольного возраста»

Воспитатель I квалификационной категории

Пятова Елена Юрьевна

Жердевка,2018

Цель

• Побудить педагогов к  созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантности у педагогов и детей.

Задачи

• Познакомить воспитателей с концепцией толерантности как фундаментальной социальной ценностью.

• Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга.

• Предложить воспитателям игры по повышению самооценки у детей.

• Повысить самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

Здравствуйте,  уважаемые коллеги, жюри, уважаемый зал. Начать свое выступление хотелось бы  с небольшой просьбы ко всем.

- Прошу подняться тех, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые.

-  Подумайте и скажите: «Какие все мы?»

Ответ воспитателей: «Все мы разные, но мы вместе, и мы все равны».  

Эта фраза- девиз моего выступления. И поговорить с вами мне хочется на  тему толерантного отношения друг к другу и о проблеме воспитания толерантной личности.

Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности — терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. В отношения людей проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому нам, как педагогам,  нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.

Меняется современный мир. Реальностью становится наличие детей разных национальностей в дошкольных учреждениях, поэтому педагогу приходится учитывать их национальные интересы, культуру и традиции. Воспитать у детей толерантное отношение к людям разных национальностей   очень интересно, наглядно и удобно с помощью кукол  из разных стран мира. Сегодня кукла может быть универсальным  «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям, общечеловеческим ценностям.

И сегодня мне хотелось бы вместе с участниками моей фокус группы продемонстрировать вам, как можно изготовить кукол разных национальностей.

Я предлагаю Вам поделиться сегодня своим хорошим настроением с другими гостями, подарить всем присутствующим частичку своей души! А сейчас возьмитесь за руки и повторяйте эти слова за мной: «Я очень рад всех Вас видеть. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы». Ласково и нежно улыбнитесь друг другу. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте обиды , беспокойства. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Пошаговый процесс работы

Необходимые материалы и инструменты:

  1. Деревянная лопатка;
  2. Гуашь и кисточка;
  3. Клей («Момент» или «Мастер»);
  4. Образцы национальных костюмов.

Каждый по схеме рисует лицо на лопаточке, приклеивает костюм и головной убор.

А зачем ребёнка воспитывать в таких традициях? Всё просто. Основа толерантности — это право ребенка на отличие, это его индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.

Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, культуры, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность — это жизненная позиция человека, имея которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит — легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.

 Ведь согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы — разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу — далеко не просто.

Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность в старшем дошкольном возрасте, ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

Направления воспитания толерантности у дошкольников:

  1. Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
  2. Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
  3. Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.

Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания созданы в дошкольном учреждении. В детском саду есть очень важное преимущество — детское общество, в котором ребёнок только начинает  воспринимать разнообразие детей и учится общаться. Такая среда — готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению.

Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры. С целью развития толерантности в детском саду можно проводить целый спектр мероприятий:

  1. Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народы и других народностей.
  2. Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения.
  3. Активные игры разных народов.
  4. Народные праздники.
  5. Занятия по мотивам народных сказок.

Анализируя технологии формирования толерантности, а обратила внимание на один замечательный плакат. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность.

Простой и динамичный ритм плаката, его очевидная связь с повседневной толерантностью сделали его необыкновенно популярным.

Что же собой представляет этот плакат?

Это всего семь строчек, написанных как бы от руки:

Твой Иисус – еврей.

Твой автомобиль – японский.

Твой кофе – бразильский.

Твои цифры – арабские.

Твои буквы – латинские.

Твоя демократия – греческая.

Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?

Концепция плаката, как это ясно, состоит в том, чтобы дать информационный конструкт – имидж:

- человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);

- повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах).

И символ веры, Иисус Христос, был рожден другим народом. Можно ли при этом смотреть свысока на иностранцев, людей других национальностей?!

Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.

Я предлагаю фокус- группе представить своих кукол всем присутствующим.

Каждый представляет куклу.

Получился своеобразный, многонациональный «Дружный хоровод», который пользуется популярностью в детском саду. В нашем понимании  термин «хоровод» символизирует взаимодействие. Мы внушаем ребенку мысль, что каждый народ, культура достойны уважения, интересны, самобытны.

Дружба народов – это новые знания, бесценный опыт, который поможет реализовать себя в жизни как Человека.

А давайте все вместе повторим девиз нашего мастер- класса?

«Все мы разные, но мы вместе, и мы все равны».

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что сегодня мы собрались не зря, встреча оставила глубокий след в душе каждого, помогла нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста с помощью игры".

Создание условий для повышения компетентности педагогов по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста....

Презентация к мастер-классу "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста с помощью игры"

Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга....

Самоанализ мастер- класса «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследование окружающего мира»

Самоанализ мастер- класса   «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследованиеокружающего мира»...

Мастер-класс « Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста»

Презентация мастер-класса для воспитателей ДОУ...

Мастер-класс «Формирование познавательных компетенций детей дошкольного возраста посредством активизации исследовательской деятельности»

Цель: Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах познавательной активности детей через исследовательскую деятельность....