Мастер – класс «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему
Примерное планирование мастер-класса для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Аленушка»
Мастер – класс
«Формирование толерантности у детей дошкольного возраста»
Воспитатель I квалификационной категории
Пятова Елена Юрьевна
Жердевка,2018
Цель
• Побудить педагогов к созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантности у педагогов и детей.
Задачи
• Познакомить воспитателей с концепцией толерантности как фундаментальной социальной ценностью.
• Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга.
• Предложить воспитателям игры по повышению самооценки у детей.
• Повысить самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, жюри, уважаемый зал. Начать свое выступление хотелось бы с небольшой просьбы ко всем.
- Прошу подняться тех, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые.
- Подумайте и скажите: «Какие все мы?»
Ответ воспитателей: «Все мы разные, но мы вместе, и мы все равны».
Эта фраза- девиз моего выступления. И поговорить с вами мне хочется на тему толерантного отношения друг к другу и о проблеме воспитания толерантной личности.
Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности — терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. В отношения людей проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому нам, как педагогам, нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.
Меняется современный мир. Реальностью становится наличие детей разных национальностей в дошкольных учреждениях, поэтому педагогу приходится учитывать их национальные интересы, культуру и традиции. Воспитать у детей толерантное отношение к людям разных национальностей очень интересно, наглядно и удобно с помощью кукол из разных стран мира. Сегодня кукла может быть универсальным «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям, общечеловеческим ценностям.
И сегодня мне хотелось бы вместе с участниками моей фокус группы продемонстрировать вам, как можно изготовить кукол разных национальностей.
Я предлагаю Вам поделиться сегодня своим хорошим настроением с другими гостями, подарить всем присутствующим частичку своей души! А сейчас возьмитесь за руки и повторяйте эти слова за мной: «Я очень рад всех Вас видеть. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы». Ласково и нежно улыбнитесь друг другу. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте обиды , беспокойства. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Пошаговый процесс работы
Необходимые материалы и инструменты:
- Деревянная лопатка;
- Гуашь и кисточка;
- Клей («Момент» или «Мастер»);
- Образцы национальных костюмов.
Каждый по схеме рисует лицо на лопаточке, приклеивает костюм и головной убор.
А зачем ребёнка воспитывать в таких традициях? Всё просто. Основа толерантности — это право ребенка на отличие, это его индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.
Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, культуры, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность — это жизненная позиция человека, имея которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит — легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.
Ведь согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы — разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу — далеко не просто.
Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность в старшем дошкольном возрасте, ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.
Направления воспитания толерантности у дошкольников:
- Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
- Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
- Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.
Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания созданы в дошкольном учреждении. В детском саду есть очень важное преимущество — детское общество, в котором ребёнок только начинает воспринимать разнообразие детей и учится общаться. Такая среда — готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению.
Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры. С целью развития толерантности в детском саду можно проводить целый спектр мероприятий:
- Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народы и других народностей.
- Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения.
- Активные игры разных народов.
- Народные праздники.
- Занятия по мотивам народных сказок.
Анализируя технологии формирования толерантности, а обратила внимание на один замечательный плакат. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность.
Простой и динамичный ритм плаката, его очевидная связь с повседневной толерантностью сделали его необыкновенно популярным.
Что же собой представляет этот плакат?
Это всего семь строчек, написанных как бы от руки:
Твой Иисус – еврей.
Твой автомобиль – японский.
Твой кофе – бразильский.
Твои цифры – арабские.
Твои буквы – латинские.
Твоя демократия – греческая.
Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?
Концепция плаката, как это ясно, состоит в том, чтобы дать информационный конструкт – имидж:
- человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);
- повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах).
И символ веры, Иисус Христос, был рожден другим народом. Можно ли при этом смотреть свысока на иностранцев, людей других национальностей?!
Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.
Я предлагаю фокус- группе представить своих кукол всем присутствующим.
Каждый представляет куклу.
Получился своеобразный, многонациональный «Дружный хоровод», который пользуется популярностью в детском саду. В нашем понимании термин «хоровод» символизирует взаимодействие. Мы внушаем ребенку мысль, что каждый народ, культура достойны уважения, интересны, самобытны.
Дружба народов – это новые знания, бесценный опыт, который поможет реализовать себя в жизни как Человека.
А давайте все вместе повторим девиз нашего мастер- класса?
«Все мы разные, но мы вместе, и мы все равны».
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что сегодня мы собрались не зря, встреча оставила глубокий след в душе каждого, помогла нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Мастер - класс для педагогов...
Мастер-класс "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста с помощью игры".
Создание условий для повышения компетентности педагогов по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста....
Презентация к мастер-классу "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста с помощью игры"
Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга....
Самоанализ мастер- класса «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследование окружающего мира»
Самоанализ мастер- класса «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через исследованиеокружающего мира»...
Мастер-класс « Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста»
Презентация мастер-класса для воспитателей ДОУ...
Мастер-класс «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира»
Материал будет полезен для педагогов детей дошкольного возраста...
Мастер-класс «Формирование познавательных компетенций детей дошкольного возраста посредством активизации исследовательской деятельности»
Цель: Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах познавательной активности детей через исследовательскую деятельность....