Мастер-класс "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста с помощью игры".
методическая разработка

Петриченко Любовь Петровна

Создание условий для повышения компетентности педагогов по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_tolernatnosti_master-klass.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста с помощью игры»

Цель:

создание условий для повышения компетентности педагогов по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста; приобретение педагогами знаний и практических навыков по формированию толерантности через игровую деятельность.

Задачи

- Познакомить воспитателей с концепцией толерантности как фундаментальной социальной ценностью.

- Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга.

- Предложить воспитателям игры по повышению самооценки у детей.

- Повысить самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

Ход

Вводная часть.

Вынести поднос с виноградом . Добрый день уважаемые коллеги, меня зовут Петриченко Л.П.  

 Включить Слайд 1.

Притча «Виноград»

Как-то шли вместе и в согласии четыре человека: турок, перс, араб и грек, и где-то они раздобыли динар. Этот динар и стал причиной ссоры между ними, потому что, получив его, они стали решать, как его потратить.

Перс сказал: давайте купим «ангур».

Араб сказал: зачем покупать «ангур», лучше купить «эйнаб».

Но тут вмешался турок: к чему спорить? Ненужен нам ни «ангур», ни «эйнаб», на этот динар мы должны купить «узум». Грек тоже выразил свое не согласие: Если уж что-нибудь покупать, то нужно взять «стафил».

Каждый из них  стал доказывать свою правоту, и дело дошло до кулаков. И тут к ним подошел старец, узнав в чем дело, он сказал: дайте мне ваш динар и я удовлетворю все ваши желания. Они отдали динар старцу. Старец пошел на базар и купил то что они хотели. Когда он принес виноград все были удивлены, ведь они хотели купить каждый своё. Старец им объяснил, что «ангур», «эйнаб», «узум» и «стафил» означают одно – виноград.  Но они не поняли друг друга, потому что разговаривали на разных языках.

 Включить слайд 3.

Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на моем мастер-классе. А тему вы узнаете немного позже.

Попрошу вас, встать в круг. Хочу провести с вами игру.

 Включить слайд 4. Проводится игра «В нашей группе все друзья».

В нашей группе все друзья.

Я и ты, он и она.

Повернись к тому, кто слева,

Повернись к тому, кто справа.

Мы ведь все друзья. (вместе проговариваем)

Руку дай тому, кто слева,

Руку дай тому, кто справа,

Мы ведь все друзья. (вместе)

Улыбнись тому, кто слева,

Улыбнись тому, кто справа,

Мы ведь все друзья. (вместе)

Обними, того кто слева,

Обними, того кто справа,

Мы ведь все друзья. (Вместе)

Спасибо за участие в игре. Тема моего мастер-класса, вы уже наверное догадались.  Включить Слайд 6

Предлагаю пройти за стол, для работы 4 человека. Остальные, пожалуйста, присаживайтесь на свои места.

Включить слайд 7.

Уважаемые педагоги, сегодня я с вами хочу поговорить о воспитании толерантного поведения в детях. Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и не похожих друг на друга культур.  

Включить слайд 8.

Дошкольное образование, неразрывно связанно с социальными процессами и культурой общества.

Включить слайд 9.

Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сенситивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра. В игре воспитываются многие нравственные чувства, и ребенок приобщается к социуму. И сегодня я предлагаю вам приобщиться к этому миру игры.

    Включить слайд 10.

 Так толерантность, что это такое? Если спросит кто-нибудь меня, я отвечу – это все земное. То на чем стоит Планета вся. Будем жить, друг друга уважая! Толерантность – слово для живых!

- Как бы это слово не звучало на разных языках, главный принцип толерантности, это принять человека, таким, какой он есть. Принять и понять.

Я вам предлагаю составить цветок толерантности:

Т- терпение.

О- ответственность.

Л- любовь.

Е- единство.

Р- радость.

А- активность.

Н- надежность

Т- товарищество.

Н- нравственность

О- общение.

С- сострадание.

Т- терпимость

Спасибо за работу.

Включить слайд 11.

А мы продолжаем.  Сейчас я хочу с вами поиграть. Приглашаю встать в круг.

Упражнение “Волшебная шкатулка”.

- Сейчас мы с вами будем передавать друг другу вот эту шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там вы увидите то, что заставит вас улыбнуться.  Включается музыка (Передают шкатулку с зеркалом внутри).

- Ответил Вам  на вашу улыбку?

Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, поэтому нужно с уважением и любовью относится окружающим, принимать других такими, какие они есть. Если мы будем уважительны и внимательны друг к другу – это и будет проявлением толерантности.

Спасибо за участие. Присаживайтесь.

 А мы продолжаем. Пока наша группа заканчивает свою работу, вам предлагаю немного окунуться в историю.

Включить слайд 12.

Невозможно привить детям культуру другого народа, не прививая культуру своей страны.

В нашем современном, быстро изменяющемся мире, который наполнен многочисленной техникой, мы все же задумываемся о необходимости сохранения духовного наследия русской народной культуры.

Слайд 13. Народная кукла была всегда многофункциональной: в одном и том же обличии она могла выполнять разные роли: детская забава, средства воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение….

Слайд 14.  Сегодня народная тряпичная кукла стала средством приобщения к народной культуре.    

 Слайд15. Народная кукла Хороводница - это игровая куколка. Её делали для девочек не только для забавы, но и для того, чтобы юная помощница могла приобрести нужные в работе навыки. Обычно делались две куколки. Играя с куколками девочка одновременно крутила в ручках обе куколки ( вдвоем хоровод вести веселее). В процессе игры развивается мелкая моторика рук, внимание, творческое воображение. Когда девочка подрастала, её сажали за прялку. Вот здесь и пригодились навыки, которые девочка приобрела, играя с куколкой Хороводницей. Работая с прялкой нужно одновременно подкручивать ниточку и крутить веретено. Так мудрые предки, не навязчиво приучали ребятишек рукоделию, усидчивости, вниманию.

Наша группа справилась с заданием.  Хочу поделиться, как еще можно поиграть с куклой.  Показ игры «Малечена-калечина».  На раскрытую ладонь  ставим палочку и стараемся как можно дольше удержать ее на ладони. «Малечина-калечина, сколь часов до вечера. 1,2,3,4,5,6 ….». считаем пока палочка не упадет. Главное, нельзя придерживать палочку пальцами или рукой. В течении трех лет я со своими детками изучаем русский фольклор, в этом году мы изучаем народных кукол. И вот вместе с детьми мы сделали хоровод  из кукол. Но так, как куклы безликие, у них нет никаких эмоций, я предлагаю вам зарядить их положительными и добрыми эмоциями. Я вам предлагаю поиграть.  У разных народов много игр, и они схожи с нашими, только разные названия. В процессе своей работы, я опираюсь на игры разных народов.

Включить слайд 16. ПОДНИМИ ПЛАТОК (квербацl борхе) – аварская игра.

Играет вся группа.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:

Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная музыка, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник  игры старается первым поднять платок.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка. Готовы?  Включить музыку. 2-3 раза.

Мы с вами поиграли, зарядили наш хоровод положительными и добрыми эмоциями. Спасибо.

И этот хоровод я хочу подарить на память д/с «Росинка». Чтобы в ашем коллективе всегда царили добро, мир, уют и добро.

 Слайд 17. Наша ценность определяется не тем, какой мы национальности, что мы делаем, или с кем знакомы, а тем какие мы. Не оценивайте людей, а цените их.

РЕФЛЕКСИЯ

Упражнение «В добрый путь»

 Слайд 18. Уважаемые коллеги, я очень надеюсь, что мой мастер-класс оставил в вашем сегодняшнем дне позитивный след. Мне будет очень приятно если вы поделитесь своими впечатлениями. (на доске радуга «В добрый путь», педагоги оставляют свои пожелания на нарисованных следах).

Закончить свой мастер-класс хочу  словами  писателя М. М. Рощина «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».  Слайд 19. Спасибо за внимание и участие!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа в ДОУ. Формирование навыков конструирования и решения творческих задач у детей дошкольного возраста с помощью игры В.Воскобовича «Геоконт»

Примерное планирование с развивающей игрой В. Воскобовича "Геоконт" по формированию конструктивного и творческого мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Игры на развитие толерантности у детей дошкольного возраста

В  дошкольном возрасте   у детей  формируются элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития...

Презентация к мастер-классу "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста с помощью игры"

Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга....

Активизация мелкой моторики рук и стимуляция развития речи у детей дошкольного возраста с помощью игры нетрадиционными предметами

С помощью игры нетрадиционными предметами мы развиваем мелкую моторику рук. Тем самым стимулируем речевую и мыслительную деятельность ребенка дошкольного возраста....

Защита опыта на заседании городского методического объединения педагогов-психологов дошкольных учреждений г.Южно-Сахалинска.Презентация "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с помощью игры" .

ull;Эмоции – это отражение состояния души человека, которое видимо окружающим. А уметь управлять эмоциями –это настоящее искусство. А научить человека управлять своими эмоциями искусство...

Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью игры в мяч.

Жизнь в нашем столетии ставит перед воспитателем много новых проблем, среди которых одной из очень актуальных на сегодняшний день является речевое воспитание детей. В жизни большинства людей процессы ...

Методическая разработка «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью игры «Волшебные стаканчики».

Актуальность:В настоящее время все больше детей, поступающих в детский сад, имеют те или иные нарушения речевого развития. Недоразвитие речи является серьёзным препятствием в овладении новыми знаниями...