мастер - класс «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
методическая разработка на тему

Брюханцева Екатерина Владимировна

Мастер - класс для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Луговской детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»

Мастер - класс по теме

«Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Подготовила: воспитатель

Брюханцева Екатерина Владимировна

2018г.

Цель: Представление  педагогического   опыта  гендерного  подхода  к    воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.  

Задачи:

  • Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек дошкольного возраста.
  • Повысить компетентность в вопросах полоролевого развития детей, его содержании, методах и приемах, моделей мужского и женского поведения.
  •   Повысить компетентность педагогов в вопросах гендерного воспитания детей.
  • Совершенствование развивающей предметно – пространственной среды  для девочек и мальчиков с акцентом на гендерную идентичность.

Ход мастер- класса

- Добрый день уважаемые коллеги. Разрешите вас поприветствовать на  мастер - классе  по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста». 

«Гендер» в переводе с английского означает «социальный пол».

  Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.

Гендерное воспитание направлено на:

-  освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,

-  освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,

-  овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.

Проблема гендерного воспитания в дошкольном образовании актуальна.

Мальчики и девочки очень отличаются друг от друга, с этим надо считаться и всегда об этом помнить.

Учёными выявлены социально-психологические особенности,

свойственные представителям противоположных полов:

1. Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое

мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно- эмоциональная сфера.

2. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.

3. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек –

слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут.

4. Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они

начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.

5. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.

6. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.

Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте:

- Двух-трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску.

- В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.

В Федеральном государственном образовательном  стандарте дошкольного образования, вопросы гендерного воспитания раскрыты в содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально – коммуникативном развитии». Одной из задач является:

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Задачи, стоящие перед педагогами:

-Создание насыщенной многофункциональной среды в группе для девочек и мальчиков с акцентом на гендерную идентичность.

-Закреплять умение дифференцировать себя от представителей другого пола (она - это девочка, а он – мальчик).

-Закреплять усвоение моделей мужского и женского полоролевого поведения.

- Воспитывать интерес к совместной игре девочек и мальчиков.

- Формирование у родителей гендерной компетентности.

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я – девочка и буду ей постоянно, я – мальчик и всегда буду им».

Предлагаю вам поиграть.  Возьмите на выбор и приклейте на одежду розовый или голубой стикер -  в какой роли вы сегодня хотели бы быть, мальчика  или девочки.  

 Разминка. Отгадай «Двойное имя»

 Задание: «У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь.

Команда мальчиков - отгадываем женские персонажи

  • Елена … (Прекрасная)
  • Сестрица … (Аленушка)
  • Василиса …(Премудрая)
  • Крошечка … (Хаврошечка)
  • Марья …(Искусница)
  • Красная …(Шапочка)
  • Баба …(Яга)
  • Снежная (Королева)

Команда девочек - отгадываем имена, относящиеся к мужским персонажам.

Кощей …(Бессмертный)

Мальчик …(С пальчик)

Братец …(Иванушка)

Иван …(Царевич)

Змей …(Горыныч)

Оловянный …(Солдатик)

Карабас …(Барабас)

Добрыня …(Никитич)

Молодцы!

1. Игра с педагогами «Черты характерные для мальчиков и для девочек»

Педагогам  предлагается  используя карточки,  на которых написаны черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу,  расположить  их  на мольбертах  с   обозначением каждой группы.

Женские: 1.Верность. 2.Доверчивость. 3.Женственность. 4.Забота. 5.Застенчивость. 6.Мягкость. 7.Нежность. 8. Умение идти на компромисс.

Мужские: 1.Амбициозность. 2.Аналитический склад ума. 3.Дух соперничества. 4.Мужественность. 5.Независимость. 6.Сила. 7. Способность к лидерству. 8. Агрессивность.

Нейтральные: Пунктуальность. Честность. Ум. Трудолюбие Искренность Дисциплинированность Доброта Серьёзность.

2.  Решение педагогических ситуаций.

       Ситуация №1:

Ситуация в семье.

Мать:

-  Сынок, собирай игрушки, пора спать.

Сын не реагирует.

- Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.

Отец:

- А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.

Мать (обращаясь к сыну):

- Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!

Отец:

- А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.

Вопрос:

- Кто, по – вашему, прав в этой ситуации, мама или отец?  

(неправы оба,  т.к.  гендерным  воспитанием должны заниматься и тот, и другой).

Ситуация№2:                                                                                                                                                    

 Мама с ребенком встречаются с воспитателем.

- Моему сыну два года. Я заметила, что во время игр с другими детьми он чаще играет с игрушками, которые больше подходят девочкам: куклы, коляски, посуда и т.д. Стоит ли мне беспокоиться по поводу его неправильной ориентации и запрещать ему играть с этими игрушками

Вопрос:  Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?

ДЕВОЧКИ

В игротеке девочки обязательно и в полном комплекте должны

присутствовать игры для будущей мамы, хозяйки, женщины. Хозяйкой девочке позволит вырасти домашняя утварь - посуда, шкафчики, утюги. Хорошей мамой нашим девочкам помогут стать куклы пупсы и аксессуары по уходу - кроватка и постельное белье, полотенце для купания малыша и всякие атрибуты для прогулок. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и все остальные игрушки: мозаика, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т. д

Нужны мягкие куклы-дети, которых легко посадить, положить спать, искупать, одеть и раздеть.

МАЛЬЧИКИ

Будущему рыцарю нужны игрушки, которые позволят ему проявить мужественность, почувствовать себя героем и спасателем мира, и еще обязательно те, которые дадут возможность проявить заботу. Например, военные игрушки позволяют прочувствовать и прожить такие важные качества, как самостоятельность, уверенность, независимость, оказать покровительство слабому, пережить ситуацию успеха и победы.

Такие игрушки помогают детям пережить и ситуацию жестокости, научиться работать с агрессией. Мальчишки играли в «войнушку» всегда. Всегда бегали с пистолетами и кричали «бах-бах-бах». И это нормально. Мужчина - воин. Чтобы вырасти не только настоящим мужчиной, но и счастливым, открытым миру человеком, мальчику нужно научиться проявлять чувства, эмоции (тут помогут мягкие игрушки, попробовать все роли, в том числе и роль папы! Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки.

3. Игра с педагогами  «Сюжетно-ролевые игры»

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки. 

Команда мальчиков: Назовите  сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют девочки ( «Дочки-матери», «Парикмахер» или «Салон красоты», «Доктор» или «Больница», «Магазин» или «Супермаркет», «Барби», «Фирма "Эйвон"»).

                                                                                                                                      Команда девочек: Назовите   сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют мальчики («Корабль», «Автобус», «Гараж», «Такси», «Подводная лодка», «Строитель», «Спасатели», «Гонки», «Палицейские», «Супергерои», «Трансформеры».).

                                                                                                                                                    

4. Игра  для педагогов «Гендерный  анализ произведений детской художественной литературы».  

                                                                                                                                   Команда  мальчиков:

Назовите  произведения, в которых воспитывают  идеалы мужественности (обосновать): сказы-былины: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змей»,«Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Мальчик-с-пальчик», «Три поросенка», «Кот в сапогах», «Крокодил», «Спящая красавица», «Летучий корабль»,                                                                                                 Команда  девочек: Назовите художественные произведения, в которых воспитывают  идеалы женственности (обосновать): «Крошечка – Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица», «Царевна Лягушка», «Золушка», «Морозко», «Красная шапочка», «Старик годовик».  

Заключительная часть.

 Если  в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

Гендер - что это такое?

Может, это мандарины?

Может, это чья – то шляпа?

Или чей ни будь зверек?

И зачем нам нужен гендер?

Гендер – это мама с папой,

Это милые детишки

Это платья и штанишки,

Гендер – это наша жизнь!

Это сила, это храбрость,

Это нежность и отважность

Очень разных двух миров.

Гендерное воспитанье

Важно для образованья.

Важно, чтобы быть счастливым

Гендер – это наша жизнь!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» Луговской детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189» Подготовила: Брюханцева Екатерина Владимировна

Слайд 2

« Гендер» в переводе с английского означает «социальный пол». Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.

Слайд 3

Гендерное воспитание направлено на: - освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе; - освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом; - овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера .

Слайд 4

Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте: - В 2 – 3 года малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску. - В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.

Слайд 5

Задачи, стоящие перед педагогами: -Создание насыщенной многофункциональной среды в группе для девочек и мальчиков с акцентом на гендерную идентичность. -Закреплять умение дифференцировать себя от представителей другого пола (она - это девочка, а он – мальчик). -Закреплять усвоение моделей мужского и женского полоролевого поведения. - Воспитывать интерес к совместной игре девочек и мальчиков. - Формирование у родителей гендерной компетентности.

Слайд 6

Разминка. Отгадай «Двойное имя» Команда мальчиков - отгадываем женские персонажи. Команда девочек - отгадываем имена, относящиеся к мужским персонажам.

Слайд 7

Игра с педагогами « Черты характерные для мальчиков и для девочек»

Слайд 8

Нейтральные: Пунктуальность Честность Ум Трудолюбие Искренность Дисциплинированность Доброта Серьезность Мужские: Амбициозность Аналитический склад ума Дух соперничества Мужественность Независимость Сила Способность к лидерству Агрессивность Женские: Верность Доверчивость Женственность Забота Застенчивость Мягкость Нежность Умение идти на компромисс

Слайд 9

Решение педагогических ситуаций. Ситуация №1: Ситуация в семье. Мама: - Сынок, собирай игрушки, пора спать. Сын не реагирует. - Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына. - А я не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал. Мама (обращаясь к сыну): - Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец! Отец: - А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.

Слайд 10

Ситуация№2: Мама с ребенком встречаются с воспитателем. - Моему сыну два года. Я заметила, что во время игр с другими детьми он чаще играет с игрушками, которые больше подходят девочкам: куклы, коляски, посуда и т.д. Стоит ли мне беспокоиться по поводу его неправильной ориентации и запрещать ему играть с этими игрушками

Слайд 11

Игра с педагогами «Сюжетно-ролевые игры»

Слайд 12

Игра для педагогов «Гендерный анализ произведений детской художественной литературы».

Слайд 21

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Современные актуальные психолого-педагогические проблемы формирования гендерной принадлежности детей дошкольного возраста"

Результаты изучения  гендерных принадлежностей детей дошкольного возраста. Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ по  формированию  гендерной принадлежности  дошкольников....

Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»

Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...

Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста

Формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от вн...

Мастер- класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».

Мастер- класс  по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада». Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса поло ролево...

Мастер-класс для педагогов «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста»

Представление  педагогического   опыта  гендерного  подхода  к  воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Семинар для родителей «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста»

помочь родителям понять значимость проблемы полового воспитания детей и осознать значимость семейного воспитания в этой работе....