мастер - класс «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
методическая разработка на тему
Мастер - класс для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.docx | 53.49 КБ |
formirovanie_gendernoy_prinadlezhnosti_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_dou.pptx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Луговской детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»
Мастер - класс по теме
«Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Подготовила: воспитатель
Брюханцева Екатерина Владимировна
2018г.
Цель: Представление педагогического опыта гендерного подхода к воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек дошкольного возраста.
- Повысить компетентность в вопросах полоролевого развития детей, его содержании, методах и приемах, моделей мужского и женского поведения.
- Повысить компетентность педагогов в вопросах гендерного воспитания детей.
- Совершенствование развивающей предметно – пространственной среды для девочек и мальчиков с акцентом на гендерную идентичность.
Ход мастер- класса
- Добрый день уважаемые коллеги. Разрешите вас поприветствовать на мастер - классе по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста».
«Гендер» в переводе с английского означает «социальный пол».
Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.
Гендерное воспитание направлено на:
- освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,
- освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,
- овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.
Проблема гендерного воспитания в дошкольном образовании актуальна.
Мальчики и девочки очень отличаются друг от друга, с этим надо считаться и всегда об этом помнить.
Учёными выявлены социально-психологические особенности,
свойственные представителям противоположных полов:
1. Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое
мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно- эмоциональная сфера.
2. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
3. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек –
слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут.
4. Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они
начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.
5. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
6. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.
Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте:
- Двух-трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску.
- В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, вопросы гендерного воспитания раскрыты в содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально – коммуникативном развитии». Одной из задач является:
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Задачи, стоящие перед педагогами:
-Создание насыщенной многофункциональной среды в группе для девочек и мальчиков с акцентом на гендерную идентичность.
-Закреплять умение дифференцировать себя от представителей другого пола (она - это девочка, а он – мальчик).
-Закреплять усвоение моделей мужского и женского полоролевого поведения.
- Воспитывать интерес к совместной игре девочек и мальчиков.
- Формирование у родителей гендерной компетентности.
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я – девочка и буду ей постоянно, я – мальчик и всегда буду им».
Предлагаю вам поиграть. Возьмите на выбор и приклейте на одежду розовый или голубой стикер - в какой роли вы сегодня хотели бы быть, мальчика или девочки.
Разминка. Отгадай «Двойное имя»
Задание: «У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь.
Команда мальчиков - отгадываем женские персонажи
- Елена … (Прекрасная)
- Сестрица … (Аленушка)
- Василиса …(Премудрая)
- Крошечка … (Хаврошечка)
- Марья …(Искусница)
- Красная …(Шапочка)
- Баба …(Яга)
- Снежная (Королева)
Команда девочек - отгадываем имена, относящиеся к мужским персонажам.
Кощей …(Бессмертный)
Мальчик …(С пальчик)
Братец …(Иванушка)
Иван …(Царевич)
Змей …(Горыныч)
Оловянный …(Солдатик)
Карабас …(Барабас)
Добрыня …(Никитич)
Молодцы!
1. Игра с педагогами «Черты характерные для мальчиков и для девочек»
Педагогам предлагается используя карточки, на которых написаны черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу, расположить их на мольбертах с обозначением каждой группы.
Женские: 1.Верность. 2.Доверчивость. 3.Женственность. 4.Забота. 5.Застенчивость. 6.Мягкость. 7.Нежность. 8. Умение идти на компромисс.
Мужские: 1.Амбициозность. 2.Аналитический склад ума. 3.Дух соперничества. 4.Мужественность. 5.Независимость. 6.Сила. 7. Способность к лидерству. 8. Агрессивность.
Нейтральные: Пунктуальность. Честность. Ум. Трудолюбие Искренность Дисциплинированность Доброта Серьёзность.
2. Решение педагогических ситуаций.
Ситуация №1:
Ситуация в семье.
Мать:
- Сынок, собирай игрушки, пора спать.
Сын не реагирует.
- Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.
Отец:
- А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.
Мать (обращаясь к сыну):
- Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!
Отец:
- А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.
Вопрос:
- Кто, по – вашему, прав в этой ситуации, мама или отец?
(неправы оба, т.к. гендерным воспитанием должны заниматься и тот, и другой).
Ситуация№2:
Мама с ребенком встречаются с воспитателем.
- Моему сыну два года. Я заметила, что во время игр с другими детьми он чаще играет с игрушками, которые больше подходят девочкам: куклы, коляски, посуда и т.д. Стоит ли мне беспокоиться по поводу его неправильной ориентации и запрещать ему играть с этими игрушками
Вопрос: Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?
ДЕВОЧКИ
В игротеке девочки обязательно и в полном комплекте должны
присутствовать игры для будущей мамы, хозяйки, женщины. Хозяйкой девочке позволит вырасти домашняя утварь - посуда, шкафчики, утюги. Хорошей мамой нашим девочкам помогут стать куклы пупсы и аксессуары по уходу - кроватка и постельное белье, полотенце для купания малыша и всякие атрибуты для прогулок. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и все остальные игрушки: мозаика, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т. д
Нужны мягкие куклы-дети, которых легко посадить, положить спать, искупать, одеть и раздеть.
МАЛЬЧИКИ
Будущему рыцарю нужны игрушки, которые позволят ему проявить мужественность, почувствовать себя героем и спасателем мира, и еще обязательно те, которые дадут возможность проявить заботу. Например, военные игрушки позволяют прочувствовать и прожить такие важные качества, как самостоятельность, уверенность, независимость, оказать покровительство слабому, пережить ситуацию успеха и победы.
Такие игрушки помогают детям пережить и ситуацию жестокости, научиться работать с агрессией. Мальчишки играли в «войнушку» всегда. Всегда бегали с пистолетами и кричали «бах-бах-бах». И это нормально. Мужчина - воин. Чтобы вырасти не только настоящим мужчиной, но и счастливым, открытым миру человеком, мальчику нужно научиться проявлять чувства, эмоции (тут помогут мягкие игрушки, попробовать все роли, в том числе и роль папы! Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки.
3. Игра с педагогами «Сюжетно-ролевые игры»
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки.
Команда мальчиков: Назовите сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют девочки ( «Дочки-матери», «Парикмахер» или «Салон красоты», «Доктор» или «Больница», «Магазин» или «Супермаркет», «Барби», «Фирма "Эйвон"»).
Команда девочек: Назовите сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют мальчики («Корабль», «Автобус», «Гараж», «Такси», «Подводная лодка», «Строитель», «Спасатели», «Гонки», «Палицейские», «Супергерои», «Трансформеры».).
4. Игра для педагогов «Гендерный анализ произведений детской художественной литературы».
Команда мальчиков:
Назовите произведения, в которых воспитывают идеалы мужественности (обосновать): сказы-былины: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змей»,«Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Мальчик-с-пальчик», «Три поросенка», «Кот в сапогах», «Крокодил», «Спящая красавица», «Летучий корабль», Команда девочек: Назовите художественные произведения, в которых воспитывают идеалы женственности (обосновать): «Крошечка – Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица», «Царевна Лягушка», «Золушка», «Морозко», «Красная шапочка», «Старик годовик».
Заключительная часть.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Гендер - что это такое?
Может, это мандарины?
Может, это чья – то шляпа?
Или чей ни будь зверек?
И зачем нам нужен гендер?
Гендер – это мама с папой,
Это милые детишки
Это платья и штанишки,
Гендер – это наша жизнь!
Это сила, это храбрость,
Это нежность и отважность
Очень разных двух миров.
Гендерное воспитанье
Важно для образованья.
Важно, чтобы быть счастливым
Гендер – это наша жизнь!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Гендер» в переводе с английского означает «социальный пол». Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.
Гендерное воспитание направлено на: - освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе; - освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом; - овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера .
Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте: - В 2 – 3 года малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску. - В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.
Задачи, стоящие перед педагогами: -Создание насыщенной многофункциональной среды в группе для девочек и мальчиков с акцентом на гендерную идентичность. -Закреплять умение дифференцировать себя от представителей другого пола (она - это девочка, а он – мальчик). -Закреплять усвоение моделей мужского и женского полоролевого поведения. - Воспитывать интерес к совместной игре девочек и мальчиков. - Формирование у родителей гендерной компетентности.
Разминка. Отгадай «Двойное имя» Команда мальчиков - отгадываем женские персонажи. Команда девочек - отгадываем имена, относящиеся к мужским персонажам.
Игра с педагогами « Черты характерные для мальчиков и для девочек»
Нейтральные: Пунктуальность Честность Ум Трудолюбие Искренность Дисциплинированность Доброта Серьезность Мужские: Амбициозность Аналитический склад ума Дух соперничества Мужественность Независимость Сила Способность к лидерству Агрессивность Женские: Верность Доверчивость Женственность Забота Застенчивость Мягкость Нежность Умение идти на компромисс
Решение педагогических ситуаций. Ситуация №1: Ситуация в семье. Мама: - Сынок, собирай игрушки, пора спать. Сын не реагирует. - Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына. - А я не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал. Мама (обращаясь к сыну): - Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец! Отец: - А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.
Ситуация№2: Мама с ребенком встречаются с воспитателем. - Моему сыну два года. Я заметила, что во время игр с другими детьми он чаще играет с игрушками, которые больше подходят девочкам: куклы, коляски, посуда и т.д. Стоит ли мне беспокоиться по поводу его неправильной ориентации и запрещать ему играть с этими игрушками
Игра с педагогами «Сюжетно-ролевые игры»
Игра для педагогов «Гендерный анализ произведений детской художественной литературы».
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Современные актуальные психолого-педагогические проблемы формирования гендерной принадлежности детей дошкольного возраста"
Результаты изучения гендерных принадлежностей детей дошкольного возраста. Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ по формированию гендерной принадлежности дошкольников....
Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»
Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...
Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста
Формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от вн...
Мастер- класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».
Мастер- класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада». Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса поло ролево...
Мастер-класс для педагогов «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста»
Представление педагогического опыта гендерного подхода к воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения....
Семинар для родителей «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста»
помочь родителям понять значимость проблемы полового воспитания детей и осознать значимость семейного воспитания в этой работе....