Деловая игра "Знатоки речи"
методическая разработка на тему

Козловская Ольга Васильевна

работа с педагогами на педсовете, семинарах-практикумах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_-znatoki_rechi_pedsovet.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 79 «Садко»

Деловая игра для педагогов

«Знатоки речи»

                                       Разработчик: О.В.Козловская, воспитатель

Сургут

Деловая игра для педагогов.

        Ведущая:  Уважаемы коллеги, предлагаю вам поиграть, как известно, из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного.  Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи. Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся.

       Предлагаю вам разделиться на 2 команды. Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачи все же пожелаю! Перед началом послушайте правила. На столах у вас лежат волшебные колокольчики. Если вы знаете ответ, то прежде должны позвонить в колокольчик, а затем ответить. За невыполнение правил вы лишаетесь очков, которые автоматически переходят к соперникам. Кто окажется быстрее, тот и наберет больше очков. Если ответ адресован конкретно команде, то она отвечает сразу (если готов ответ) или думает 1 минуту. Если по истечении 1 минуты команда не знает ответ, то у другой команды есть шанс заработать очко, правильно ответив на вопрос соперников. Но и та, и другая команда имеет право ответа лишь после того как позвонит в колокольчик. Очки представляются в форме фишек. Командам все понятно?……Тогда приступим.

Задание 1. «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей» 

Вопросы 1 команде:

1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависим ости от контекста)

3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

4. Назовите структуру повествования (завязка, кульминации, развязка)

5. Разговор двоих или нескольких на тему,  связанную с какой - либо ситуацией (диалог)

6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог )

Вопросы 2 команде. 

1. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени (рассказ повествование)

2. Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

4. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

5. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя )

6. Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

Задание 2. Изобразите пословицу с помощью схемы.

Команды придумывают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.

Задание 3. Переведите пословицы на русский язык

Пословицы для первой команды:

Сын леопарда - тоже леопард (Африка). /яблоко от яблони недалеко падает/ Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/ Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

Пословицы для второй команды:

Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/ Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) /Обжегшись на молоке, дует на воду/

Юмористическая пауза. Упражнение " Шушаника Минична"

Содержание. Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите, пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Шушаника Минична". В ответ на это первый участник должен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева "представьтесь, пожалуйста" и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника. Глориоза Провна , Эннафа Варсонофьевна,  Вивиана Ионична,  Маркелина Ермилинична,  Феосения Патрикеивна,  Геновефа Иркнеевна,  Беата Нифонтовна,  Домитилла Ювенальевна,  Антигона Маевна,  Препидигна Аристидовна,  Вестита Евменьевна,  Ермиония Питиримовна, Нунехия Амфиохъевна,  Вевея Вуколовна,  Геласия Доримедонтовна, Иовилла Иеронимовна, Агафоклия Наркисовна, Кетевань Варнавична, Рипсимия Флегонтовна, Фессалоникия Якубовна.

Задание 4. "Прилагательные ассоциации" Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное экспериментатором, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол - круглый; пруд - большой.

Задание для 1 команды. 

Список - Критика - Звезда - Книга - Кругозор - Закон - Лекция - Счастье - Дом - Пища - Воззвание - Дефицит – Действие - Шрифт

Задание для 2 команды. 

Интерес - Убеждение - Библиотека - Музей – Страна - Пример – Собака -  Приказ - Жизнь - Воспитание – Физика - Принцип - Город - Группа

Задание 5. "Подбор антонимов, синонимов" Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.

Для 1 команды - подбор антонимов. 

1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5. Нерадивый. 6. Эксцентричный. 7. Импорт. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий. 11. Неряшливый. 12. Объективный. 13. Макро. 14. Старательный. 15. Плотный. 16. Прозрачный. 17. Арьергард. 18. Упитанный. 19. Опрятный. 20. Субъективный. 21. Медленный. 22. Лживый. 23. Концентричный. 24. Мутный.

Для 2 команды - подбор синонимов 

1. Властелин. 2 . Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора. 17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин. 

Задание 6. К какому виду творчества это относится?

1-я команда

  • «Как аукнется, так и откликнется»        (пословица)
  • «На дворе трава – на траве дрова»      (скороговорка)
  • «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (небылица.)
  • «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал»
  • ( потешка)

2-я команда

  • «В некотором царстве, в некотором государстве…» (сказка)
  • «Ехала машина темным лесом, за каким- то интересом (считалка)
  • «Расскажу - ка я вам про дела старые (былина)
  • «Сели детки на карниз и растут все время вниз» (загадка)

Задание 4. "Прилагательные ассоциации"

Задание для 1 команды. 

Список - Критика - Звезда - Книга - Кругозор - Закон - Лекция - Счастье - Дом - Пища - Воззвание - Дефицит – Действие - Шрифт

Задание 4. "Прилагательные ассоциации"

Задание для 2 команды. 

Интерес - Убеждение - Библиотека - Музей – Страна - Пример – Собака -  Приказ - Жизнь - Воспитание – Физика - Принцип - Город - Группа

Задание 5. "Подбор антонимов, синонимов"

Для 1 команды - подбор антонимов. 

1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5. Нерадивый. 6. Эксцентричный. 7. Импорт. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий. 11. Неряшливый. 12. Объективный. 13. Макро. 14. Старательный. 15. Плотный. 16. Прозрачный. 17. Арьергард. 18. Упитанный. 19. Опрятный. 20. Субъективный. 21. Медленный. 22. Лживый. 23. Концентричный. 24. Мутный.

Задание 5. "Подбор антонимов, синонимов"

Для 2 команды - подбор синонимов 

  1. Властелин. 2 . Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора. 17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин. 

Практический материал к упражнению " Шушаника Минична"

Глориоза Провна

Эннафа Варсонофьевна

Вивиана Ионична

Маркелина Ермилинична

Феосения Патрикеивна

Геновефа Иркнеевна

Беата Нифонтовна

Домитилла Ювенальевна

Антигона Маевна

Препидигна Аристидовна

Вестита Евменьевна

Ермиония Питиримовна

Нунехия Амфиохъевна

Вевея Вуколовна

Геласия Доримедонтовна

Иовилла Иеронимовна

Агафоклия Наркисовна

Кетевань Варнавична

Рипсимия Флегонтовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа По дисциплине: Культура деловой речи Тема: «Культура деловой речи»

План: 1.     Общая характеристика официально – делового стиля2.     Динамика нормы официально – деловой речи3.      Устная деловая...

Деловая игра "Речь педагога ДОУ"

Деловая игра включает в себя ряд практических заданий на усвоение  речевых норм, формирование речевой культуры педагога....

Деловая игра «Как развивать речь у ребенка или путешествие по стране «Развитие речи»

Деловая игра «Как развивать речь у ребенка или путешествие по стране  «Развитие речи»...

Деловая игра "Речь педагога - пример для детей"

1 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевым...

Деловая игра «Речь педагога - пример для детей»

Деловая игра для педагогов ДОУ «Речь педагога - пример для  детей»...