Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
рабочая программа на тему
Данная коррекционно-развивающая программа разработана для речевого развития дошкольников, имеющим недоразвитие речи (II уровень речевого развития (дизартрия)).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma.docx | 252.66 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Пояснительная записка. Стр.3
1) Актуальность программы Стр.4
2) Научная обоснованность Стр.5
2. Цель, задачи, принципы рабочей программы. Стр.7
3. Возрастные и индивидуальные особенности
контингента детей с нарушением речи. Стр.10
- Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.
- Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет. Стр.11
4. Вариативная часть программы. Стр.12
Особенности организации коррекционно-развивающей
работы с детьми с ТНР (ОНР 2-3ур., дизартрия).
5. Характеристика детей с общим недоразвитием речи. Стр.13
6. Перспективное тематическое планирование
индивидуальных занятий с ребенком старшего
дошкольного возраста с ОНР. Стр.15
7. Планируемые результаты освоения программы. Стр.21
8. Условия реализации. Стр.23
Особенности организации предметно-пространственной
развивающей среды.
9. Программно-методическое обеспечение
коррекционно-развивающей работы. Стр.24
1. Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачи и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
В настоящее время в нашей ДГ реализуется образовательная программа, в основе которой лежит примерная образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В связи с нарастающей тенденцией появления в садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия), отсутствие специализированных ДОУ шаговой доступности с одной стороны и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть необходимость в проведении индивидуальной работы с такими детьми.
Программа составлена в соответствии с:
- ФЗ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Декларацией прав ребенка;
- Основной Образовательной Программой МКОУ Катковская СОШ дошкольной группы;
- Рекомендациями к заключению № 1012 от 12.12.16г. Центральной психолого – медико – педагогической комиссии.
- Актуальность программы.
Данная коррекционно-развивающая программа разработана для речевого развития дошкольников, имеющим недоразвитие речи (II уровень речевого развития (дизартрия)).
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.
Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии (Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка.
Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии, доказано, исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.
Применение рабочей программы поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Рабочая программа позволяет определить возможные пути деятельности воспитателя ДГ в работе дошкольного образовательного учреждения по реализации ФГОС в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Данная рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Рабочая программа направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой МКОУ Катковской СОШ дошкольной группы, отвечает ФГОС ДО. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи, может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре). Работа по речевому развитию детей проводится в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
2) Научная обоснованность
В основу рабочей программы положены следующие теоретические идеи:
1. У детей до 7 лет речь как ещё не сформированная функциональная система наиболее подвержена повреждающим факторам.
2. Речевое развитие опосредуется рядом условий, прежде всего, развитием интеллектуальных процессов и общения. B основе потребности ребёнка говорить находится впечатление, вызывающее эмоциональный отклик.
3. Побуждение к речевому высказыванию возникает y ребёнка под влиянием эмоционального переживания воспринятого.
4. Содержание речи составляют впечатления, получаемые ребёнком пpи ознакомлении с окружающим, поэтому важным моментом для развития детской речи является формирование широких интересов y детей дошкольного возраста.
B программе реализуется идея комплексного сопровождения ребёнка с нарушениями развития в дошкольном образовательном учреждении (Л. М.Шипицына). Ведущим принципом данной рабочей программы выступает принцип комплексности, выражающийся в единстве подхода к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а также в понимании единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного и, умственного и речевого развития. Также в рабочей программе реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития, системности, обходного пути, обще дидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности), интеграции образовательных областей в организации коррекционно-педагогического процесса.
Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.
2. Цель, задачи, принципы рабочей программы
Цель программы – обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации образовательного процесса. Предупреждение возникновения возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой и фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников. Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
Профессиональная деятельность воспитателя ДГ направлена на индивидуальную работу с детьми с различными видами речевых нарушений. Одной из основных задач Рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
В процессе обучения детей решаются следующие задачи:
- Преодоление недостатков в речевом развитии.
- Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия.
- Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта. Профилактика нарушений письменной речи.
- Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
- Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
- Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, педагогами ДГ. Консультирование родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи в семейных условиях.
- Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
- принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, что позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы
- принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
- онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях;
- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
- принцип обеспечения активной языковой практики.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность - основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.
В соответствии с ФГОС ДО основной целью речевого развития детей-дошкольников является:
ФОРМИРОВАНИЕ УСТРОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ НА ОСНОВЕ ОВЛАДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫМ ЯЗЫКОМ СВОЕГО НАРОДА.
Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО:
- овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;
- развитие речевого творчества;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
В работе по остальным образовательным областям («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») при ведущей роли других специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) воспитатель является консультантом и помощником. Более подробно модели взаимодействия воспитателя с педагогами ДГ рассмотрены в схемах взаимодействия.
Таким образом, эффективность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий педагогов и родителей дошкольников.
3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей с нарушением речи.
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.
Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.
Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).
В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.
Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.
В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.
Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
4. Вариативная часть программы.
Особенности организации коррекционно-развивающей работы
с детьми с ТНР (ОНР 2-3ур., дизартрия)
Данная рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей, в том числе и с ОНР от 5 до 7 лет.
В соответствии с ФЗ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями может осуществляться в форме инклюзивного образования. Рабочая программа разработана на основе рекомендаций к заключению № 1012 от 12.12.16г. Центральной психолого – медико – педагогической комиссии. Так, дети с тяжелыми нарушениями речи (с ОНР) по решению родителей (законных представителей), которые отказались от перевода детей в специализированные дошкольные учреждения, группы (по причине отсутствия таковых на близлежащих территориях), посещают МКОУ Катковская СОШ дошкольную группу. Для коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ОНР) и осваивающими основную программу совместно с другими детьми, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР). В рабочей программе воспитателя предусмотрена работа по коррекции нарушений развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Для воспитанников с ОНР воспитателем после проведения диагностики индивидуального развития и на основе данной Программы разрабатывается индивидуальный план, подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям каждого ребенка.
Основной формой работы воспитателя с детьми, имеющим тяжелое нарушение речи (ОНР) являются индивидуальные занятия, которые проводятся 2—3 раза в неделю. Обязательно планируется время и формы занятости ребенка с ОНР на каждый день недели.
Воспитатель осуществляет информационно-просветительскую деятельность с родителями. Предусматривается подключение родителей к участию в занятиях, присутствие родителей на индивидуальных занятиях с их ребенком, обязательное консультирование родителей.
5. Характеристика детей с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Речевая недостаточность при общем недоразвитии у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с ярко выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико – фонематического недоразвития.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.
Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития, однако у незначительной части детей 5-7 лет ПМПК выявило второй уровень недоразвития речи.
На втором уровне речевого развития у детей наблюдаются зачатки общеупотребительной речи. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остаётся искажённой в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьёй, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детёнышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т.д.
Характерным остаётся резко выраженный аграмматизм: смешение падежных форм; отсутствие согласования глаголов с существительными; ошибки в употреблении числа и рода существительных, глаголов; нарушение согласования прилагательных и числительных с существительными; трудности при пользовании предложными конструкциями (часто предлоги вообще опускаются). Понимание обращённой речи остаётся неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.
Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений, На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений.
Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов.
Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении задания.
Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений.
С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
Особенности образовательного процесса:
- интеграция образовательных областей,
- увеличение количества индивидуальных и подгрупповых занятий за счет сокращения фронтальной работы ввиду сложности речевых дефектов у детей,
- взаимодействие всех участников образовательного процесса.
НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ
Нарушения устной речи | Направления коррекционной работы |
Общее недоразвитие речи | - обогащение словаря; - развитие грамматического строя речи; - развитие связной речи; - развитие фонематического восприятия; - развитие слоговой структуры слов; - коррекция звукопроизношения. |
6. Перспективное тематическое планирование индивидуальных занятий с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР
1 период обучения (ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ).
Индивидуальные занятия.
В неделю проводится 1 занятие по звукопроизношению и обучению грамоте и 1 занятие по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи.
Месяц, Неделя | № занятия | Тема занятия, основные задачи. |
Декабрь 3 неделя | 1 | Диагностика по развитию речи детей |
2 | «Зима. Зимние забавы». Уточнение и расширение словаря по теме. Подбор однородных определений к слову «зима». Образование и подбор родственных слов. Пересказ рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» | |
Декабрь 4неделя | 3 | Неречевые звуки. Понятие звук. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков. Дать понятие «звук», «звук речи», «гласный звук», «согласный звук». |
4 | Новогодний праздник. Уточнение, расширение и систематизирование словаря по теме. Согласование числительного с существительными. Употребление глаголов в форме будущего времени. | |
Январь 2 неделя | 5 | Звуки и буквы «И-Ы» Уточнение артикуляции звуков «И», «Ы». Определение позиции звука И (Ы) в слове (начало, середина, конец.) Звуковой анализ и синтез звукосочетаний из 3 гласных. Знакомство с буквами И, Ы. |
6 | «Мой дом». Уточнение и расширение словаря по теме. Практическое усвоение в речи существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами. Закрепление умений правильно употреблять в речи простые предлоги: В, НА, ПОД. Согласование прилагательных с существительными. Практическое употребление относительных прилагательных в речи. Рассказывание по картине «Мой дом». | |
Январь 3 неделя | 7 | Звук и буква «У» Уточнение артикуляции звука «У». Определение позиции звука У в слове (начало, конец). Знакомство с буквой У. Деление слов на слоги. |
8 | «Бытовая техника». Обогащение и активизация словаря по теме. Согласование прилагательных с существительными, подбор эпитетов. Составление предложений по картинкам, распространение предложения. Употребление глаголов в разных временных формах. Пересказ рассказа «С.Георгиева «Я спас Деда Мороза». | |
Январь 4 неделя | 9 | Звук и буква «А» Уточнение артикуляции звука «А». Определение позиции звука А в слове (начало, середина, конец.) Знакомство с буквой А. Звуковой анализ и синтез звукосочетаний из 2 гласных. |
10 | «Здоровье – главная ценность». Уточнение, расширение и систематизирование словаря по теме. Отработка падежных окончаний имен существительных в Т.п. и Р.п. Практическое употребление притяжательных прилагательных. Закрепление умений правильно употреблять в речи простые предлоги: В, ИЗ, НА. Составление рассказа-описания по плану (схеме). | |
Январь 5 неделя | 11 | Звук и буква «О» Уточнение артикуляции звука «О» Определение позиции звука О (начало, середина, конец слова). Анализ обратных слогов ОК, ОП, ОТ. Знакомство с буквой О. Чтение сочетаний ОП, ОТ,ОК |
12 | Мебель, предметы ее быта. Уточнение и расширение словаря по теме. Закрепление предложных конструкций. Расширение знаний значений предлогов и самостоятельное употребление их в речи. Практическое употребление относительных прилагательных. Составление рассказов – описание мебели. | |
Февраль 1 неделя | 13 | Звук и буква «Т» Уточнение артикуляции и четкого произношения звуков «Т», «Ть». Определение позиции звука Т в словах (начало, середина, конец слова). Анализ обратного слога типа АТ. Знакомство с буквой Т. Чтение сочетаний АТ, УТ, ИТ. |
14 | «Посуда». Уточнение, расширение и систематизирование словаря по теме. Практическое употребление в речи относительных прилагательных. Согласование числительных с существительными. Развитие у детей навыка словообразования. Сложносочиненные предложения. Составление рассказа «Мама моет посуду». | |
Февраль 2 неделя | 15 | Звук и буква «К» Уточнение артикуляции и четкого произношения звуков «К», «Кь». Определение позиции звука «К» в словах (начало середина, конец слова.) Анализ обратного слога: АК,ОК,УК,ИК. Знакомство с буквой К.Чтение сочетаний АК, УК, ИК. |
16 | «Народные промыслы». Уточнение и расширение словаря по теме. Образование и употребление в речи глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия. Составление рассказа по картинкам «Купили щенка». | |
Февраль 3 неделя | 17 | Звук и буква «М» Уточнение артикуляции и четкого произношения звуков «М», «Мь». Определение позиции звука «М» в словах (начало середина, конец слова.) Анализ обратного слога: АМ, УМ, ИМ; прямого слога МА, МУ. Знакомство с буквой М.Чтение сочетаний АМ, УМ, ИМ, МА, МУ, МЫ. |
18 | «Защитники Отечества». Уточнение и расширение словаря по теме «Военные профессии». Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Собака-санитар». Заучивание стихотворения Агния Барто «Кораблик». | |
Февраль 4 неделя | 19 | Звук и буква «Н» Уточнение артикуляции и четкого произношения звуков «Н», «Нь». Определение позиции звука «Н» в словах (начало середина, конец слова.) Анализ обратного слога: АН, УН, ИН; прямого слога НА, НУ. Знакомство с буквой Н.Чтение сочетаний АН, УН, ИН, НА, НУ, НЫ. |
20 | «Профессии. Орудия труда.» Учить детей выделять в предложении и правильно употреблять предлог ИЗ-ЗА. Уточнить пространственное значение данного предлога. Понимание основной мысли стихотворения «Чем пахнут ремесла» Ж.Родари. Составление самостоятельного рассказа о профессии родителей по плану. |
2 период обучения (март, апрель, май).
Индивидуальные занятия.
В неделю проводится 1 занятие по звукопроизношению и обучению грамоте и 1 занятие по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи.
Месяц, Неделя | № занятия | Тема занятия, основные задачи. |
март 1 неделя | 21 | «Женский день - 8 марта.» Уточнение и расширение словаря по теме. Пересказ рассказа по цепочке «Женский день» (Крупенчук, с.142). Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий (Гомзяк, с.29) |
22 | Диагностика по развитию речи детей | |
март 2 неделя | 23 | «Безопасность». Уточнение и расширение словаря по теме, обогащение лексики синонимами. Закрепление умений правильно употреблять в речи простые предлоги: НАД, ПОД. Отработка падежных окончаний имен существительных ед. и мн. числа. Согласование числительных с существительными. Составление распространенных предложений. Составление рассказа-описания по плану. |
24 | Звук и буква «П» Уточнение артикуляции звука «П», «Пь» Определение позиции звука П в словах (начало, середина, конец). Анализ обратного слога типа АП Знакомство с буквой П.Чтение сочетаний АП, ИП. Закрепление понятий «звук», «буква», «согласный звук», «гласный звук». | |
март 3 неделя | 25 | «Подводный мир». Учить детей правильно употреблять предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. Учить согласованию числительное +существительное. Учить составлять распространенные предложения. Составление рассказа по плану на тему «Подводный мир». |
26 | Звук и буква «Ш» Закрепление правильного произношения звука «Ш», знакомство с буквой Ш. Игровые приемы звукового анализа и синтеза всех типов слогов. Выкладывание односложных слов из разрезной азбуки. Пересказ рассказа «Пышки» (по сюжетной картинке). | |
март 4неделя | 27 | «Огород на окне». Активизация словаря по теме. Работа над предложением: сложноподчинен. предложение с союзом «потому что». Составление рассказа «Три весны» по опорным предметным картинкам. |
28 | Звук и буква «Ж». Закрепление правильного произношения звука «Ж», знакомство с буквой Ж. Игровые приемы звукового анализа и синтеза всех типов слогов. Чтение слов различной слоговой сложности в игровой ситуации. Познакомить детей с правилами правописания: ШИ, ЖИ. Пересказ рассказа «Запасливый ёж». (Жихарева с.83) | |
апрель 1 неделя | 29 | «Мои друзья». Уточнение, расширение и систематизирование словаря по теме. Практическое употребление в речи простых предлогов. Образование приставочных глаголов. Согласование числительных с прилагательными. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Кормушка». |
30 | Звуки и буквы «В-Ф» Уточнение артикуляции и дифференциация звуков «В-Ф». Дифференциация звуков по звонкости – глухости. Упражнение в звуковом анализе и синтезе двусложных слов, типа СТОЛ. Подбор слов и предложений к схеме. Чтение слов, выкладывание слов из разрезной азбуки. | |
апрель 2 неделя | 31 | «Любопытные почемучки». Активизация словаря по теме. Различение прямого и переносного значения слов; Образование глаголов при помощи суффиксов; Изменение глаголов настоящего времени по числам. Составление рассказа-описания «Планета Земля» |
32 | Звук и буква «Л» Закрепление правильного произношения звука «Л», знакомство с буквой Л. Игровые приемы звукового анализа и синтеза всех типов слогов. Выкладывание односложных слов из разрезной азбуки. Упражнение в решении кроссвордов, разгадывании ребусов. Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Хотела галка пить». | |
апрель 3 неделя | 33 | «Юные волшебники». Активизация словаря по теме. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворечник» |
34 | Звук и буква «С» Уточнение артикуляции и четкого произношения звука «С». Определение позиции звука «С» в словах (начало середина, конец слова.) Полный анализ односложного слова, типа САД, СОК, СУК, СОМ. Чтение односложных слов. | |
апрель 4 неделя | 35 | «Транспорт. Виды транспорта». Закреплять навык образования приставочных глаголов. Активизировать и обогащать словарь по теме «Транспорт». Пересказ рассказа В.Суслова «Кто сильнее». (Смирнова) |
36 | Звук и буква «З» Уточнение артикуляции и четкого произношения звука «З». Определение позиции звука «З» в словах (начало середина слова.) Анализ двусложного слова, типа О-СЫ, У-СЫ, ЗУ-БЫ. Подбор слов с заданным количеством слогов. Пересказ рассказа по сюжетной картинке «Зоя и Коза». | |
май 1 неделя | 37 | «Первоцветы». Уточнение, расширение и систематизирование словаря по теме. Отработка падежных окончаний имен существительных в Т.п. и Р.п. Практическое употребление притяжательных прилагательных. Составление рассказа-описания по плану (схеме). |
38 | Звуки «С-З» Уточнение артикуляции и дифференциация звуков «С-З». Дифференциация звуков по звонкости – глухости. Упражнение в звуковом анализе и синтезе двусложных слов, типа СОВЫ, ЗУБЫ. Подбор слов к схеме. Чтение слогов и слов, выкладывание из разрезной азбуки. | |
май 2 неделя | 39 | «День Победы». Уточнение, расширение и систематизирование словаря по теме. Отработка падежных окончаний имен существительных в Т.п. Практическое употребление притяжательных прилагательных. Составление распространенных предложений. Составление рассказа-описания по плану (схеме). |
40 | Звук и буква «Ч» Уточнение артикуляции и дифференциация звуков Ч-Ть. Чтение слов различной слоговой сложности в игровой ситуации. Преобразование слов, составленных из букв разрезной азбуки. Письмо под диктовку слов, сочетаний слов. Заучивание рассказа «Очки» (Каше, с.155). | |
май 3 неделя | 41 | «Насекомые». Закреплять умение правильно пользоваться всеми ранее пройденными предлогами. Активизировать и обогащать словарь по теме «Насекомые». Учить употреблять слова с уменьшительными и увеличительными оттенками. Учить согласованию числительное + прилагательное + существительное. Пересказ рассказа «Ивовый пир». (Крупенчук, с.178) |
42 | Звуки «Р-Л» Уточнение артикуляции звуков «Л», «Р». Дифференциация звуков Л-Р. Игровые приемы звукового анализа и синтеза всех типов слогов. Выкладывание односложных слов из разрезной азбуки. Упражнение в решении кроссвордов, разгадывании ребусов. Пересказ рассказа «Ворона и рак» (по Л.Н.Толстому) с опорой на пиктограмму. | |
май 4 неделя | 43 | «Что я знаю о себе?» Уточнение и расширение словаря по теме. Отработка падежных окончаний имен существительных. Практическое образование относительных прилагательных от существительных. Совершенствование умений согласовывать притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои с существительными. |
44 | Повторение пройденного материала | |
Май 5 нед. | 45 | Диагностика по развитию речи детей Развитие связной речи. Составление рассказа на заданную тему «Как я проведу лето». |
7. Планируемые результаты освоения программы.
Целевые ориентиры.
Как уже отмечалось, главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров.
В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Ребенок любознателен,склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Результативность коррекционной образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.
Результаты мониторинга находят отражение в диагностических картах освоения знаний детьми.
Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является ДОСТИЖЕНИЕ КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В УСВОЕНИИ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ЕГО СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ И ИНТЕГРАЦИЮ В ОБЩЕСТВЕ.
В конце обучения в подготовительной к школе группе ребенок должен приобрести следующие знания и умения в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:
- Понимание речи;
- Представления о таких областях окружающего мира как «овощи», «фрукты», «игрушки», «дикие и домашние животные», «одежда», «обувь», «мебель», «посуда», и др. лексические темы.
- Способность к обобщению, знание обобщающих понятий по соответствующим темам;
- Умение различать понятие «звук», «слово», «предложение»;
- Умение составлять рассказы по темам в соответствии с планом, схемой;
- Начальное представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном;
- Умение использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно-ласкательные и другие);
- Представление о загадках, умение составлять их по схеме и самостоятельно;
- Умение мыслить и оперировать символами, запомнить и пользоваться при составлении предложений и рассказов символами (картинки, помощник), цвета, формы, вкуса, материала и другое.
- владение средствами общения и способами взаимодействия, способность изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками.
У ребёнка в результате коррекционно-развивающего воздействия сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями, уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с программой ДГ.
8. Условия реализации.
Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды.
Важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии имеет организация предметно-пространственной развивающей среды в групповой комнате. Известно, что предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для ребенка сферах жизни и позволяет включить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.
Организация развивающего пространства в группе является сложной задачей.
Во-первых, в игровой должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий.
Во-вторых, создавая развивающую среду, воспитатель должен учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда ребенок идет с радостью и удовольствием. А значит, особое внимание нужно уделить оформлению мест для занятий за столом и у зеркала. Пастельные тона в оформлении интерьера, достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки и интересные игрушки — немаловажные детали
9. Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы
- Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
- Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008
- Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
- Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
- Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000.
- Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
- Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
- Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.
- Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
- Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
- Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
- Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
- 5. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия
- в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
- Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольномобразовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждениякомпенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
- вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
Рекомендуемая литература для родителей
- Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. — С-Пб.: Библиополис, 1994.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.
- Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
- Козырева Л.М. … Тетрадь для логопедических занятий / Л.М. Козырева; - Ярославль: Академия развития, 2006 (№1-№7)
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей. Комплект из 4 альбомов. – М. ГНОМ и Д, 2007.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М. ГНОМ и Д, 2008.
- Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – С-Пб.: Литера, 2007.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: 2006.
- Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Павлова Л.Н., ТеречеваМ.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения гласные и свистящие. – С-Пб.: 2004.
- Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки. – С-Пб.: 2007.
- Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: 1980.
- Смирнова Л.Н. Логопедия играем со звуками. - М.: 2005.
- Успенская Л.П., Успенский М.Б.Учитесь правильно говорить. - М.: Просвещение, 1991.
- Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. М.: Книголюб, 2007.
- Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М.: Книголюб, 2000.
- Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.: Книголюб, 2005.
- Теремкова Н.Э. Домашние логопедические задания для детей с ОНР. М.: Гном, 2007.
Список используемых цифровых образовательных ресурсов
- doshvozrast.ru
- http://www.o-detstve.ru/
- festival.1september.ru
- twirpx.com
- detsad-kitty.ru
- logoburg.com
- logoped.ru
- logomag.ru
- logomag.org
- logopediya.com
- logopedmaster.ru
- http://www. rustoys. ru/index.htm
- http://www. kindereducation.com
- http://azps.ru/baby/talk.html
- http://www. karapuz.com
- http://sibmama.info/ index.php?p
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная программа -это образовательная программа адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индив...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) МБДОУ № 1 «Звездочка» (далее –Программа) разработана ...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Разработана в соотвентствии с ФАОП ДОдля обучающихся с тяжелыми нарушениями речи....
Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи...
РАБОЧАЯПРОГРАММА адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с тяжелым нарушением речи
Образовательная область: «Познавательное развитие » Вид деятельности: «Формирование элементарных математических представлений» Группа компенсирующей направленности...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи...