Консультация "Роль театрализованной игры в развитии речи детей"
консультация (младшая группа) на тему

Стародубцева Елена Валерьевна

Театрализованные игры очень хорошо развивают речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация17.22 КБ

Предварительный просмотр:

        Стародубцева Елена Валерьевна,

воспитатель,

МАДОУ ДС № 21,

г. Бердск

Роль театрализованной игры в развитие речи детей

        В дошкольном возрасте развитие речи является центральной задачей воспитания детей.  Прежде всего, через самые разнообразные детские игры, так как игра - это ведущая деятельность дошкольника. Именно через игру ребенок вступает в мир социальных отношений, и развивается речь ребенка. Игра  – это полноценная и содержательная для детей деятельность, это творческий процесс, в котором раскрываются все качества, заложенные природой в ребенка. И только через игру можно найти подход к детям застенчивым и замкнутым, так как именно в игре ребенок сам стремится научиться тому, что его интересует, накапливая знания, развивая мышление, воображение и речь. Поэтому проблема речевого развития – одна из важных проблем воспитания детей дошкольного возраста.

        Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а так же на занятиях. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально - практическим путем. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности.

        Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

        Целью работы по театрализованной деятельности является: овладение детьми полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания. Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

        Однако очень важно соблюдать необходимую меру: стремление показать зрелище родителям, во что бы то ни стало, требует частых репетиций, которые приносят больше разочарований, чем радости. В такого рода постановках, игра уходит на задний план, творчество не развивается. Силы детей не беспредельны, от дошкольников нельзя требовать настоящих, вызываемых в результате многократных повторений актерских эмоций; главное состоит в том, что театрализованная игра должна, прежде всего, дать детям радость от самого процесса игры. Главное в театрализованной игре – сама игра.

        Роль педагога в организации и проведении игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организованного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход.

        Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по сюжетным картинкам, по игрушке. Но рассказы детей не отличаются развернутостью, раскрытием темы, детям трудно установить причинно-следственные связи, выделить линию сюжета. В этот период работы по развитию речи хорошо включать инсценировку сказок. Начинать кукольные инсценировки удобнее с диалогов, что дается детям легко и весело. Они овладевают разнообразием языковых средств эмоциональной и развернутой связной речью. В процессе развития диалога важен не только речевой, но и психологический аспект. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнёрских отношений. Такие диалогические отношения должны пронизывать как отношение ребёнка со взрослым, так и взаимодействия со сверстниками.

        С целью закрепления и автоматизации речевых навыков речевые действия выполняются в стихотворных диалогах с элементами театрализации. Где проводится предварительная работа: заучивание слов, отработка выразительности речи, развитие умения строить диалог в действии.  У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.  

Литература: 

  1. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981., 173 с. 6.
  2. Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т.И.Ерофеева,  Зверева, О.Л.  - М.: Просвещение, 1994. – 128с.
  3. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. А.В. Щеткин. «Мозаика-Синтез», Москва, 2008 г.
  4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981., 173 с. 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Здравствуй, игрушка!" Давай, поговорим..." - использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умст...

Использование театрализованной игры в развитии речи детей раннего возраста.

Театрализованные игры пользуются неизменной любовью, вызывают у детей радостное настроение. Увиденное и пережитое в театральном представлении расширяет кругозор детейц, вызывает потребность рассказать...

Памятка для родителей «Влияние театрализованной игры на развитие речи детей»

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством...

Обобщение опыта работы Тема: «Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Целью  работы является создание педагогических условий, для развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности....

Сообщение из опыта работы " Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

quot; Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов: «РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Театральная деятельность - это важное психотерапевтическое средство эстетического восприятия через музыку, танцы, литературу, актерские игры. С помощью театральных игр развивается фанта...