Экологический проект "Мир насекомых"
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Экологический ПРОЕКТ «МИР НАСЕКОМЫХ»
для детей старшей группы.
Когда в душистом сквозняке, присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг - ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей, спешит куда – то меж корней
Большой сосны. На толстый сук уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылёк, пьёт хоботком душистый сок
И собирает мёд пчела. Все заняты у всех дела.
Мой друг внимательно вглядись, волшебную увидишь жизнь.
Содержание
1. Актуальность и практическая значимость проекта, проблема проекта,
причины выбора.
2.Тип проекта.
3. Цель.
4. Задачи.
5. Сроки и этапы проведения
6.Участники
7. Методы и формы работы.
8.Возможные риски при реализации проекта и мероприятия по их минимизации:
9. План реализации
10. Ожидаемый (предполагаемый) результат по проекту
11. Работа с родителям.
12. Информационные ресурсы
Актуальность проекта:
Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Стрекозы и бабочки, мухи и жуки, кузнечики и пчелы – все это насекомые.
Многие из них совершенно разные, но все они имеют три одинаковых признака, отличающих их от всех остальных видов животных.
1).наличие шести ног.
2).присутствие на теле насекомого насечек (внешне это выглядит так, будто тело насекомого поделено на отдельные членики).
3). тело насекомого состоит из трех частей: головы, груди и брюшка.
Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к ним.
Для чего нам нужны насекомые?
В нашей жизни, они просто незаменимы. Около тридцати процентов культур, которые мы используем в производстве продуктов питания, опыляются пчёлами. Но опыление — лишь малая толика тех полезных дел, которые совершают насекомые. Они участвуют в круговороте веществ в природе, очищая нашу землю от останков умерших растений и животных, благодаря их неустанной работе почва обогащается. Насекомые являются неотъемлемой часть мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь. Защита насекомых, необходимых для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.
Проект поможет расширить знания и представления детей о насекомых, об особенностях внешнего вида, строения. Детям хочется узнать, чем питаются насекомые, зачем живут, как защищаются от врагов. Проект сформирует у детей бережное отношение к насекомым и даст представление о значимости насекомых в растительном и животном мире.
Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые и изучить их в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе работы дети овладевают элементарными приемами наблюдения, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения.
Дети по природе своей исследователи. Объектом исследования моего проекта являются насекомые. Насекомые являются неотъемлемой часть мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь. Защита насекомых, необходимых для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.
Практическая значимость проекта:
Изучив педагогические технологии и методы, я пришла к выводу, что одними из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются: метод детского экспериментирования, метод проектов, метод моделирования проблемных ситуаций. Так как данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин.
Во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальности мышления.
В-третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как: уметь видеть проблему и ставить вопросы, уметь доказывать, делать выводы, высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Проблема проекта: Вопрос: Нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Знают ли дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они пользу или
вред? Где можно взять информацию по теме?
Тип проекта: поисково – исследовательский.
Цель проекта: Познакомить детей с миром насекомых, воспитывать гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:
1.Расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях.
2.Развивать интерес к жизни насекомых, умение обобщать насекомых по существенным признакам; делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.
3.Способствовать приобретению детьми навыков самостоятельной поисковой деятельности.
4.Расширять словарный запас слов (названия насекомых, растений, природных и погодных явлений и т. д.).
Сроки и этапы проведения: краткосрочный: (с 17 апреля по 05 мая)
1 этап: организационный
2 этап: практический
3 этап: результативный
Участники: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Методы и формы работы:
- Наблюдения, экспериментирование
- Беседы
- Рассматривание иллюстраций, презентаций
- Чтение художественной литературы
- Игры (дидактические, настольные, подвижные)
- Пальчиковая гимнастика, физминутки
- Заучивание стихотворений, отгадывание загадок
- НОД по теме.
Организационный:
- Разработка проекта.
- Диагностика экологических знаний о насекомых детей
- Создание карты-схемы экологической тропы на участке детского сада с обозначением мест, где были найдены насекомые
- Подбор литературных произведений о насекомых.
- Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.
- Подбор музыкальных произведений по теме.
- Изготовление презентации «Мир насекомых»
Практический.
- Целевая экскурсия по экологической тропе на территории детского сада
- Беседы «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые»
- Отгадывание загадок о насекомых
- Дидактические игры к разделу «Насекомые»
- Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание частей тела насекомых в лупу.
- Чтение художественной литературы
- Пальчиковая гимнастика
- Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом».
- Дидактические, развивающие, подвижные игры:
- НОД по теме
- Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)
Заключительный:
В качестве итогового мероприятия провести выставку рисунков, поделок на тему: «Мир насекомых». Драматизацию сказки «Муха Цокотуха».
Возможные риски при реализации проекта и мероприятия по их минимизации:
Недостаточная информационная компетентность педагога, родителей.
Нежелание родителей принять участие в проекте.
Мероприятия для их минимизации
Создание условий для педагогов в сфере самообразования, участие в обучающих семинарах.
Консультации для родителей по теме проекта.
План реализации.
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Занятие «Кто такие насекомые» В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые» | 17 апреля | Воспитатель |
2. | Чтение: Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», «Муравейник зашевелился». | 18 апреля | Воспитатель |
3. | Рисование «Муравей». Дидактические игры «Собери насекомое», «Кто где живёт?», « Кто как передвигается?»» «Кто лишний?» | 19 апреля | Воспитатель |
4. | Физкультурное занятие « Как муравьишка домой спешил» | 20 апреля | Воспитатель |
5. | Пальчиковая гимнастика «Осы», «Жук», Кузнечик» (стр. 82) Физминутки: «Встреча с жуком» (стр.84), «Поднимайте плечики». | 21 апреля | Воспитатель |
6. | Настольный театр «Стрекоза и муравей». | 24 апреля | Воспитатель, родители |
7. | Занятие «Насекомые и цветы созданы друг для друга» | 25 апреля | Воспитатель Муз. руковод. |
8. | Чтение стихотворения М.Бородинской «Разговор с пчелой». Заучивание считалки «Пчелы в поле полетели…»; | 26 апреля | Воспитатель |
9. | Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», П. Чайковского «Вальс цветов»; Майкапар «Мотылёк», «Вальс»; игра с пением В.Золотарёвой «Жучок»; | 27 апреля | Воспитатель Муз. руковод. |
10. | Лепка «Стрекоза» | 28 апреля | Воспитатель |
11. | Игры «Кому что по вкусу», «Комары и муравьи». Наблюдение за муравьями. | 3мая | Воспитатель |
12. | Занятие - эксперимент: «Таинственный мир насекомых» (рассматривание частей тела насекомых в лупу). | 3 мая | Воспитатель Муз. руковод. |
13. | Раскраски про насекомых, штриховка, обводка насекомых по контуру. Дидактическая игра «Угадай и дорисуй» | 4 мая | Воспитатель, родители |
14. | Занятие – эксперимент «Рождение и развитие бабочки» с презентацией. | 5 мая | Воспитатель |
Предполагаемый результат:
- Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым.
- Умение наблюдать, рассуждать, составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
- Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
- Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
- Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.
- Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
Работа с родителями.
1.Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
2. Возможность участвовать в совместных экологических проектах.
3.Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Консультации: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых». Анкетирование по теме проекта.
Информационные ресурсы:
1. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007
2. В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада Экология». ТЦ «Учитель», Воронеж 2004.
3. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
4. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н.Николаевой .-М, 2005
5. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» СПб, 2000.
6. Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель, 2011
7. Рыжова «Наш дом – природа» .
8. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
9. Энциклопедия для любознательных: «Где, что и когда?» Москва «Махаон» 2007.
Подготовил:
воспитатель высшей кв. категории
Бедарева Е.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание «Насекомые синоптики», из цикла «Чудо рядом с нами».
Знакомство детей с явлениями, которые люди наблюдают в природе....
Экологический проект "Насекомые" в 1 младшей группе
«Не обижайте лесных насекомых! »В лесу летают мотыльки.Ползут козявки и жучки…Природа-мать им жизнь дала.У них у всех свои дела.Ты их увидишь на пути –Не обижай, а отойди!Без насекомых лес, друг мой,И...
Экологический проект «Насекомые вокруг нас»
Большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общаются с природой. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребен...
Экологический проект "Насекомые труженики"
Образовательная область «Познавательное развитие» с акцентом на экологическое воспитание детей.Цель: формирование экологически образованной и активной личность.Задачи: 1. Сформироват...
Проект по экологическому воспитанию "Насекомые"
Проект для второй младшей группы...
Экологический проект "Насекомые" 2 младшая группа
Лето! Это замечательное время года, когда красотой природы можно любоваться на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные моменты, а показать их детям....
Экологический проект "Насекомые"
Проект про насекомых...