Экологический проект "Насекомые"
проект на тему

Айвазян Сильвия Хачатуровна

Проект про насекомых

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon экологический проект19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Насекомые»

Содержание

1.        Характеристика проекта

2.        Сроки и этапы проведения

3.        Актуальность проекта

4.        Практическая значимость проекта

5.        Новизна проекта

6.        Гипотеза проекта

7.        Цели и задачи проекта

8.        Ожидаемый (предполагаемый) результат по проекту

9.        Возможные риски при реализации проекта и мероприятия по их минимизации

10.        Описание этапов реализации

11.        План реализации, с описанием педагогических технологий, методов и приемов работы

12.        Перспектива распространения опыта

13.        Рекомендации

14.        Информационные ресурсы

15.        Приложения

Характеристика проекта.

Автор проекта: Айвазян Сильвия Хачатуровна

Тип проекта: групповой исследовательский проект

По содержанию: включает ребенка и семью;

По числу участников проекта: дети старшей группы, дети младшей группы родители воспитанников, педагог.

По времени проведения: краткосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Сроки и этапы проведения:

1 этап: организационный (3 неделя сентября )

2 этап: практический (4 неделя сентября)

3 этап: результативный (1-2 неделя октября)

Актуальность проекта:

Большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общаются с природой. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые и изучить их в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе работы дети овладеют элементарными приемами наблюдения, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Объектом исследования моего проекта являются насекомые.

Практическая значимость проекта:

Изучив педагогические технологии и методы, я пришла к выводу, что одними из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются: метод детского экспериментирования, метод проектов, метод моделирования проблемных ситуаций. Так как данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин.

Во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.

Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления.

В-третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как: уметь видеть проблему и ставить вопросы, уметь доказывать, делать выводы, высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Новизна проекта:

Новизна экологического проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: ознакомление с окружающим миром, экология, ОБЖ, развитие речи, изобразительную деятельность. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.

Гипотеза проекта:

Если в ДОУ будут обеспечены максимально – благоприятные условия для развития у детей способностей к поисковой и исследовательской деятельности, воспитания гуманного отношения к природе с учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), то будут достигнуты высокие результаты в социально – нравственном и экологическом развитии детей.

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые».

Задачи проекта:

1. Формировать у детей реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.

2. Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения.

3. Воспитывать у детей бережное отношение к живому.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость

5. Формировать навыки исследовательской деятельности.

Ожидаемый(предполагаемый) результат по проекту:

Дети:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.

2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.

3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.

4.Научатся составлять описательный рассказ о насекомом .

5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.

6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

7. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных насекомых.

Педагоги:

1. Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника;

2. Повышение профессионального мастерства: повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

3. Пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе.

4. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Родители:

1.        Обогащение уровня экологических знаний родителей.

2.        Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

3.        Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экологических проектах

Возможные риски при реализации проекта и мероприятия по их минимизации:

Риск при реализации проекта        

Недостаточная информационная компетентность педагогов        

Недостаточная информационная компетентность родителей        

Нежелание родителей принять активном участие в проекте.        

Мероприятия для их минимизации

Создание условий для педагогов в сфере самообразования, участие в обучающих семинарах и вебинарах.

Консультирование по теме проекта

Стимулирование родителей через проведение мастер-класса, круглого стола по теме проекта.

План реализации проекта

1-2 неделя

1.Ознакомление с окружающим миром. Презентация «Кто такие насекомые?»

2.Целевая прогулка по территории сада «Рассматривание насекомых»

3. Лепка. Тема: «Пчелка»

4. Выставка «Пчелка»

5.Дидактическая игра «Узнай по описанию

6.Чтение сказки «Муха-цокотуха», «Тараканище»

7. Рассматривание кузнечика

3-4неделя «Значение насекомых в жизни человека»

1.Просмотр документального фильма «Дискавери. Жизнь насекомых»

2.Чтение художественной литературы про насекомых

3.Дидактические игры «Хорошо-плохо», «Мозаика», «Лабиринты», и т. д.

4.Экологическое воспитание. Тема: «Насекомые»(развлечение)

5. Прогулка «Наблюдение за божьей коровкой»

6. Беседа «Если насекомые исчезнут?»

7. Конкурс для родителей «Веселая пчелка»

В завершении проекта педагог готовит отчетную презентацию о проделанной работе для педагогов ДОУ, администрации ДОУ.

Перспектива распространения опыта:

Проект «Насекомые » может использовать в своей работе каждый воспитатель, а также любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать как дополнение к общеобразовательным программам.

Рекомендации по реализации проекта:

1 блок «Особенности внешнего вида насекомых»

Постановка проблемного вопроса

Во время целевой прогулке по территории детского сада обратить внимание детей на то, что, то тут, то там мы встречаем вокруг себя различных насекомых. Совсем маленьких или побольше, то зеленых, то красных, то на земле, то на дереве и т. д.

Формы и методы:

- познавательная беседа по теме с использованием презентации «Такие разные насекомые»;

- Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые».

- отгадывание загадок о насекомых

- дидактические игры по теме

- творческая продуктивная деятельность по теме проекта с организацией выставки для родителей и представлением работ. Данную работу необходимо организовать как в группе, так и дома совместно с родителями.

Итоговыми мероприятиями является выставка творческих работ «Пчелка», игра-викторина «В царсте насекомых»

II блок «Значение насекомых в жизни человека»

«Дискавери. Жизнь насекомых» просмотр видео фильмов. Это форма работы поможет получать знания посредством ТВ. Доставит детям радость от просмотра документального фильма, научит делиться впечатлениями. В завершении просмотра педагогу необходимо обобщить полученные знания в форме беседы и подвести детей к пониманию зачем природе нужны насекомые.

Беседа: «Для будет если исчезнут насекомые?»

Детям предложены картинки по вопросам

Для чего нужны насекомые? Что если их убрать?

Например,:

Опылители растений.

Опыляют растения _ растения цветут, дают плоды_плодами питаются животные и человек. Если убрать насекомых, что будет?

Ими питаются (звенья цепей питания)

Насекомые питаются травой _насекомыми птицы_ птицами хищные животные. Если убрать насекомых, что будет?

Пчеловодство

Собирают нектар_ делают мед_ мед полезен для человека

Участие в почвообразование

Черви ползают в земле делают землю рыхлой, обогащают кислородом растения лучше растут дают больше плодов для человека.

В течение всего блока целесообразно проводить дидактические игры, подвижные игры, рассматривание альбомов, книг и др.

На протяжении всего блока целесообразно проводить различные дидактические игры «Хорошо-плохо». Детям предлагается назвать, что в мире насекомых хорошо, а что «плохо» (с точки зрения людей). Игра «Мозаика» проводится по типу разрезных картинок, одна из которых разрезана на 6-10 частей, а другая служит образцом. Лабиринты: «Помоги пчелке долететь до улья», «Помоги муравьям попасть в муравейник» и др.

Итоговым мероприятием в завершение данного блока монтаж видеофильма «Что мы знаем о насекомых», в котором дети делятся своими впечатлениями о проведенном исследование, рассказывают, что нового они узнали и что еще хотели бы узнать. А также отзывы родителей о проделанной работе.

На результативном этапе проекта необходимо организовать семинар для педагогов и администрации ДОУ, где педагог сможет поделится опытом проделанной работы, продемонстрировать итоговую презентацию и, смонтированный видеофильм с отзывами родителей и детей.

Информационные ресурсы

1. Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.

2. Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.

3. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2008

4. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

5. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.  6. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н.Николаевой .-М, 2005

7. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.

8. Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель, 2011

9. Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

10. Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.

11. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.

12. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

13. Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.

Презентация на тему: Такие разные насекомые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...