Проект по изобразительной деятельности в старшей группе На тему: «Портретный жанр»
проект (старшая группа) по теме

Тип проекта: творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: среднесрочный

Срок реализации: с 05.02.18г по 22.02.18г.

Участники проекта:

  • дети старшей группы
  • воспитатель
  • родители

Возраст детей: старшая группа 5-6 лет.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_portretnyy_zhanr_kabanovich_l.n_r.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №89 "ДЕЛЬФИНЕНОК"

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Проект

по изобразительной деятельности в старшей группе

На тему: «Портретный жанр»

                         Подготовила проект:

   воспитатель

                    Кабанович Л.Н.

                                                                         

 

Обухово, 2018 г

Введение

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей.

Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является какой-либо продукт, в котором ребенок отображает свои впечатления и опыт жизни.

Тип проекта: творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: среднесрочный

Срок реализации: с 05.02.18г по 22.02.18г.

Участники проекта:

  • дети старшей группы
  • воспитатель
  • родители

Возраст детей: старшая группа 5-6 лет.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Актуальность

Опыт работы с детьми дошкольного возраста  показал, что дети часто затрудняются  изображать человека, поэтому стараются избегать этот образ в самостоятельной творческой деятельности или создают его схематично. Исходя из этого, необходимо научить детей изображать человека, показав разнообразные техники изображения с использованием нетрадиционных педагогических технологий.

Проблема:

  • слабый уровень владения навыками рисования в портретном жанре;
  • дети не умеют рисовать лицо  человека, передавать образ.

Цель:

Научить детей передавать образ, характер человека в портретном жанре, через линию - графику, цветовое пятно и колорит.

Задачи:

  • Расширить и углубить знания детей о портретном жанре.
  • Познакомить с некоторыми средствами выразительности портрета: рисунок - графика (линя), колорит (цветовое пятно), композиция.
  • Знакомить детей с разными техниками выполнения портрета: рисование в нетрадиционной технике « акварель+восковые карандаши», аппликация из цветных ниток.
  • Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
  • Учить передавать в рисунке образ мамы, ее облик ( цвет глаз, волос).
  • Передавать образ себя в «Автопортрете» в технике - аппликация из ниток (графика).
  • Учить передавать приблизительное сходство в рисунке.
  • Развивать умение создавать настроение образа с помощью цветовой гаммы.
  • Закреплять композиционные навыки.
  • Обогащать детско-родительские отношения
  • Обогащение и активизация словаря.

Предполагаемый результат: 

В результате реализации проекта дети должны научиться передавать образ мамы в портрете, ее облик: цвет глаз, волос, форма прически, цвет. В автопортрете выразить образ себя, свой характер и настроение. Передавать приблизительные пропорции лица.

Материально-техническое обеспечение проекта:

Акварельная бумага, белый картон, акварельные краски, восковые карандаши, простые карандаши «В», кисти №4 (белка), непроливайка, цветные клубки шерстяных ниток, клей ПВА с дозатором, салфетки бумажные, ватные палочки, зеркала на каждого ребенка, фотографии мам, фотоаппарат.

Глоссарий:

Портрет - (французское portrait), изображение (образ) какого-либо человека либо группы людей (групповой портрет), существовавших или существующих в действительности. Один из главных жанров изобразительного искусства. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир изображаемого человека (модели).

Автопортрет - портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, фото- и кинематографические и т. д.

Колорит - изображения (итал. colorito, от лат. Color краска, цвет) — общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.

Композиция — (лат. Compositio — составление, связывание, сложение, соединение) — составление целого из частей.


План реализации проекта

Мероприятия

Задачи

Литература

1. Подготовительный этап

Подбор, изучение и анализ методической литературы

Повысить компетентность педагога.

Веракса Н. Е.; Комарова Т. С.; Васильева М. А. / Примерная основная общебразовательная программа ДО «От рождения до школы». – М. 2015г.

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Изд.: Мозайка-Синтез, М. 2013г.

Чтение художественной литературы:

загадки  по теме: «Портрет»

стихи  П. Синявский: «Мамин портрет», «Разноцветный подарок»

Обогащать словарный запас определений, развивать диалогическую речь, приобщать к восприятию поэтических произведений.

Литература: Родионова Н.Н. «Большая книга загадок», издательство Дрофа Плюс, 2012г.

Консультация для  родителей на тему: «Знакомство с портретом»

Обогащать детско-родительские отношения, повышать заинтересованность родителей в продуктивной, досуговой деятельности с детьми.

Краснушкин Е.В. Изобразительное   искусство   для дошкольников. Натюрморт, пейзаж, портрет. –   М.: Мозаика - Синтез, 2012 г.

Оформление информационного стенда.

Совместная творческая работа родителей с детьми:

Рисование  на тему - « Мой любимый воспитатель» для выставки «Я рисую портрет».

Обогащать детско-родительские отношения, повышать заинтересованность родителей в продуктивной, досуговой деятельности с детьми.

Создание предметно-пространственной, развивающей, образовательной среды.

Оформление стенда с репродукциями картин:

В.П. Серов «Девочка с персиками»,

О.Кипренский «портрет А.С. Пушкина», З.Е. Серебрякова «За завтраком», «За туалетом». Автопортрет. И.Е. Репин

«Портрет баронессы В.И. Искульт фон Гильденбант», К.Е. Маковский  групповой портрет,

И.П. Аргунов «Портрет крестьянки в русском костюме».

Приобщать детей к изобразительному  искусству.

Краснушкин Е.В.  Наглядно-дидактическое пособие: «Детский портрет», «Женский портрет», «Мужской портрет», «Автопортрет». Изд. Мозаика-Синтез, 2015г.

Изготовление наглядно-дидактических пособий и схем: 

Наглядное пособие:  Женский портрет в технике «Акварель +восковые карандаши».

Наглядное пособие: графический портрет в технике: аппликация из ниток.

Схема – последовательность рисования  головы человека.

Наглядное представление детям рисование портрета в материале

Познавательно-речевое развитие:

Рассматривание  репродукциям картин и беседы  по ним:  В.П. Серов «Девочка с персиками»,  О.А. Кипренский    «портрет А.С. Пушкина», З.Е. Серебрякова «За завтраком», Автопортрет «За   туалетом».

Закрепить понятия одиночный портрет и групповой. Дать понятие: автопортрет, возраст человека. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к произведениям живописи

Краснушкин Е.В.  Наглядно-дидактическое пособие: «Детский портрет», «Женский портрет», «Мужской портрет», «Автопортрет». Изд. Мозаика-Синтез, 2015г.

Рассматривание схем:

Схема- последовательность рисования головы человека.

Познакомить детей с основными пропорциями лица человека

Проведение   дидактических игр:

  «Составь портрет»

Учить составлять портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях

                                                   И.А. Лыкова «Дидактические игры и занятия. Интеграция  художественной и познавательной деятельности дошкольников». Изд. «Карапуз», 2010г.

Интернет источник: www.maam.ru .

«Живой портрет» (фотопортрет)

Составить портрет при помощи понравившихся предметов и костюмов. Вызвать желание взаимодействовать со сверстниками при создании портрета

Электронный ресурс: www.o-detsve.ru

Физическое развитие

Динамические паузы в НОД:

Физ. минутка «Цветные краски»

Развивать двигательную активность

Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие - 4-е изд. - ("Дошкольное воспитание и развитие") .Издательство: Айрис- пресс, 2009г.

2. Основной этап

Художественно – эстетическое развитие:

НОД

Рисование  на тему:

«Портрет мамы» (рисование по фотографии) в нетрадиционной технике – «восковые карандаши + акварель».

 

2 занятия

Учить передавать образ мамы через линию, цветовое пятно, колорит.

Развивать зрительное внимание, зрительную память. Закреплять приемы рисования в нетрадиционной технике.

Морозова И.А. «Я люблю рисовать.33 техники рисования». Издательство: Фактор, 2013г.

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий». Изд. М.,2011г.

Рисование на тему:

«Автопортрет» в технике - аппликация из ниток.

2 занятия

Учить детей выполнять аппликацию из ниток, учить передавать в рисунке характер и черты лица через линию – графику.

Т.В. Королева «Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет. Методическое пособие ». Издательство: Сфера, 2010г.

3. Итоговый этап

Выставка детского творчества и совместного творчества с родителями  - « Я рисую портрет».


Анализ проделанной работы

Результаты мониторинга, проводимые мной в конце проекта, показали, что вся работа над проектом дала положительные результаты. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Удалось обогатить и расширить представления о портретном жанре в живописи. Увеличился объем знаний, возросла познавательная активность детей. 80% детей удалось активизировать в работе над проектом (дети были заинтересованы, проявляли активное участие в создании портретов).

Работа над проектом повысила интерес у детей к изобразительной деятельности, научила использовать нетрадиционные техники, и расширила творческие возможности детей. С огромным удовольствием родители принимали участие в создании выставки « Я рисую портрет».

 

Выводы

В ходе проекта дети расширили знания о портретном жанре и о различных техниках выполнения портрета. Детям удалось передать образ мамы в рисунке: характерные черты лица, настроение, колорит. Выполнив свои «Автопортреты»: каждый ребенок передал свой неповторимый образ. В рисунках детей соблюдены примерные пропорции. Экспериментируют с различными материалами, создавая образ.


Список литературы:

  • Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие - 4-е изд. - ("Дошкольное воспитание и развитие") Издательство: Айрис-пресс,2009г.
  • Веракса Н. Е.; Комарова Т. С.; Васильева М. А. / Примерная основная общеобразовательная программа ДО «От рождения до школы». – М. 2012г.
  • Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Изд.: Мозайка-Синтез, М. 2013г.
  • Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Изд.: М-С. 2012г.
  • Королева Т.В. «Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет. Методическое пособие ». Издательство: Сфера, 2010г.
  • Краснушкин Е.В. Изобразительное   искусство   для дошкольников. Натюрморт, пейзаж, портрет.  –  М.: Мозаика - Синтез, 2012 г.
  • Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий». Изд. М.,2011г.
  • Морозова И.А. «Я люблю рисовать.33 техники рисования». Издательство: Фактор, 2013г.
  • Родионова Н.Н. «Большая книга загадок», издательство Дрофа Плюс,2012г.
  • Швайко Г.С. «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду (пособие для педагогов дошкольных учреждений), М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Дымковская лошадка»

Конспект занятия по изобразительной деятельности в детском саду...

Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: "Волшебная книга сказок"

Конспект НОД  по изобразительной деятельности в старшей группе.Тема: « Волшебная  книга  сказок »(рисование-фантазирование) Задачи:  Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость...

Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему “Цветы для мамы” (техника «Ниткография»).

Конспект занятия по изобразительной деятельности  для старшей группы на тему: “Цветы для мамы” (техника «Ниткография»)....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в старшей группе по теме «Метель»

Цель:1.Учить детей устанавливать связь музыки с живописью для выражения своих чувств в рисунке и активизации творческого потенциала.2.Развивать умение передавать в рисунке различные состояния погоды, ...

Непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Удивительный космос»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в  старшей группе   «Удивительный космос».Занятие  с использованием нетр...