План работы долгосрочного проекта «Янтарный край» на 2018-2019 гг
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Версткина Елена Валентиновна

В современном обществе одним из приоритетных направлений работы с дошкольниками является патриотическое воспитание, а именно приобщение детей к культурно – историческому наследию нашего края и воспитание бережного отношения к нему. Без знания истории, культуры, природы края невозможно полноценное воспитание личности. Уже в раннем возрасте дети начинают интересоваться окружающим миром. Музейная педагогика позволяет непосредственно соприкоснуться с изучаемым, самим что - то потрогать, посмотреть и узнать.

Сама по себе музейная педагогика достаточно молодая отрасль науки, что также позволяет использовать нестандартные и новые методы в работе. Именно с помощью Музейной педагогики можно не просто расширять кругозор детей, но и давать представления о необычных и незнакомых предметах, явлениях, событиях, воспитывать любовь и чувство патриотизма к родному краю

Сочетание этих нестандартных форм работы и передачи информации помогают не только обогатить знания детей, но и систематизировать уже имеющиеся, развивать любознательность, мышление, эстетическое восприятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы долгосрочного проекта «Янтарный край» на 2018-2019 гг

Дата

Форма работы

Цель

Март 2018

Сюжетно-ролевая игра «В музее»

Введение игровой ситуации. Проблема: игра не достаточно интересна, сюжет беден. Постановка задачи: создать музей интересный для всех участников игры.

Апрель

2018

Беседа о музеях

Уточнить представления детей о назначении музеев, их содержании, процессе их создания

Май 2018

Беседа «О янтарном крае»

Систематизировать представления детей о войне, военных действиях, причинах возникновения, активизировать в речи детей слова «янтарь», «янтарная комната», «янтарный край», «изделия из янтаря», «янтарный промысел»

июнь 2018

Просмотр видеофрагментов из фильма «Янтарный промысел».

Наглядно показать детям, что такое война, насколько это страшное явление.

Июль

2018

Акция «Следопыт»

Совместно с родителями провести сбор предметов для будущего

мини-музея

Август 2018

Тематическое открытое занятие «Музей янтаря» совместно с детьми из группы «Карлсон»

Вызвать у детей интерес к искусству через исследовательскую деятельность

Сентябрь 2018

Увлекательный рассказ «ИСТОРИЯ ЯНТАРНОГО ПРОМЫСЛА»

Уточнить представления детей о возникновении янтаря в природе и о том, как добывают и производят янтарь на янтарном комбинате.

Октябрь 2018

Просмотр видеоматериалов

Познакомить детей с культурными ценностями нашего края.

Апрель 2018

Экскурсия  в Музей янтаря /ул. Маршала Василевского/

Прививать культуру посещения музея, воспитывать чувство гордости за свой родной край за его ценности и богатство солнечного камня в родном крае.

Ноябрь 2018

Рассматривание объектов для мини-музея по схеме Составление рассказа об объекте.

Учить рассматривать предметы по определенной схеме

Развивать связную речь

Декабрь 2018

Рассказ о достопримечательностях нашего города.

Учить: внимательно слушать рассказ, воспитывать чувство гордости за нашу родину.

Январь 2018

Просмотр видеофрагментов  «Экспозиции Музея янтаря»

Закрепить знания детей о солнечном камне

Февраль 2018

Конкурс рисунков «Как я вижу янтарь»

Учить воплощать свои эмоции в продуктивной деятельности.

Март 2018

Презентация мини-музея родителям детей группы «Жар-Птица»

Формировать навык экскурсионной работы, учить представлять свою работу, описывать экспонаты.

Содержание беседы с детьми старшего дошкольного возраста «О музее».

Вид беседы: вводная.

Цель: уточнить представления детей о назначении музеев, их содержании, процессе их создания.

Вопросы к детям:

  1. Знаете ли вы что такое музей?
  2. Какие музеи вы знаете?
  3. Кто из вас был в музее? В каком?
  4. Кто работает в музее?
  5. Как вы думаете, для чего они нужны?
  6. Вы знаете, как они создаются?
  7. Что было, если бы не было музеев?

Вывод: Выходит, что музеи нужны и интересны.

  1. Давайте и мы попробуем создать музей в группе?

Содержание беседы с детьми старшего дошкольного возраста «О войне»

Вид беседы: тематическая.

Цель: Систематизировать представления детей о войне, военных действиях, причинах возникновения, активизировать в речи детей слова «битва», «сражения», «военные действия».

Вопросы к детям:

  1. Знаете ли вы что такое война?
  2. Попробуйте подобрать похожие слова
  3. Как вы думаете, почему возникает война?
  4. Что такое победа? Что такое поражение?
  5. Что ощущают люди – участники войны?
  6. А в настоящее время идут войны?
  7. Каждый год в нашей стране проводится Парад Победы. Какой войне он посвящен?
  8. Есть ли в вашей семье участники боевых действий? Каких?

Рассказы детей о родных-фронтовиках.

План проведения акции «Следопыт».

Вид: поисковая, исследовательская.

Участники: дети, родители.

Сроки проведения:

Цель: стимулировать исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Содержание:

Детям предлагается с помощью родителей подобрать экспонаты для будущего мини-музея.

Родителям рекомендуется организовать следующие мероприятия:

  1. Рассматривание семейных фотоальбомов;
  2. Изучение семейного архива;
  3. Игровое интервью «Расскажи мне бабушка (дедушка) о войне»;
  4. Поиск предметов-экспонатов.

Конспект занятия «Знакомство с «Музеем янтаря» города Калининграда»

В современном обществе одним из приоритетных направлений работы с дошкольниками является патриотическое воспитание, а именно приобщение детей к культурно – историческому наследию нашего края и воспитание бережного отношения к нему. Без знания истории, культуры, природы края невозможно полноценное воспитание личности. Уже в раннем возрасте дети начинают интересоваться окружающим миром. Музейная педагогика позволяет непосредственно соприкоснуться с изучаемым, самим что - то потрогать, посмотреть и узнать.

Сама по себе музейная педагогика достаточно молодая отрасль науки, что также позволяет использовать нестандартные и новые методы в работе. Именно с помощью Музейной педагогики можно не просто расширять кругозор детей, но и давать представления о необычных и незнакомых предметах, явлениях, событиях, воспитывать любовь и чувство патриотизма к родному краю.

Одним из главных богатств нашего края является янтарь. Так как красота «солнечного камня», легенды о нём, история его происхождения, всегда притягивали взор людей, а наш Калининградский музей Янтаря известен всей стране, поэтому и было выбрано это направление.

Данная работа - рассказ-беседа «Знакомство с Музеем Янтаря», представлена в области музейной педагогики и является частью знакомства с богатством, природой и историей Янтарного края.

Основной целью - является создание условий для вовлечения дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность музея.

Знакомство детей с Музеем Янтаря проходит в форме беседы с показом красочных слайдов о Калининградском Музее Янтаря, где дети учатся рассуждать, составляют самостоятельно небольшие описательные рассказы. Оно является одной из частей блока «Музей Янтаря».

Например, знакомство детей с разнообразием, историей происхождения янтаря проходит с использованием интересных опытов, некоторые из них проводят сами дети. А в игре-экскурсии главными действующими лицами являются сами дети, которые самостоятельно, используя свои полученные знания и умения, становятся на место взрослого.

Сочетание этих нестандартных форм работы и передачи информации помогают не только обогатить знания детей, но и систематизировать уже имеющиеся, развивать любознательность, мышление, эстетическое восприятие.

Самому блоку «Музей Янтаря» предшествует работа с родителями, работа в группе с экспозициями мини – музея, подбор литературы, соответствующие беседы и экскурсии.

Работа с родителями включает в себя привлечение родителей к подбору книг, экспонатов для музея группы, легенд о янтаре, подбору материала для родительского уголка на данную тему, привлечение родителей к организации экскурсий в музеи и т. п. Что вызывает большой интерес как у самих взрослых, так и детей, которые стараются охотно помочь своим родителям, почувствовать себя «соавторами» наравне с взрослыми. Ребята с большой охотой принимают участие во всех мероприятиях: в оформлении выставок, в беседах о музеях, о правилах поведения.

В блок «Музей Янтаря» входит работа с литературой (рассматривание книг о самом г. Калининграде и его музеях) и экскурсии. Например, проводятся экскурсии в мини – музеи других групп детского сада, с целью расширения кругозора детей. А сами ребята периодически проводят экскурсии для детей младших групп.

Заключительной же частью данного блока является экскурсия в Музей Янтаря г. Калининграда. Она как бы подводит итог предшествующей работы и помогает ребятам уточнить, расширить и систематизировать свои знания. Дети получают полное представление о работе музея, знакомятся с его выставками, экспонатами.

Рассказ – беседа«Знакомство с Музеем Янтаря»

Предварительная работа:

-рассматривание книг с иллюстрациями о городе Калининграде;

-формирование представления о музее;

-знакомство с профессиями людей, связанных с музеями

-беседа о правилах поведения в общественных местах;

-индивидуальная деятельность детей - изготовление атрибутики для игр (билеты, монеты, открытки).

Оборудование: Мультимедийный проектор, экспозиция мини-музея Янтаря в группе, цветные карандаши и бумага.

Задачи

1)Познакомить с назначением Музея Янтаря, его экспозициями.

2)Учить детей внимательно слушать и наблюдать.

3)Развивать память, речь детей.

4)Вызывать эмоциональный отклик и эстетические чувства от «общения» с янтарём.

Ход: Организационный момент- «Фотоаппарат»

Дети становятся в круг. Воспитатель: Ребята, покажите свои глаза. Теперь представьте, что ваши глаза превратились в фотоаппарат. Давайте сфотографируем сначала пол, потом потолок, окно, стенку, соседа слева, соседа справа и при этом улыбнуться (ребята поворачивают голову в указанном направлении, моргают глазами).

1-часть

Воспитатель читает отрывок из стихотворения М. Дудина «Янтарь»:

     Прозрачный, как цветочный мёд,

Он весь сквозит на свет.

Он к нам дошёл, к другим дойдёт

Сквозь сотни тысяч лет.

Он выплыл к нам с морского дна,

Где тоже жизнь цвела,

А в глубине его видна

Застывшая пчела.

Воспитатель: О каком камне рассказывается в стихотворении?

Дети: О янтаре.

Воспитатель: этот замечательный теплый камень, созданный самой природой и с простой окаменевшей смолы деревьев (сл. №3) очень любим нами людьми и интересен для нас. Не случайно в мире создано много различных музеев янтаря. Ребята, а в нашем городе есть такой музея?

Дети: Да, в нашем городе есть Музей Янтаря.

Воспитатель: Где находиться этот музей?

Дети: Музей находится на площади Василевского.

Воспитатель: Это единственный в России музей одного минерала.  Сам музей расположен в историческом здании оборонительной башни «Дона» , после войны и является частью бывшего внутреннего вального укрепления Кёнигсберга. Экспозиции музея размещаются в 28 залах общей площадью более 100 кв. м. 

В музее даже есть внутренний дворик с маленьким фонтаном. Экспозиции включены в несколько разделов:

-Происхождение янтаря, его свойства.

- Историко - археологические знания о янтаре.

-Янтарь в искусстве XVII-XVIII веков.

-Кёнигсбергская государственная янтарная мануфактура.

-Калининградский янтарный комбинат.

-Янтарь в творчестве современных художников.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, например, о чём рассказывается в разделе – Калининградский янтарный комбинат?

Дети: О том, как делают изделия из янтаря (и др. предположения детей).

Воспитатель: Совершенно верно. А ещё в этом разделе можно узнать, как добывают янтарь. Наш прибалтийский самоцвет, известный всему миру, добывается в глубоких карьерах специальной техникой.

В этих карьерах находятся крупнейшие месторождения янтаря.

Затем, добываемый камень, передают на Калининградский янтарный комбинат, построенный еще 1947 г. Именно здесь происходит сортировка и обработка минерала. Как вы думаете, ребята, по каким признакам сортируются камешки янтаря?

Дети: По размеру, цвету.

Воспитатель: Правильно, камешки янтаря сортируются по размеру, отбираются самые большие и отсеивается янтарная крошка ); по цвету. Ведь цвет камня варьирует в 350 оттенков желтого, золотистого и коричневого цвета, почти белого матового - до почти чёрного.

Как вы думаете, ребята, что делают из различных видов янтаря.

Ответы детей: Бусы, украшения, сувениры…

Воспитатель: Да, на Калининградском янтарном комбинате делают различные украшения, картины, шкатулки и др. изделия.

Некоторые представлены в экспозициях Музея янтаря.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что можно увидеть в разделе - «Янтарь в творчестве современных художников»?

Дети: Различные украшения.

Воспитатель: Конечно же, мы можем там полюбоваться янтарными бусами, серёжками, кулонами и т. п. Кроме современных изделий в музее имеются уникальные куски балтийского самоцвета. Например, самородок весом 4 кг. 280 г. – самый крупный в коллекции .А так же кусочки янтаря с инклюзами (включениями) мезозойских растений животных, в том числе насекомых, ящериц, лягушек.

Физминутка «Ветер дует нам в лицо…»

2 – часть

В музее янтаря представлены и изделия 4-5 века нашей эры, найденные на территории области и в том числе фрагменты янтарной комнаты. Так выглядела Янтарная комната в 18 веке. В Россию комната попала в качестве дипломатического подарка в 1716 г. Прусского короля Фридриха Вильгельма - первому нашему российскому царю Петру. Во время Великой Отечественной войны немецкие оккупанты вывезли её из Санкт-Петербурга в Кёнигсберг, а при отступлении немецких войск комната была демонтирована и отправлена в неизвестном направлении.

В конце 70 г. правительство России распорядилось восстановить янтарную комнату. К работе подключились и наши мастера Янтарного комбината. Но только к маю 2003 г. работы по восстановлению Янтарной комнаты были завершены и её разместили в Екатерининском дворце Санкт-Петербурга.

А отдельные фрагменты экспозиции остались в стенах нашего музея. Ребята, закройте глаза и представьте, что вы видите в Янтарной комнате. Теперь опишите любой увиденный вами предмет в ней (дети описывают).

Ребята, мы сегодня с вами познакомились с Музеем янтаря, расположенном в нашем городе. Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).

После окончания НОД детям можно предложить нарисовать по желанию различные янтарные изделия и украшения.

КОНСПЕКТ занятия по нравственно – патриотическому воспитанию

(образовательная область«Социализация»)

Тема«Янтарный край любимый»

Цель:

- Формировать у детей интерес к своему краю, расширять представление о стране, в которой они живут.

Задачи:

- Закреплять знания детей о государственных символах России.

- Воспитывать любовь и гордость за свою Родину с помощью художественного слова.

- Создать положительно – эмоциональное настроение у детей.

Предварительная работа:

- Беседы о стране, крае, в котором живут дети.

- Экскурсия по городу.

- Рассматривание альбомов о Калининградской области, Балтийске, Приморске.

- Рисование на тему «Наш город».

- Изучение краеведческого материала.

- Чтение и разучивание стихов.

- Фотовыставка «Я гуляю по городу».

Материалы к занятию:

- Сердечко – для игры.

- Карта Российской Федерации и Калининградской области.

- Флаг Российской Федерации, Герб.

- Природные ископаемые Калининградской области.

- Брошюра «Достопримечательности г. Калининграда»

- Карточки символы (чего нельзя делать в природе)

Ход занятий:

Дети встают в круг…

Все:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Воспитатель:

Мы живем в одном краю

Всех я вас приветствую.

Дети садятся на стульчики.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о Родине, стране в которой мы с вами живем. Почитаем прекрасные стихи, которые написали поэты на эту тему.

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель:

Распростёрлись в дымке синей Величавые края,

Это ты, моя Россия,

Свет мой Родина моя!

Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живёт, мать, которая дает жизнь.Без всего этого, человеку жить просто невозможно. Среди самого необходимого, самого дорогого, есть у человека Родина!

Воспитатель задает вопрос:

Ребята, Родина! Что это значит?

Ребенокстихотворение:

Это цветы, что растут в нашем крае,

Это заря, что горит не сгорая…

Родина – это глаза твоей мамы,

Полные слез или в искорках смеха.

Родина, слова не знаю чудесней,

В нем наши сказки и славные были,

Дедов далекие грустные песни,

Те, что и мы до сих пор не забыли.

Родина – это земля у порога,

Где ты впервые узнал своё имя.

Родина – это большая дорога,

Та, по которой пойдешь ты с другими.

Воспитатель:

- Такими красивыми и понятными словами один из поэтов сказал, что такое Родина.

- Ребята, а что для вас означает это слово?

Дети(ответы)

Воспитатель:

- Конечно, слово Родина, означает очень многое, и каждый понимает его по-своему.

- Родину ещё Отчизной, Отечеством называют, а дом родной – называют «отчим домом».

Язык, на котором мы с вами говорим, для нас родной, он дан нам Родиной.

Игра«Передай сердечко и скажи словечко» - подобрать прилагательные к слову Родина.

Воспитатель: Ребята, вы сказали о Родине такие прекрасные слова. А вы знаете, в какой стране живёте? Дети: Мы живем в России!

Воспитатель: Да, наша страна называется Россия, и мы с вами в ней живём.

Ребята: стихотворение «Россия».

Ты людям явилась впервые

В названии реченьки – Россь  Потом обернуться Россией Росинке лесной довелось.

Тебя мы у сердца носили

В боях заслоняли собой

Ты больше чем мать,

Ты Россия

И все мы бессмертны тобой.

Воспитатель: Наша страна Россия, очень большая, можно сказать огромная. Показ карты Российской Федерации.

-Конца края не видно.

Дети показывают на карте Россию, моря, север, юг.

Воспитатель: - Разнообразна природа нашей страны, это серая тундра, зелёная тайга, коричневые горы, белый север. Есть в ней моря и реки известные всем, (показ)

Наша страна имеет три символа. Что это за символы? Герб, флаг, гимн.

- Как зовут президента России?

- Покажите флаг России и назовите его цвета?

Дети(ответы.)

Воспитатель: Что означает белая полоса флага? Синяя? Красная Дети(ответы.)

Воспитатель: Покажите герб России и назовите, что на нём изображено. Дети(ответы.)

Воспитатель: Дети, мы с вами сегодня говорим о Родине, о стране, в которой мы живём, а вот есть такое понятие «Малая Родина».

Дети(ответы.)

Воспитатель: Конечно, «Малая Родина» - это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это край, город, район, улица, дом и наш детский сад, в который вы ходите. Это маленький кусочек нашей огромной страны.

Ребенок: стихотворение «Малая Родина»

Малая Родина -Островок земли. Под окном смородина, Вишни расцвели, Яблоня кудрявая, А под ней скамья. Ласковая малая Родина моя!

Воспитатель: Где же находится наша малая родина. Посмотрите на карту. На самой западной её части расположена область, в которой мы живём. Назовите её и покажите, где она находится.

Дети(показывают, называют)

Воспитатель: Какое море омывает побережье Калининградской области? Дети(ответы.)

Воспитатель: Балтийское море бывает штормовым, суровым, а бывает и ласковым, омывая всё журчащими и шепчущими, что-то друг другу волнами. Я предлагаю Никите искупаться в этом чудесном море, а мы будем волнами. Физминутка «Волны» (музыкальное сопровождение).

Воспитатель: Как называется город, в котором мы живём и как называемся мы - жители этого города?

Дети(ответы.)

Воспитатель: Ребята, какие места есть в Калининградской области, которые бы рассказывали об истории нашего родного края? Посмотрите на фотографии, узнайте и расскажите.

Дети(ответы.)

Воспитатель:

Теперь поговорим о богатствах нашего края. Кроме обилия растительного и животного мира есть ещё полезные ископаемые.

- Перед вами в ёмкостях находятся некоторые из них. Возьмите, назовите и расскажите где применяются они.

Дети(ответы.)

Воспитатель: Славится природой наша Калининградская земля.

Кто знает какое дерево является символом России? (Берёза)

Ребёнок: Стихотворение «Берёза»

Чуть солнце пригрело откосы И стало в лесу потеплей, Берёза зелёные косы Развесила с тонких ветвей. Вся в белое платье одета В серёжках, в листве кружевной, Встречает горячее лето Она на опушке лесной. Наряд её лёгкий, чудесен Нет дерева сердцу милей И много задумчивых песен Поётся в народе о ней.

Воспитатель: Конечно, из всех деревьев наших лесов, всех милее, берёза. Мы услышали стихотворение о берёзе, которая встречает «горячее лето». Но берёзы во все времена хороши. И даже русские люди, которые покидают нашу страну берут с собой саженцы берёзы, чтобы посадить деревце на новом месте.

Воспитатель:

Ребята, как можно помочь природе нашего края, чтобы она бала нам благодарна:

- Перед вами лежат карточки - символы, выберите те, о которых вам хочется рассказать. Дети(ответы.)

Воспитатель:

Надеюсь всему, что вы нам рассказали вы будете следовать всю жизнь и беречь природу.

И я, думаю, что и вы когда вырастете, тоже принесёте пользу своему краю и прославите его хорошими делами.

Ребёнок: стихотворение «Привет тебе мой край родной» С. Дрожжин.

«Привет тебе мой край родной,

С твоими тёмными лесами.

И неоглядными полями

Привет тебе, народ родимый

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной

Привет тебе, мой край родной».

Словарь музейной лексики

Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры,  а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Бывают исторические, литературные, краеведческие музеи, музеи изобразительных искусств. Музей-квартира, дом-музей – квартира, дом писателя, художника, исторического лица, сохраненные после его смерти как музей.

Музейщик – Работник музея, специалист по музейному делу.

Музейная редкость (о редкой ценной вещи)

Экспозиция – размещение каких-то предметов, выставляемых для обозрения.

Экспонат – предмет, выставленный на выставке, в музее.

Экскурсия – поездка (коллективная или индивидуальная), посещение с образовательной или увеселительной целью. (Например: экскурсия в музей)

Экскурсовод – специалист, дающий пояснения экскурсантам.

Коллекция – систематизированное собрание каких-то предметов (коллекция древних монет, минералов, картин, значков, почтовых марок и т.д.)

Коллекционер – тот, кто собирает какую-либо коллекцию.

План вопросов для рассматривания объектов мини-музея и составления описательного рассказа.

При рассматривании объектов и составлении описательного рассказа воспитатель помогает детям – задает вопросы. В дальнейшей работе рекомендуется использовать модели указанных вопросов.

  1. Что это? Как называется этот предмет?
  2. Для чего используется?
  3. Как он попал в твои руки?
  4. Что интересного о нем можно рассказать?

План экскурсионной работы

Объект

реализация

1.

  «Музей Янтаря»

Ул. Василевского

2.

Ботанический сад

Ул. Лесная

3.

Шоколадная фабрика

Пос. Поддубное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы учителя-логопеда на логопункте за 2018-2019 учебный год.

Годовой план каждый год меняется, что существенным образом влияет на образовательный процесс....

Перспективный план работы педагога-психолога с родителями на 2018-2019 учебный год

Перспективный план работы педагога-психолога с родителями на 2018-2019 учебный год...

План работы с родителями на 2017 - 2018; 2018 - 2019 учебный год средняя группа

Цели: - включение родителей в воспитательно-образовательный процесс;                - формирование навыков взаимодействия взрослых и детей.Задачи: -...

План работы учителя-логопеда с родителями на 2018-2019 учебный год

Взаимодействие логопеда и семьи в процессе коррекционно-образовательной работы с детьми-логопатами....

План работы с родителями средней группы на 2018-2019 учебный год

Годовой план работы с родителями направлен на установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста....