Перспективный план работы с родителями группы «Золушка» на 2018 – 2019 уч. год
рабочая программа (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Работа
с родителями
Перспективный план работы с родителями
на 2018 – 2019 уч. год
Работа с родителями
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, индивидуальные беседы, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации музыкальных вечеров, конкурсов, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных праздников, прогулок, экскурсий.
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.
Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.
Помогать родителям, осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы - при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности).
Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях воспитанников.
Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей. Знакомить с лучшим опытом семейного трудового воспитания посредством выставок, мастер-классов и других форм взаимодействия.
Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду. Развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам по изучению трудовых традиций, сложившихся в семье, а также родном городе.
Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно-обоснованные принципы и нормативы.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан.
Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.
Образовательная область «Речевое развитие»
Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.
Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители - ребенок) для родительских собраний, досугов детей), способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.
Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.
Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.
Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.
Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.
Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей.
Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного "воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений
Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в театральной и вокальной студиях). Организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера.
Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.
Образовательная область «Физическое развитие»
Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье
ребенка.
Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации,
Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, бассейн), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.
Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.
Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы (любителей туризма, плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).
Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отельного человека, всего человечества.
Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности,
Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости - фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи —«01», «02» и «03» и т. д.).
Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.
Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.
Перспективный план работы с родителями на 2018 – 2019 уч. год
№ п/п | Тема | Форма | Цель | Дата проведения |
1 | Спортивная форма для занятий физкультурой. | Индивидуальные беседы с родителями. | О необходимости её приобретения. Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи. | 1-10 сентября |
2 | Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности. | Памятка для родителей | Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности. | 11-30 сентября |
3 | Что должен знать и уметь ребёнок 4-5 лет. | Организационное родительское собрание. | Повышение педагогической культуры родителей. Активизация родителей в работу группы детского сада, развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного учреждения и родителей. | 14-30 сентября |
4 | Возрастные особенности детей 4-5 лет дошкольного возраста | Памятка для родителей | Знакомство родителей с задачами воспитания детского сада детей 4-5 лет. | 1-9 октября |
5 | Цветочная поляна | Выставка поделок | Привлечение родителей к работе детского сада. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. | 12-20 октября |
6 | Подвижные игры и их значение в жизни ребёнка | Консультация | Психолога – педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка. | 21-30 октября |
7 | «Охрана и укрепления здоровья детей» | Консультация | Объединение усилий педагогов и родителей приобщению безопасного поведения детей. | 2-10 ноября |
8 | Воспитание тревожного ребенка | Консультация, беседы | Повышение педагогической культуры родителей. | 11-20 ноября |
9 | «Мамина страна» | Развлечение | Активизация родителей в работу группы детского сада, развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного учреждения и родителей. | 23-30 ноября |
10 | Профилактика гриппа. | Консультация | Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи. | 1-10 декабря |
11 | «Письмо Дед Морозу» | Консультация | Повышение педагогической культуры родителей. | 11-18 декабря |
12 | Новогодний костюм для ребёнка | Консультация | Повышение педагогической культуры родителей. Активизация родителей в работу группы детского сада, оформление группы. | 21-31 декабря |
13 | Учим ребенка правилам безопасности | Консультация | Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам дорожного движения в детском саду и дома. | 11-15 января |
14 | «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей». | Индивидуальные беседы. | Формирование единого подхода к методам оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома. | 18-22 января |
15 | Групповое родительское собрание: Сенсорное развитие детей 4-5 лет | Родительское собрание | Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 4-5 лет; активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания ; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива | 25-29 января |
16 | «Развитие физических способностей детей» | Консультация | Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь родителям в воспитании детей. | 1-10 февраля |
16 | Роль отца в воспитании ребенка | Консультация | Изменение позиции отцов по отношению к вопросам воспитания. - Активизация воспитательных умений пап. - Внедрение положительного опыта семейного воспитания. | 11-19 февраля |
18 | «Меры поощрения и наказания» | Памятка для родителей | Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи. | 22-29 февраля |
19 | «Мама, моё солнышко». | Творческие работы детей к 8 марта | Повышение педагогической культуры родителей. | 1-11 марта |
20 | «Дорога и дети. Соблюдение правил дорожного движения» | Консультация, анкеты | Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома. | 14-22 марта |
21 | Значение пальчиковых игр для развития ребенка | Консультация | Повышение педагогической культуры родителей. | 23-31 марта |
22 | Как научить детей говорить «волшебные слова» | Консультация | Обогащение педагогических знаний родителей о развитии творческих способностей детей. | 1-8 апреля |
23 | Всё о развитии детской речи. | Консультация | Повышение педагогической культуры родителей. Психолога – педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка. | 11-20 апреля |
24 | «Весенняя капель» | Выставка | Привлечение внимания родителей к детскому творчеству; формирование уважительного отношения к детским работам | 21-29 апреля |
26 | «Достижения детей 4-5 лет в конце учебного года». | Итоговое родительское собрание | Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей, развитие взаимодействия детей, родителей и работников ДОУ. | 2-13 мая |
27 | «Как избавить ребенка от нежелательной привычки?». | Беседа | Активизация педагогических знаний родителей по воспитанию самообслуживания детей. | 16-31 мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с родителями в средней группе №7 на 2018 – 2019 учебный год.
Перспективный план работы с родителями в средней группе...
План работы с родителями в средней группе №7 на 2018 – 2019 учебный год.
Перспективный план работы с родителями в средней группе...
План работы с родителями во второй младшей группе "Белочки" на 2018-2019 уч.год.
Перспективный план работы с родителями во второймладшей группе «Белочки»на 2018-2019 учебный годЦель:1. Целенаправленное распространение педагогических знаний среди родителе...
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «СОЗВЕЗДИЕ» НА 2018-2019 Г.
Родители — самые главные люди в жизни ребёнка, именно от их заботы и поддержки зависит его благополучие. С приходом малыша в детский сад эта связь не должна ослабевать. И для полноценного р...
План работы взаимодействия с родителями второй младшей группы №4 на 2018-2019 учебный год
План работы взаимодействия с родителями второй младшей группы №4 на 2018-2019 учебный год...
Проект взаимодействия педагогов группы, специалистов ДОУ и родителей: «Вместе дружная семья - детский сад, родители и я» на 2018 – 2019 учебный год
Проект является результатом творческого сотрудничества педагогов МБДОУ д/с № 6 "Страна детства"....
Программа взаимодействия с родителями группы № 3 на 2018-2019 учебный год.
Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Успешное функционирование предполагает учет мнения и пожеланий родителей....