«ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Шакирзянова Лейля Валинуровна
музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
МБДОУ «Сабинский детский сад №5 «Бэлэкэч»
наименование дошкольной организации
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально- сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально- дидактических пособий и игр.
Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации.
Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не допустить «надзирательного тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре. Поддержание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения на занятиях зависит только от педагога
В результате использования игровых технологий в работе:
- дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
- дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить её в самостоятельной деятельности;
- в процессе игр дети приобретают специальные знания, умения, навыки;
- повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.
Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа. Цель первого, речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным занятием.
Основными видами деятельности на речевом этапе являются:
1) артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.
Например:
а) «Взял пальто в прихожей
Раз-два-три, и я – прохожий
Я по улице иду у прохожих на виду
Ни толкаюсь, ни кричу, быть я вежливым хочу».
(Стихотворение для общей организации, дети ходят в произвольном порядке).
б) Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи!
в) В гости к нам пришел слоненок
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри
Губы хоботом тяни!
г) Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
д) Сказка «Веселый Язычок»
Жил был в красивом домике Язычок.
Каждое утро он просыпался и смотрел на солнышко (открывают и зажмуривают глазки). Во дворе росли красивые цветы. Он вдыхал и выдыхал аромат этих цветов (Вдыхают через нос, выдыхают через рот).
Язычок чистил зубки и причесываллся. Захотелось ему позавтракать, приготовил блины они были очень вкусные. Улыбнулись (та-та-та), и пошлёпали губами (пэ-пэ-пэ).
Достал варенье, испачкал губы (Облизывают варенье). А чтобы выпить чай, язычок превратился в чашку.
Тук-тук-тук. – Кто это? – (бегемот) и они вдвоем продолжили завтракать.
Тук-тук-тук. – Кто это? – (лягушка) и втроем продолжили завтракать.
Тук-тук-тук. – Кто это? – (слоник) и вместе продолжили завтракать.
Закончили завтрак и пошли друзья за грибами. А поехали они на коне (цокают).
Дошли до леса, а там очень много грибов. Набрали и направились домой на лодке (показывают лодку).
2) игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный, более длительный и экономный;
Например:
а) Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш».
б) Игра «Насос».
- Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
-Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).
-Выдох произвольный.
Повторить 3-6 раз.
Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.
Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд – назад (большой маятник), делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.
При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.
3) развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты.
Например:
Пропеть на одном звуке:
«Ай. Ду-ду-ду-ду, сидит ворон на дубу. У-у-у. У-у-у».
4) речевые зарядки, цель которых – подготовить голоса детей к речи и пению; в содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание.
Например: вместе с педагогом рассказывают стихотворение с максимальной мимикой.
«Ехал странный пассажир
Вёз в кошёлке рыбий жир выделяют слово «жир» (с отвращением)
Чуть трамвай притормозит,
Пассажир вперёд спешит наклон вперёд
Чуть трамвай прибавит ход
Пассажир назад ползёт наклон назад
Все, кто ехал с пассажиром
Вышли смазанные жиром» выделяют слово «жиром» (с отвращением)
5) ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.
Например:
а) вместе с педагогом рассказывают стихотворение с выразительной жестикуляцией:
«Ванна – море руки в сторону
Я – пароход руки перед собой в «замок»
Полный назад шаг назад
Полный вперёд шаг вперёд
Права руля руки вправо
Лево руля руки влево
Мчусь я по морю вращают руками перед собой
Руками бурля
Я бы доплыть да Австралии смог плавательные движения перед собой
Жаль, что на кухне протёк потолок» меняют высоту голоса от
«писка» до баса
б) стихотворение на свободу жестикуляции и мимики. Рассказывают вместе с педагогом.
«Мне Катька язык показала, а я ей – карман оторвал.
Она всё отцу рассказала, и вышло, что я – хулиган.
Зачем я с ней только связался, стою вот в углу и реву
(шёпотом) Второй-то карман ведь остался
(громко) Я завтра его оторву!!!
Второй, певческий, этап предполагает следующие основные виды деятельности:
1) формирование и развитие певческой интонации;
2) песенное творчество;
3) работа над разучиванием песенного материала. Самое главное на первом году обучения пению – это не требовать от детей чёткого выполнения интонационных требований. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху.
Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной [3].
Список литературы
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.
2. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению. – СПб.: Музыкальная палитра, 2005.
3. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Технология обучения пению детей дошкольного возраста в детском саду».
Пение - основное средство музыкального воспитания, занимает важное место в музыкальном развитии дошкольника....
Использование игровых приемов в обучении пению детей дошкольного возраста
Опыт работы музыкального руководителя со старшими дошкольниками в рамках дополнительного образования....
Обучение пению детей дошкольного возраста
Пение – основной вид музыкальной деятельности детей. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них форм...
Статья на тему "ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Цель данной статьи – теоретическое обоснование и экспериментальная апробация адаптированной методики, разработанной на основании подходов и идей, которые автор считает не только интересными, но и необ...
Технология "Игровая методика обучения пению детей".
краткое описание технологии "Игровая методика обучения пению детей"....
Методика обучения счету детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Методика обучения счету детей дошкольного возраста через игровую деятельностьМхце Т.М.Воспитатель ГБДОУ детский сад №10 В совреме...