Технология "Игровая методика обучения пению детей".
статья
краткое описание технологии "Игровая методика обучения пению детей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология "Игровая методика обучения пению детей". | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология "Игровая методика обучения пению детей".
Пояснительная записка по педагогической технологии, применяемой в музыкальной деятельности с дошкольниками.
Актуальность и перспективность
Пение как вид музыкальной деятельности занимает ведущее место в дошкольном музыкальном воспитании. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, который дан ребенку природой для выражения своих эмоций и реализации музыкальных потребностей. Сегодня, как никогда, является актуальной проблема самовыражения, самореализации ребенка. Успешность, пережитая ребенком в детском саду, обеспечивает его дальнейший жизненный успех. В связи с этим значимость дошкольного образования, традиционно ориентированного, прежде всего, на решение воспитательных задач, все более возрастает.
Формирование гармоничной личности через искусство, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры, - одна из актуальных задач образования в целом и дошкольного образования в частности. Понимание этих вопросов имеет важное значение для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в детских садах. Современная модель образования предполагает внедрение эффективных программ и технологий развития креативности, способности детей.
Опыт работы по проблеме развития певческих навыков у детей дошкольного возраста заключается в том, что в детских садах все чаще при подготовке к праздникам основной акцент делается на постановке эффектных номеров и все реже ставится акцент на развитие и красоту детского тембра голоса.
Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формирование речи. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей. Ребенок, благодаря попевкам и распевкам, развивает легкие, увеличивая их объем, что благотворно влияет на развитие сердечно-сосудистой системы, чем ребенок укрепляет свое здоровье.
«Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно представления звуковысотных отношений», - так определяется значение пения в дошкольном возрасте.
Цели и задачи педагогической технологии.
Цель - формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских навыков детей, совершенствование певческого голоса и вокально-слуховой координации.
Исходя из цели педагогической технологии, был выдвинут ряд задач:
- Обучать способам певческих умений (естественность, звуковедение, дикция, интонирование, дыхание).
- Запоминать, исполнять большинство песен, разученных в течение года;
- Учить элементарной технике певческого исполнительства (пение с солистом, по подгруппам, по фразам);
- Обогащать восприятие определенных певческих умений, учить отмечать точность, ясность певческой дикции; верность интонирования мелодии и точность ритмического рисунка;
- Способствовать выразительному, исполнению песен различного характера;
- Настраивать старших дошкольников на осознанное использование в певческой деятельности музыкально-сенсорного опыта, приобретенного в течении обучения;
- Поддерживать самостоятельное исполнение освоенной песни в повседневной жизни в детском саду, в семье;
- Охранять, беречь голос детей.
Основные термины и понятия, употребляемые в педагогической технологии.
Певческая дикция – умение правильно произносить в процессе пения слова и звуковые сочетания. Развитие данного умения связано с чётким пропеванием текста песен, выделением слов, имеющим смысловую нагрузку.
Дыхание – один из важнейших певческих навыков, так как является основным фактором голосообразования, благодаря которому возникают чистота интонирования, напевность, лёгкость пения.
Ритм – соотношение длительностей звуков в их последовательности. Длительности звуков образуют ритмические фигуры, из которых складывается ритмический рисунок.
Темп – скорость исполнения, выраженная в частоте чередования метрических долей, тесно связан с характером, стилем, жанром. Исполнение песни в едином темпе, слаженно – важная задача для детей дошкольного возраста.
Выразительность – яркое исполнение песни, колоритно передающее его содержание.
Динамика – совокупность явлений, связанных с громкостью – силой звучания. Динамика в музыкальных произведениях отмечается нюансами.
Чистота интонирования – умение интонационно точного воспроизведения мелодии песни. Развитие данного умения во многом зависит от ощущения детьми лада и умения опираться на его устойчивые ступени.
Звукообразование – умение, связанное с извлечением речевого или певческого звуков, определённого качества, отвечающих вокальным требованиям: лёгкости, мягкости, напевности.
Этапы педагогической технологии.
1этап: (чувствуем и познаем) направлен на способность детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном детстве, даём возможность прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности.
2этап: (певучесть и интонирование) направлен на развитие певческой интонации; здесь важно применять игровые способы формирования координации суха, и теперь уже, певческого голоса.
3 этап: (певческие умения) направлен на работу над песней, и является процессом длительным и интересным. Для поддержания этого интереса также используются игровые задания и методы.
1этап
Основные целевые ориентиры:
- Легко и незаметно подготовить голоса детей к пению;
- «Разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух;
- Подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков;
- Сделать обучение пению более лёгким, понятным и привлекательным занятием.
Основные направления работы:
- Певческая установка;
- Артикуляционная гимнастика;
- Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание;
- Развивающие игры с голосом;
- Речевые ритмо-интонационные игры и ритмодекламация.
Певческая установка
Основная задача данного направления - привести осанку ребёнка в правильное положение перед началом пения.
Артикуляционная гимнастика
Основные задачи:
разогреть мышцы языка, губ щёк, всего речевого аппарата;
устранить напряжённость и скованность артикуляционных мышц;
развить артикуляционную моторику, мимику; - развить выразительную дикцию.
Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание
Игры на дыхание без звука. «Вдох и выдох» (по Н.И. Журавленко); «Быстро – медленно», «Мороз», «Ладошки», «Кошечка», «Ушки» (по методике А.П. Стрельниковой), «Синьор Помидор».
Звуковые дыхательные упражнения с использованием различных образов: сердится кошка; звучат пчела, жук, комар; играет ветер с листвой; пыхтит ёжик; и т.д.
Речевые ритмо - интонационные игры и ритмодекламация.
Ритмо - интонационные игры и ритмодекламация способствуют:
- развитию речевого и музыкального слуха;
- чувства ритма, темпа, тембра;
- раздвигают границы диапазона речевого и певческого голоса;
- формируют естественное звучание голоса;
- развивают дикцию и выразительность голоса.
Вокально – артикуляционные упражнения и пальчиковые игры Целью вокально – артикуляционных упражнений является:
- Развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом чётко пропевая согласные звуки.
- Развитие способности петь слово интонационно чисто.
2этап
Основные целевые ориентиры:
- Научиться петь, т.е. пользоваться своим музыкальным инструментом – голосом.
- Накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух.
Основные направления работы:
- Знакомство с песней.
- Разучивание песни.
- Закрепление песни.
Важно понимать, что:
Обучение пению – процесс достаточно сложный и длительный, требующий от педагогов большого терпения и умения строить учебный процесс так, что бы ни одна минутка занятия не была потрачены зря. Можно привести слова Протагора: «Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства».
Используемая литература: Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду».- М.: Мозаика – Синтез, 2005.
О.В. Кацер. «Игровая методика обучения детей пению». - Учебно-методическое пособие. — СПб.: Музыкальная палитра, 2005. — 47 с.
С. И. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 3 – 4 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.
С. И. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 4 – 5 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 97 с.
С. И. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 5 – 6 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 95 с.
С. И. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 6 – 7 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение пению детей старшего дошкольного возраста
В процессе пения развиваются следующие музыкальные способности - тембровый и динамический слух, ладовое чувство, музыкальное и образное мышление, музыкальная память. В пении происходит общее развитие ...
Игровая методика обучения пению
Первые шаги от речи к пению.Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бе...
Статья на тему "ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Цель данной статьи – теоретическое обоснование и экспериментальная апробация адаптированной методики, разработанной на основании подходов и идей, которые автор считает не только интересными, но и необ...
Методика обучения пению детей подготовительной группы (6 – 7лет).
Среди множества способов воздействия на детское сердце важное место занимает песня. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активнее выражают свои эмоции; узнавая мир музыкальных звуков,...
«ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Статья "Игровая методика обучения пению детей дошкольного возраста" Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей ста...
Презентация "Методика обучения пению в детском саду"
Презентация "Методика обучения пению в детском саду"...
Презентация "Методика обучения пению в детском саду"
Презентация "Методика обучения пению в детском саду"...