Противоречия в количестве. (ТРИЗ)
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Цель: активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации,
формировать понимание относительности количества.
Материалы: кукла – клоун, конфета большая (в ней маленькие по количеству детей), картинки МНОГО-МАЛО.
Ход действия:
Приходит кукла-клоун с конфетой.
Кукла-клоун: Здравствуйте ребята!
Воспитатель и дети: Здравствуй клоун!
Кукла-клоун: Я принёс конфету, хочу ребят угостить.
Воспитатель: У тебя только одна конфета, а у нас ребят посмотри много.
Кукла-клоун: Разве это много?! Вот в цирке действительно много, а у вас мало!
Воспитатель: Нет! Мало, это когда дома: один или два, а у нас двадцать – это много!
Кукла-клоун: Ребята, а как вы сами думаете: вас много или мало?
(Дети отвечают. В процессе обсуждения дети формулируют вывод: и много, и мало. Смотря в сравнении с количеством детей в группе и в цирке. )
Воспитатель: Одной конфеты на всех, конечно мало.
Кукла-клоун: А может ли быть такое, что этой конфеты для кого-то будет много?
Воспитатель: Конечно, может! Для кого одна конфета – это много?
Дети отвечают.
Кукла-клоун: А один арбуз – это много или мало?
Воспитатель: И много и мало. Смотря для кого. Для кого?
Дети отвечают.
Кукла-клоун: А целая бочка воды?
Дети: И много и мало (отвечают)
ИГРА «МНОГО – МАЛО»
Воспитатель называет (показывает) различные ситуации, дети должны соответственно отреагировать. Если МНОГО – руки развести широко в стороны, МАЛО – ладони сблизить, ДОСТАТОЧНО – рука на руку.
- одно ведро воды для муравья?
- одно ведро воды для слона?
- одно солнце в небе?
- один самолёт в небе?
- одна мама для ребёнка?
- один ребёнок у мамы?
- один дом для всех людей?
- одна нога для человека?
- одна ножка у гриба?
- и др.
(желательно вначале отработать жесты)
Кукла-клоун: Одна конфета для всех детей – это мало, потому что на всех не хватит. Если будет конфет много – хватит всем. Выходит, когда чего-то мало – это плохо, а когда много – то хорошо.
Воспитатель: Интересный вывод! А ещё другие примеры такие есть?
Дети отвечают.
Кукла-клоун: Правильно! Игрушки, подарки, сладости.
Воспитатель: Но если ты съешь очень много сладостей, то ведь можно заболеть? Получается так: мало – плохо, много – хорошо, а если очень много – то опять плохо.
Кукла-клоун: А бывает ли наоборот: что чего-то мало, и это хорошо, лучше, чем, если было бы много?
Воспитатель: Конечно, бывает! Если ты упал, как лучше – когда мало, слегка ударился или много и сильно?
Кукла-клоун: Конечно, если мало – лучше!
Воспитатель: А если тебе что-нибудь невкусное дают, что лучше: много или мало?
Дети отвечают.
Кукла-клоун: Мало, мало! А если совсем не дают – ещё лучше!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете примеры, когда чего-то мало и это хорошо?
Дети отвечают.
Кукла-клоун: А я кажется, понял! Если что-то нам нравится, приятно – то когда его мало – это плохо, а когда много – хорошо. А если что-то неприятное, плохое – то хорошо, когда его поменьше.
- дают горькое лекарство,
- хвалят,
- ругают,
- ведут в гости,
- ведут в цирк,
- оставляют оного дома,
- и тд.
Воспитатель: Спасибо тебе клоун, что пришёл сегодня в гости. Но что же делать нам с конфетой? Детей много, а конфета одна.
Кукла-клоун: А мы сейчас развернём эту одну большую и посмотрим, что в ней внутри.
(Разворачивают, а в ней много маленьких конфет, раздают детям.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Противоречия в количестве.
Конспект НОД для детей с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Материал взят из книги С. Гин "Занятия по ТРИЗ в детском саду"....
Доклад "ТРИЗ - противоречия".
Небольшой доклад как лучше овладеть "Методом противоречий"....
Занятие по ТРИЗ "Противоречия в колличестве"
Активизация мышления путём разрешения проблемной ситуации....
Триз: тренинг на выявление и формулирование противоречий
Предлагаю вашему вниманию тренинг на выявление и формулирование противоречий, состоящий из 12 различных упражнений...
Конспект НОД "Друзья, которые любят противоречить друг другу" (с элементами Триз)
Формирование знаний детей о свойствах металла и дерева, развивать логическое мышление....
Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ (противоречия в предметах) по теме: «Волшебный сундучок зимы».
Цели:1. учить детей формировать умение разрешать противоречия; учить находить в одном объекте противоположное значение какого-либо признака; активизировать использование антонимов в речи.2...