Мастер-класс «Зарядись позитивом!» (профилактика эмоционального выгорания)
материал на тему

Залесская Надежда Михайловна

 

Мастер-класс «Зарядись позитивом!»

(профилактика эмоционального выгорания)

 

Педагог-психолог:

Залесская Надежда Михайловна

МБДОУ д/c №16

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Зарядись позитивом!»

(профилактика эмоционального выгорания)

Педагог-психолог:

Залесская Надежда Михайловна

МБДОУ д/c №16

Ноябрь 2017г

        


Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к.  профессия педагога обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств педагога, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что педагога не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

        В современных условиях деятельность педагога буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность,  недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа педагог должен иметь внутренние ресурсы.

        Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.

        Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

        Задачи:

- познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;

- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

- совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

        В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки:

- В области Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок.

- В области Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, недостаточной оценки окружающими собственных трудовых усилий.

- В области Действия: стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

        Сегодня я хочу показать несколько техник, способов управления своим внутренним состоянием и зарядить Вас позитивом.

        Чтобы начать работу, посмотрим, какое настроение и самочувствие у Вас преобладает в настоящий момент.

        Карточки «Значение цвета»

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый – тревожность и негативное состояние.

Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».  

        Уважаемые коллеги! Мы сегодня проведем  с вами  мини-опросник, который покажет есть ли у вас риск  профессионального выгорания. Пожалуйста, возьмите бланк опросника и определите степень выраженности исходя из 100%. Если у вас имеются параметры по которым вы удовлетворены меньше 70%, то у вас есть риск профессионального выгорания.

        Инструкция:  Оцените степень удовлетворенности предложенными параметрами  в настоящее время. Каждый параметр оценивается из расчета 100 %

Зарплата -____%

Удовлетворенность результатами деятельности-____%

Оценка моей деятельности значимыми для меня людьми-____%

Удовлетворенность эмоциональным климатом-____%

Удовлетворение принадлежностью к профессиональному сообществу-____%

Соответствие профессии моим ценностям-____%

Упражнение «Карандаши»

Материалы: карандаши, по одному на пару.

        Суть упражнения состоит в удержании карандаша или ручки, зажатых между пальцами стоящих рядом участников.

        Разделимся на пары, встанем друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки и попытаемся удержать карандаш, прижав его концы подушечками пальцев. Задание: не выпуская карандаш, двигать руками вверх-вниз, взад-вперед, вправо, влево. Усложним задание: встанем в круг, карандаши зажмём между подушечками указательных пальцев соседей. Выполним задания:

— Поднять руки, опустить их.

— Вытянуть руки вперед, отвести назад.

— Присесть, встать.

        Обсуждение

• Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши не выпадали?

• На что ориентироваться при выполнении этих действий?

• Как установить необходимое взаимопонимание?

Вывод: В игровой форме мы пытаемся развивать необходимые для сотрудничества и взаимопонимания умения, например координировать совместные действия с окружающими, «чувствовать» человека, который находится рядом. Такие умения необходимы и для достижения успеха при работе в группе.

Упражнение «Похвали себя».

        Цель: сплочение коллектива, формирование доверия, осознание личностных ресурсов.

Время 5-7 мин.

        Каждому участнику (в порядке личной инициативы) нужно выйти в центр круга и хвалить себя не менее 1 минуты. А остальные слушают и отмечают “точки роста”. А все ли знают, что значит хвалиться? Это преувеличение своих достоинств и способностей, достижение, а не хвала своими детьми, мужем и т.п. Группа решает, по какой системе оценивания будет оценено каждое выступление (с аргументацией ответа). Отмечается общение глаза в глаза, умение говорить без остановки в течение 1?; не соскакивание на “Я люблю …”, уверенность в голосе, аргументация.

        Наше занятие подходит к концу. Коллеги, я желаю вам заботиться о своём психическом здоровье. Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои школьные нагрузки. Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой. Проще относитесь к конфликтам на работе.

        Американский психолог Д. Карнеги предлагает «Формулу на сегодня»:

1. Именно сегодня! Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает.

2. Именно сегодня! Я позабочусь о своём организме.

3. Именно сегодня! Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума.

4. Именно сегодня! Я ко всему буду доброжелательно настроен.

5. Именно сегодня! Я намечу программу своих дел.

6. Именно сегодня! Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня. Итак, ваш лучший день сегодня!

        «Аффирмация от усталости»:

Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.

С каждым днем я люблю себя все больше и больше.

У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.

Я уникальна во всей Вселенной.

Я единственная в своем роде и неповторимая.

Таких, как я, больше нет.

Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.

Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.

Я – хозяйка своей жизни.

Я – свободная личность.

        Подходит к завершению наш тренинг. Мы узнали очень много нового и интересного о себе, о других, о жизни.  Мы вместе многому научились. Старайтесь чаще испытывать радость, ценить каждое мгновение жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов

        Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к.  профессия учителя обладает огромной социально...

Мастер-класс «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Мастер-класс направлен на создание условий для профессионального самосовершенствования  педагогов-психологов по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ....

Мастер-класс «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов через познание внутреннего мира, раскрытие собственного «Я»»

На базе детского сада №1 "Улыбка" опробированы релаксационные методики для педагогов. Воспитатели осуществили погружение в свой собственный мир, изучили приемы саморегуляции....

Конкурс образовательных инициатив Мастер - класс для педагогов ДОУ "Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование арт - педагогических техник".

"Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использованиеарт-педагогических техник".(в рамках региональной научно – практической конференции «Итоги и перспективы введени...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер -класс для педагогов по профилактике выгорания "Зарядись позитивом!"

Мастер-класс «Зарядись позитивом!»(профилактика эмоционального выгорания)  Актуальность темы: Профессия учителя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенс...

Мастер-класс для педагогов по профилактике эмоционального выгорания "Помоги себе сам"

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное и эмоциональное выгорание. У педагогов эти два понятия тождественны. В материале, представленном ниже, описываются методы ...