Мастер-класс «Зарядись позитивом!» (профилактика эмоционального выгорания)
материал на тему
Мастер-класс «Зарядись позитивом!»
(профилактика эмоционального выгорания)
Педагог-психолог:
Залесская Надежда Михайловна
МБДОУ д/c №16
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер класс " Зарядись позитивом" | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Зарядись позитивом!»
(профилактика эмоционального выгорания)
Педагог-психолог:
Залесская Надежда Михайловна
МБДОУ д/c №16
Ноябрь 2017г
Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия педагога обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств педагога, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что педагога не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.
В современных условиях деятельность педагога буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа педагог должен иметь внутренние ресурсы.
Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.
Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.
Задачи:
- познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
- совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки:
- В области Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок.
- В области Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, недостаточной оценки окружающими собственных трудовых усилий.
- В области Действия: стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
Сегодня я хочу показать несколько техник, способов управления своим внутренним состоянием и зарядить Вас позитивом.
Чтобы начать работу, посмотрим, какое настроение и самочувствие у Вас преобладает в настоящий момент.
Карточки «Значение цвета»
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый – тревожность и негативное состояние.
Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
Уважаемые коллеги! Мы сегодня проведем с вами мини-опросник, который покажет есть ли у вас риск профессионального выгорания. Пожалуйста, возьмите бланк опросника и определите степень выраженности исходя из 100%. Если у вас имеются параметры по которым вы удовлетворены меньше 70%, то у вас есть риск профессионального выгорания.
Инструкция: Оцените степень удовлетворенности предложенными параметрами в настоящее время. Каждый параметр оценивается из расчета 100 %
Зарплата -____%
Удовлетворенность результатами деятельности-____%
Оценка моей деятельности значимыми для меня людьми-____%
Удовлетворенность эмоциональным климатом-____%
Удовлетворение принадлежностью к профессиональному сообществу-____%
Соответствие профессии моим ценностям-____%
Упражнение «Карандаши»
Материалы: карандаши, по одному на пару.
Суть упражнения состоит в удержании карандаша или ручки, зажатых между пальцами стоящих рядом участников.
Разделимся на пары, встанем друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки и попытаемся удержать карандаш, прижав его концы подушечками пальцев. Задание: не выпуская карандаш, двигать руками вверх-вниз, взад-вперед, вправо, влево. Усложним задание: встанем в круг, карандаши зажмём между подушечками указательных пальцев соседей. Выполним задания:
— Поднять руки, опустить их.
— Вытянуть руки вперед, отвести назад.
— Присесть, встать.
Обсуждение
• Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши не выпадали?
• На что ориентироваться при выполнении этих действий?
• Как установить необходимое взаимопонимание?
Вывод: В игровой форме мы пытаемся развивать необходимые для сотрудничества и взаимопонимания умения, например координировать совместные действия с окружающими, «чувствовать» человека, который находится рядом. Такие умения необходимы и для достижения успеха при работе в группе.
Упражнение «Похвали себя».
Цель: сплочение коллектива, формирование доверия, осознание личностных ресурсов.
Время 5-7 мин.
Каждому участнику (в порядке личной инициативы) нужно выйти в центр круга и хвалить себя не менее 1 минуты. А остальные слушают и отмечают “точки роста”. А все ли знают, что значит хвалиться? Это преувеличение своих достоинств и способностей, достижение, а не хвала своими детьми, мужем и т.п. Группа решает, по какой системе оценивания будет оценено каждое выступление (с аргументацией ответа). Отмечается общение глаза в глаза, умение говорить без остановки в течение 1?; не соскакивание на “Я люблю …”, уверенность в голосе, аргументация.
Наше занятие подходит к концу. Коллеги, я желаю вам заботиться о своём психическом здоровье. Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои школьные нагрузки. Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой. Проще относитесь к конфликтам на работе.
Американский психолог Д. Карнеги предлагает «Формулу на сегодня»:
1. Именно сегодня! Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает.
2. Именно сегодня! Я позабочусь о своём организме.
3. Именно сегодня! Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума.
4. Именно сегодня! Я ко всему буду доброжелательно настроен.
5. Именно сегодня! Я намечу программу своих дел.
6. Именно сегодня! Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня. Итак, ваш лучший день сегодня!
«Аффирмация от усталости»:
Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.
С каждым днем я люблю себя все больше и больше.
У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.
Я уникальна во всей Вселенной.
Я единственная в своем роде и неповторимая.
Таких, как я, больше нет.
Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.
Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.
Я – хозяйка своей жизни.
Я – свободная личность.
Подходит к завершению наш тренинг. Мы узнали очень много нового и интересного о себе, о других, о жизни. Мы вместе многому научились. Старайтесь чаще испытывать радость, ценить каждое мгновение жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов
Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия учителя обладает огромной социально...
Мастер-класс «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Мастер-класс направлен на создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов-психологов по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ....
Мастер-класс «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов через познание внутреннего мира, раскрытие собственного «Я»»
На базе детского сада №1 "Улыбка" опробированы релаксационные методики для педагогов. Воспитатели осуществили погружение в свой собственный мир, изучили приемы саморегуляции....
Конкурс образовательных инициатив Мастер - класс для педагогов ДОУ "Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование арт - педагогических техник".
"Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использованиеарт-педагогических техник".(в рамках региональной научно – практической конференции «Итоги и перспективы введени...
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Мастер -класс для педагогов по профилактике выгорания "Зарядись позитивом!"
Мастер-класс «Зарядись позитивом!»(профилактика эмоционального выгорания) Актуальность темы: Профессия учителя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенс...
Мастер-класс для педагогов по профилактике эмоционального выгорания "Помоги себе сам"
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное и эмоциональное выгорание. У педагогов эти два понятия тождественны. В материале, представленном ниже, описываются методы ...