Главные вкладки
Мастер-класс для педагогов по профилактике эмоционального выгорания "Помоги себе сам"
консультация
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное и эмоциональное выгорание. У педагогов эти два понятия тождественны. В материале, представленном ниже, описываются методы и приемы, которые можно использовать в качестве профилактической помощи самому себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 30.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»
Мастер-класс для педагогов
«Помоги себе сам!»
Автор:
Шорохова Ю.Р.,
педагог-психолог
г. Канск
Ход мастер-класса
(Звучит музыка)
Добрый день, уважаемые коллеги! Перед тем, как начать послушайте притчу.
Притча про стакан
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"
- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.
- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?
- Ничего, - ответили студенты.
- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.
- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.
- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.
- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течение этого времени?
- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.
- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.
- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И, таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими, бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». Что, по-вашему, обозначает этот термин? Эмоциональное и профессиональное выгорание – это одно и то же?
Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе.
Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт - часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки - это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов.
Существует много техник и приемов для устранения или управления синдромом эмоционального выгорания. Сегодня я хочу показать несколько техник, способов управления своим внутренним состоянием и зарядить Вас позитивом.
Для начала давайте познакомимся.
Упражнение «Имя – профессиональное качество» (знакомство)
Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
По сигналу психолога педагоги начинают двигаться хаотично и здороваться со всеми, кто встречается на пути определенным образом:
- 1 хлопок – здороваемся за руку;
- 2 хлопка – здороваемся плечами;
- 3 хлопка – здороваемся спинами.
Для полноты тактильных ощущений устанавливается запрет на слова.
(Садимся на стулья)
Упражнение «Ранжирование». (Обсуждение только по желанию)
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам проранжировать следующие понятия»
- деньги,
- семья,
- дети,
- я,
- работа.
Вам необходимо поставить цифры «1»-напротив самого важного для вас понятия, «2»-напротив менее важного для вас в жизни и т.д.
Далее проводится обсуждение приоритетных выборов. При обсуждении подчеркивается самоценность человека, его «Я». Если «Я» находится на 4-5 местах - это может способствовать эмоциональному выгоранию.
Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, внутренне напрягается: зашкаливает давление, учащается пульс мышцы напрягаются, готовясь к действию, но… Действия-то не происходит. И «неотработанные» эмоции запечатлеваются в теле – вот и ходит человек, жалуясь «на сердце», на «гипертонию», а в мышцах, как след неотреагированных эмоций, образуются участки «застывшего» напряжения, или повышенного мышечного тонуса. Возникают мышечные зажимы. А это может привести к: усталости, сниженному настроению, раздражительности или апатии, нарушению сна, психосоматическим заболеваниям (гипертоническая болезнь, стенокардия, язва желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания: экзема, нейродермит, псориаз).
Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят клин клином вышибают и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.
Упражнение «Лимон»
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Необходимо встать, руки поднять вверх и закрыть глаза. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Во всех приёмах снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию. Древняя китайская медицина гласит, что все болезни от неправильного дыхания. Обычно наше дыхание поверхностное. Примерно 1/3 часть объёма лёгких наполняется чистым воздухом. Необходимо каждому человеку овладеть комплексом «Дыхательной гимнастики».
(Упражнение делаем стоя под музыку)
Ровное дыхание
Это очень простое дыхательное упражнение, выполнять его можно в любом месте и в любое время. Оно помогает успокоить центральную нервную систему, что, в свою очередь, усиливает внимание и уменьшает признаки тревоги и стресса. Эта техника особенно полезна в моменты, когда вы чувствуете раздражение и гнев или если долго не можете заснуть.
Итак:
- Вдохните через нос, сосчитав до четырех.
- Задержите дыхание.
- Выдохните через нос, также сосчитав до четырех.
Если вы едва сдерживаете гнев, можете выдыхать через рот.
Когда вы привыкнете считать до четырех, начинайте увеличивать счет во время вдоха и выдоха до шести, а потом до восьми.
Брюшное (диафрагмальное) дыхание
Большинство из нас забыли, как правильно дышать. Мы дышим ртом: поверхностно, неглубоко, практически не используя диафрагму. При таком дыхании задействована только верхняя часть легких и мы недополучаем кислород. Дыша глубоко, вы не только увеличиваете количество вдыхаемого кислорода, но и подготавливаете себя к практикам концентрации и медитации.
1. Положите одну руку на грудь, а другую на живот. Когда вы делаете глубокий вдох, рука на животе должна приподниматься выше, чем рука на груди. Это гарантирует, что диафрагма наполняет легкие воздухом полностью.
2. После выдоха через рот сделайте медленный глубокий вдох через нос, сосчитав до четырех или до пяти, и задержите дыхание на 4-5 секунд.
3. Медленно выдохните через рот на счет пять.
Когда воздух выйдет и мышцы брюшной полости расслабятся, напрягите их, чтобы избавиться от остатков воздуха
4. Повторите цикл еще четыре раза (в общей сложности вы сделаете пять глубоких вдохов), а затем постарайтесь делать один вдох каждые десять секунд (то есть шесть вдохов в минуту).
Когда вы освоите эту технику, можно будет включать в упражнение слова: например, вдыхать на слове «релаксация» и выдыхать на «стрессе» или «гневе». Идея в том, чтобы во время вдоха вы как бы поглощали позитивную эмоцию, а на выдохе выпускали негативную.
Следующий метод профилактики эмоционального выгорания – это арттерапия. Название метода, говорит о непосредственной связи с творчеством, самовыражением и свободой.
Вот, допустим, случился у вас неприятный разговор. Как снять не очень хороший осадок после такого разговора? Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.
После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, пересчитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.
Арттерапия «Рисунок музыки»
Под музыку педагоги должны изобразить на листе бумаги, карандашами или красками ассоциации, которые возникли в процессе прослушивания.
К эмоциональному выгоранию всегда приводит стресс, особенно часто испытываемый. Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье. И не менее важным является умение избавляться от негативных чувств и эмоций.
Упражнение «Ведро мусора»
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
Чтобы расслабиться, снять физическое и эмоциональное напряжение можно использовать медитацию, аутотренинг. Предлагаю вам воспользоваться таким методом.
(Ведущий предлагает участникам занятия сесть как можно удобнее, при желании закрыть глаза, глубоко вдохнуть несколько раз и расслабиться).
Ведущий: Представьте, что вы стоите на солнечной лесной полянке. Посмотрите, какая она — большая или маленькая? Какие цветы на ней растут, есть ли там кусты и деревья, ягоды? (Чтобы участникам было удобнее представить поляну, можно включить спокойную музыку.)
Представьте, что над вами появилась волшебная радуга. Она очень красивая. Посмотрите, как играют ее цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Вы поднимаете руки, и один цвет радуги, нужный вам именно сейчас, опускается на ваши ладони. Вообразите, как поток этого цвета наполняет вас... Вот вы уже полностью окрашены в этот цвет... Он дарит вам свои свойства, вы купаетесь в нем... Почувствуйте, что дает вам этот цвет...
А сейчас цвет радуги поднимается вверх и возвращается на свое место. Можете мысленно помахать ему рукой и возвращайтесь сюда, в нашу комнату... Откройте глаза, потянитесь, расправьте плечи, можете подвигать руками и ногами... Прошу вас поделиться тем, что вы почувствовали во время этого упражнения, какой цвет был вами выбран.
Участники рассказывают о выбранном цвете и своих чувствах, ведущий поясняет значение каждого цвета.
- Красный — жизнеспособность, сила, выносливость.
- Оранжевый — бодрость, радость, эмоциональность.
- Желтый— вдохновляющий, способствует развитию интуиции.
- Зеленый — исцеление, гармония, сострадание. Способствует развитию эмпатии и любви к ближнему.
- Голубой — спокойствие. Способствует снятию напряжения и расслаблению.
- Синий — мышление и творчество. Помогает генерировать больше творческих идей.
- Фиолетовый — вдохновение. Помогает создавать новые концепции, изобретать.
Чаще хвалите и балуйте себя.
Устранению синдрома эмоционального выгорания способствуют объединяющие коллектив способы, например игры)
Упражнение «Карандаши»
Материалы: карандаши, по одному на пару.
Суть упражнения состоит в удержании карандаша или ручки, зажатых между пальцами стоящих рядом участников.
Разделимся на пары, встанем друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки и попытаемся удержать карандаш, прижав его концы подушечками пальцев. Задание: не выпуская карандаш, двигать руками вверх-вниз, взад-вперед, вправо, влево. Усложним задание: встанем в круг, карандаши зажмём между подушечками указательных пальцев соседей. Выполним задания:
— Поднять руки, опустить их.
— Вытянуть руки вперед, отвести назад.
— Присесть, встать.
Обсуждение
• Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши не выпадали?
На что ориентироваться при выполнении этих действий?
• Как установить необходимое взаимопонимание?
Вывод: В игровой форме мы пытаемся развивать необходимые для сотрудничества и взаимопонимания умения, например, координировать совместные действия с окружающими, «чувствовать» человека, который находится рядом. Такие умения необходимы и для достижения успеха при работе в группе.
Упражнение «Бусы» (запасное)
Стоя в кругу, держась за руки – это «бусы». По сигналу: «Бусы рассыпались!», педагоги под музыку расцепляются, свободно кружатся по залу. Затем психолог собирает «бусы»: по очереди подходит к любому из участников, берет за руку, и далее так составляется вся цепочка.
Заключительная часть
Наше занятие подходит к концу. Коллеги, я желаю вам заботиться о своём психическом здоровье. Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки. Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой. Проще относитесь к конфликтам на работе.
Рефлексия
«Чемодан, корзина, мясорубка»
Участникам предлагаются три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. Также участникам предлагаются листочки (по 3 каждому). На первом листочке (который приклеивается затем к плакату с изображением чемодана) участники пишут самое важное впечатление, которое они получили после участия в мастер-классе - это то, что они готовы забрать с собой и использовать в своей деятельности. На втором листочке участники мастер-класса пишут то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусорную корзину», т.е. прикрепить ко второму плакату. На третьем листе участники пишут то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, отправляется к плакату «мясорубка». Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»
Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:· Познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...
Конкурс образовательных инициатив Мастер - класс для педагогов ДОУ "Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование арт - педагогических техник".
"Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использованиеарт-педагогических техник".(в рамках региональной научно – практической конференции «Итоги и перспективы введени...
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят...
Методическая разработка "Тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
В тренинге предоставлена самодиагностика подверженности профессиональному выгоранию; упражнения для осознания педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; упражнения по освоению эффективных способов...
Мастер - класс: Тренинг для педагогов «Воздушный шарик». Профилактика профессионального выгорания.
Тренинг, направленный на снятие эмоционального напряжения, укрепление психологического здоровья педагога....
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Сохраняя себя»
Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.Синдром эмоцио...