Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов
методическая разработка на тему
Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что педагога не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_andreeva_1.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад присмотра и оздоровления № 123 Центрального района Санкт-Петербурга
Мастер-класс
по профилактике профессионального выгорания педагогов.
Педагог-психолог
ГБДОУ №123
Андреева Анжелика Евгеньевна
Санкт-Петербург 2012 г.
Профилактика профессионального выгорания педагогов.
Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что педагога не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.
В современных условиях деятельность педагога буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа педагог должен иметь внутренние ресурсы.
Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.
Работа с педагогами проводится в форме тренинга. Курс рассчитан на 2 месяца с периодичностью занятий 2 раза в неделю, время занятия 1.30-2.30ч, всего 8 занятий. Количество участников группы 5-10 человек. Данный тренинг является первым этапом. Занятия проводятся в свободное время, по личному желанию участников. Ограничений по группе здоровья нет. Психолог поддерживает участников и вселяет в них уверенность. В ходе реализации программы деятельности психолога ожидаются следующие результаты:
1. Улучшение психологического климата в коллективе.
2. Снижение личной тревожности педагогов.
3. Повышение самооценки и уверенности в себе.
Ход тренинга.
1этап. Приветствие участников тренинга.
Предварительная подготовка: В середине зала расставить большие стулья, в форме круга по количеству участников. По периметру зала поставить маленькие столы и стулья для арт-терапевтических упражнений.
Цель: установление эмоционального контакта между участниками, создание комфортной атмосферы для работы.
Время 10мин.
Инструкция:
Все участники рассаживаются по кругу. Психолог приветствует участников тренинга и просит всех назвать свое имя и рассказать о своем хобби и о своих положительных качествах.
2 этап. История вопроса.
Метод: беседа, мини-лекция.
Цель: актуальность проблемы
Время 10 мин.
Уважаемые коллеги! Мы сегодня с вами собрались на тренинг по профилактике профессионального выгорания. Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что учителя не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.
В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа учитель должен иметь внутренние ресурсы.
Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.
3этап. Определение цели и задачи мастер-класса.
Мы сегодня с вами проведем один из тренингов, цель которого, повысить вашу самооценку, доставить удовольствие от общения, найти в себе больше достоинств и понять, какие внутренние ресурсы у вас есть. Программа ТРЕНИНГА направлена на профилактику эмоционального выгорания для педагогов с большим стажем работы и испытывающих эмоциональное выгорание. Продолжительность тренинга 1,5–2,5 месяца с периодичностью занятий 1 раз в неделю ( 1 раз в 2 недели). Каждое занятие рассчитано на 1.30 часов, всего 8 занятий. Количество участников тренинговой группы 8 - 10 человек. Формирование группы происходит по результатам диагностики.
4 этап. Анкетирование.
Оборудование: бланки опросника, ручки.
Время 10 мин.
Уважаемые коллеги! Мы сегодня проведем с вами мини-опросник, который покажет есть ли у вас риск профессионального выгорания. Пожалуйста, возьмите бланк опросника и определите степень выраженности исходя из 100%. Если у вас имеются параметры по которым вы удовлетворены меньше 70%, то у вас есть риск профессионального выгорания.
Приложение 1 (анкета)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Инструкция: Оцените степень удовлетворенности предложенными параметрами в настоящее время. Каждый параметр оценивается из расчета 100 %
Зарплата -____%
Удовлетворенность результатами деятельности-____%
Оценка моей деятельности значимыми для меня людьми-____%
Удовлетворенность эмоциональным климатом-____%
Удовлетворение принадлежностью к профессиональному сообществу-____%
Соответствие профессии моим ценностям-____%
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5 этап. Упражнение «Похвали себя».
Цель: сплочение коллектива, формирование доверия, осознание личностных ресурсов.
Время 5-7 мин.
Каждому участнику (в порядке личной инициативы) нужно выйти в центр круга и хвалить себя не менее 1 минуты. А остальные слушают и отмечают “точки роста”.
А все ли знают, что значит хвалиться? Это преувеличение своих достоинств и способностей, достижение, а не хвала своими детьми, мужем и т.п.
Группа решает, по какой системе оценивания будет оценено каждое выступление (с аргументацией ответа). Отмечается общение глаза в глаза, умение говорить без остановки в течение 1?; не соскакивание на “Я люблю …”, уверенность в голосе, аргументация.
6 этап Арт-терапия.
Группа делится на 2 подгруппы. Со второй подгруппой работает сотренер.
Инструкция: Сейчас сидя в кругу, мы разделимся на две подгруппы по считалке зима-лето. Все кто зима идут работать с фольгой, кто лето идут рисовать.
В зале приготовлены столы, маленькие стулья и материал для работы по подгруппам.
Работа с фольгой
Материал: фольга, ножницы, спокойная музыка.
Время: 30мин.
Цель: повышение самооценки и значимости каждого участника группы.
Используйте фольгу для выражения актуальных в данный момент чувств. Это может быть: тактильное освоение фольги, сжимание, разглаживание, разрывание, формообразование, бросание и пр. Варианты работы:
- Создайте скульптурное изображение, на тему: Я памятник себе воздвиг……..
После выполнения задания каждый участник группы представляет свою работу. Важно, чтобы каждый участник сказал, за что он себе воздвиг памятник, нравится ли он ему? Если участнику будет трудно, найти в себе достоинства, ему необходимо помочь.
Упражнение «Создание маски»
Цель: развитие самоинтереса, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими, принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии, повышение самооценки.
Материалы: бумага (белая и цветная), картон, ножницы, краски, карандаши, кисточки, , аудиопроигрыватель, спокойная музыка, презентация или изображения масок.
Время: 30 мин.
Процедура: Маски издревле создавались для того, чтобы отразить какой-то образ. Ваша маска должна отражать то, что, на ваш взгляд, видят в вас – ваши положительные и отрицательные стороны. Нарисуйте на листе овал лица, глаза, рот и, используя любые материалы, сделайте маску. Маска есть олицетворение архетипа «Персона». Я себя так презентую миру. Человек, живущий в социуме, необходимо имеет определенный набор масок как один из копинг-механизмов. Маска – это то, что дает возможность спрятаться, «замаскироваться», не показать себя настоящего. Целью процесса психологического развития, процесса индивидуации является снятие всяких и всяческих масок, идентичность самому себе, аутентичность. Психотерапевтическая помощь становится необходимой в тех случаях, когда: масок слишком мало (низкая адаптивность), масок слишком много (низкая адаптивность), ношу чужие маски (сценарные проблемы), путаю маску со своим собственным лицом (низкая аутентичность), не знаю, для чего мне эта маска (дезадаптивные паттерны поведения) и т.п. Следовательно, использование масок в психотерапии (арт-терапии) чрезвычайно широко: при работе со взрослыми и подростками, в групповой и индивидуальной работе, в работе с самым широким спектром проблем, вплоть до психосоматических расстройств. Способы изготовления масок: рисование на бумаге, картоне, пластике; использование готовых масок; изготовление из папье-маше, глины, гипса и пр. Помним, что каждый материал имеет свою внутреннюю метафору.
Вопросы для обсуждения:
- Что это за маска? Как бы вы ее назвали, или охарактеризовали?
- Что видят друзья, когда они смотрят на маску?
- Что маска им показывает?
- Что ей хотелось бы показать?
- Чего маска не хочет показывать?
- Чего маска боится?
- Какое самое заветное у маски желание?
После арт-терапевтических упражнений рефлексия.
Упражнение «Закончи фразу».
Цель: обобщение полученного опыта.
Инструкция: Предложить участникам продолжить фразы:
«Я почувствовала……»
«Я сегодня узнала…….»
«Я удивлена…………»
После этого упражнения происходит обмен мнениями.
Упражнение: «Мое отношение к тренингу».
Цель: Получение обратной связи от участников.
Время 10 мин.
Уважаемый участник! На протяжении нескольких занятий Вы являлись
участником тренинга. Ваше мнение о эффективности тренинга очень ценно для нас. Полученные данные будут использоваться в совершенствовании материалов тренинга. Благодарим Вас за активное участие и интерес, проявленный к изучению темы. Напишите, пожалуйста, какое значение имел для вас тренинг.
«Напутствие»
Цель: закрепление позитивного настроя, визуализация ресурсов.
Время 5 мин.
Подходит к завершению наш тренинг. Мы узнали очень много нового и интересного о себе, о других, о жизни. Мы вместе многому научились. Старайтесь чаще испытывать радость, ценить каждое мгновение жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Мастер-класс направлен на создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов-психологов по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ....
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Мастер – класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Практическое занятие, направленное на сохранение физического, психологического, социального здоровья педагога....
Мастер-класс «Зарядись позитивом!» (профилактика эмоционального выгорания)
Мастер-класс «Зарядись позитивом!»(профилактика эмоционального выгорания) Педагог-психолог:Залесская Надежда МихайловнаМБДОУ д/c №16...
Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов
Повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов...
Мастер-класс на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. эта профессия обладает огромной социальной важностью. В последние годы резко возрос инт...