Конкурс образовательных инициатив Мастер - класс для педагогов ДОУ "Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование арт - педагогических техник".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему
"Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использованиеарт-педагогических техник".
(в рамках региональной научно – практической конференции «Итоги и перспективы введения ФГОС общего и дошкольного образования»)
Цель: Актуализирование психолого-педагогических знаний специалистов через использование в практической деятельностиарт-педагогических техник.
Задачи:
· Создать условия для положительного эмоционального климата педагогов, используяарт-педагогическиетехники (работа с фольной, изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, игротерапию, психотренинги, эмпатия (перевоплощение) и т. д., как одну из форм организации мастер – класса.
· Систематизировать знания педагогов об арт-педагогических техниках для детей, как о серьёзной форме профилактики эмоциональных расстройств.
· Обучить педагогов применять в своей педагогической практике разные арт-педагогическиетехники.
· Способствовать развитию профессионально-творческой активности и компетентности через раскрытие внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы педагог-ребёнок-родитель.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов:
"Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование арт-педагогических техник".
(в рамках региональной научно – практической конференции «Итоги и перспективы введения ФГОС общего и дошкольного образования»)
Автор: Лаптева Жанна Владимировна
Педагог – психолог МАДОУ № 9 « Росинка »
Дата проведения: 25 апреля 2015 года.
Место проведения: г. Чита
Продолжительность мастер – класса: 15-20 минут.
Слайд 1
Вашему вниманию представляется мастер – класс на тему:
"Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование арт-педагогических техник".
Цель: Актуализирование психолого-педагогических знаний специалистов через использование в практической деятельности арт-педагогических техник.
Задачи:
- Создать условия для положительного эмоционального климата педагогов, используя арт-педагогические техники (работа с фольной, изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, игротерапию, психотренинги, эмпатия (перевоплощение) и т. д., как одну из форм организации мастер – класса.
- Систематизировать знания педагогов об арт-педагогических техниках для детей, как о серьёзной форме профилактики эмоциональных расстройств.
- Обучить педагогов применять в своей педагогической практике разные арт-педагогические техники.
- Способствовать развитию профессионально-творческой активности и компетентности через раскрытие внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы педагог-ребёнок-родитель.
Участники мастер – класса: педагоги ДО
Оснащение: мяч «Ёжик», мешочек «Мишка-Топтышка», коврик «Моё настроение», пиктограммы «Эмоции», рефлексия «Пирамида».
(Перед началом работы ознакомить всех присутствующих с основными правилами работы в группе (печатный экземпляр у каждого на столе).
Слайд 2
ПАМЯТКА участника мастер-класса: (установка для дошкольников, может служить организационным приёмом вводной части занятий).
1. Получи удовольствие.
2. Позволь себе быть свободным.
3. Будь доброжелателен к себе и другим.
4. Постарайся быть внимательным и активным.
5. Избегай оценок и суждений.
6. Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.
И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!
Содержание мастер – класса:
- Теоретическая часть
Вступительное слово
Проблема предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей встала в настоящее время особенно остро. Эмоции – это показатель общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Ребёнок вырастет психологически здоровым, если создать для него условия эмоционального благополучия, способствующего нормальному развитию личности ребенка для выработки у него положительных качеств и доброжелательного отношения к людям.
Сдайд 3
Арт-педагогика имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоциональной деятельности педагога и воспитанника в рамках ФГОС ДО.
Слайд4
Использование средств арт-педагогики дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических предпосылок УУД в разных видах деятельности (виды детской деятельности-формы работы педагогов с детьми: игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, муыкально-художественная, продуктивная и т. д. Личные исследования показали, что занятия, включающие средства арт-педагогики в воспитательно-образовательный процесс, дают больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, фольгу, музыку – мы можем помочь ребёнку дать выход своим эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Характер подобных встреч зависит от индивидуальных трудностей ребёнка.
Слайд 5
Разновидностями арт-техник для детей являются: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия (можно использовать манку), работа с фольгой, музыкотерапия, фототерапия.
Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает малышу познать своё предназначение.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Песочная терапия – одним из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Музыкальная терапия. Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
Фототерапия. Основное содержание фототерапии – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разного видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.
Работа с фольгой (фольготерапия) способствует развитию мелкомоторной функции, тем самым в последствии развиваются коммуникативные навыки, интеллект.
- Практическая часть
Слайд 6
1. Упражнение-приветствие «Радостная встреча»
Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона.
Инструкция: Тихо звучит музыка (как фон), все встают в круг.
- Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая мяч-ёжик. Каждый участник улыбнётся, передав мяч своему соседу, сопроводив речевой коммуникацией в виде комплемента. И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга.
2. Сюрпризный момент (появление мешочка «Мишка Топтышка») (педагог общается с Мишкой, как с живым персонажем).
Цель: развитие воображение, решение проблемной ситуации
Педагог: Посмотрите, кто пришёл к нам в гости, это наш друг Мишка Топтышка. Как вы думаете какое у него настроение?
Мишка Топтышка: Да, у меня много разных чувств и настроений, и они все перепутались. Что мне делать?
Педагог: Мы можем ему помочь, а как? (ответы, педагоги предлагают варианты).
3. Игровое упражнение «Поможем Мишке Топтышке» (игротерапия)
Цель: развитие воображения, образного восприятия, творческого креативного мышления, умение распознавать эмоции.
Инструкция: Приветствие героя и распознавание пиктограмм (педагоги достают из мешочка пиктограммы и узнают эмоции (радость, грусть, злость, удивление, страх)).
-Спасибо большое, вам, а сейчас, в знак благодарности, Мишка хотел бы пригласить вас в гости. А где живёт Мишка? Что мы можем увидеть в лесу (предполагаемые ответы).
4. Релаксационный тренинг «Дождь в лесу» (сказкотерапия, музыкотерапия с элементами массажа)
Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.
Инструкция: Участники встают в круг, друг за другом, им предлагается «превратиться» в деревья, закрыть глаза, послушать текст и по ходу выполнить действия.
- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (подняться на носочки, высоко поднять руки, перебирая пальцами). Вот подул лёгкий ветерок и деревья стали раскачиваться в разные стороны. Ветер принёс дождевые тучки, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди). Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
-Посмотрите, что это, как вы думаете (ответы).
5. Игра «Коврик моего настроения»
Цель: самодиагностика эмоционального состояния.
Инструкция: Педагоги проходят по кругу и дотрагиваются до светлого тона на коврике (хорошее настроение), тёмные тона (плохое настроение).
-Наше путешествие продолжается, мы попали на полянку настроения, а какое оно, нам поможет узнать волшебный коврик «Моё настроение».
6. Работа с фольгой
Цель: развитие творческой активности.
Инструкция: Педагогам предлагается из фольги сделать друзей для Мишки Топтышки (выполнение творческой работы) и придумать мини-сказку вовлекая «поцепочно» всех персонажей.
-У нас есть фольга, что мы можем из неё сделать? (ответы, например: сделать друзей для мишки).
- Заключительная часть
7. Рефлексия «Пирамида» (обратная связь)
Инструкция: Предлагается назвать личностные качества, которыми должен обладать педагог в процессе инновационной деятельности в рамках ФГОС ДО (ответы фиксируются построчно на пирамидке).
Список литературы
1.Алова Г.Н. Педагогика творчества: Учебное пособие. СПб., 1997.
2.Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003.
8.Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
17.Свистунова Е.В. Такие разные дети. М.: Стерео МИР, 2007.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 « Росинка»
Мастер – класс для педагогов
"Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование элементов арт-педагогических техник".
(в рамках региональной научно – практической конференции «Итоги и перспективы введения ФГОС общего и дошкольного образования»)
Составила:
педагог – психолог
Лаптева Ж. В.
г. Краснокаменск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для педагогов "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр"
С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать логические задачи, придумывать сказки и рассказы....
Мастер – класс для педагогов «Развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Организуя сотрудничество, педагоги должны помнить о самой главной идее обучения - учиться вместе. Обучениние в игре - самый эффективный способ достижения результата....
Мастер – класс для педагогов по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств. ...
Мастер – класс для педагогов по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей. ТЕОРЕТИЧ...
Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»...
Мастер-класс "Сохранение психологического и эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста через применение коррекционных здоровьесберегающих технологий"
Различного род технологии для сохранения психологического и эмоционального здоровья детей...
Мастер - класс для педагогов : «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Цель : знакомство педагогов с методами развития мелкой моторики рукдетей дошкольного возраста через нетрадиционные техники р исования...