Открытое занятие "Подводный мир Байкала"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Мурзина Анастасия Ивановна

Занятие проводила с детьми средней группы, присутствовало 10 детей. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя. Тема занятия: «Подводный мир Байкала». Это занятие комплексное, оно сочетает в себе образовательные области: познание, социализацию, труд, коммуникацию, художественную литературу, физическую культуру, художественное творчество и музыку. Разрабатывая данный конспект занятия, я прежде всего учитывала возрастные, психические, индивидуальные особенности детей средней группы Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов. Цель занятия обозначена как активизация умственных способностей детей, логического мышления, творческих способностей детей.  На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Путешествия к озеру Байкал, дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия. В ходе занятия я использовала наглядные, словесные и практические приёмы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи и художественно-эстетического восприятия. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. Тип занятия — комплексный. Что способствует решению поставленных задач в комплексе. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом дельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами и рисования. На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей. Метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы. Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы. Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных. Длительность занятия 20 мин, что соответствует нормам Сан ПИНа. Анализируя проведённое занятие, можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны. Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведённого на выполнения задания. Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако дети работали в своём темпе, творческое задание выполнили чуть позднее не из-за медлительности, а в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше. Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия и в практической части занятия, По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели бы поучаствовать в продолжении

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в подводное царство Байкала»

(средняя группа)

Программное содержание:

Познакомить детей с одним из уникальных озер нашего края и его  обитателями, закреплять знание  о рыбах. Закрепление знаний  о  свойствах воды. Расширить активный словарь детей слова:  голомянка, омуль, окунь, нерпа. Познакомить детей со свойствами воды: бесцветная, безвкусная, прозрачная. Развивать любознательность, мышление и речь детей.

Воспитывать экологическую культуру, любовь к родному краю.

Оборудование:   баночки  - 2 шт. с водой, камешки, картинки рыбок, песок, клей.

Ход занятия.

Сегодня пришло, нам ребята письмо.  Давайте его откроем и все узнаем, кто нам его написал.

«Здравствуйте, ребята! Я озеро Байкал – хозяин морских глубин, приглашаю вас к себе в гости. Буду рад нашей встречи.

Ребята, вы согласны отправиться в гости? (ответы детей)  Ну тогда отправляемся в путь.

Встаем друг за другом  и пойдем по кругу,

(обычная ходьба)

Обойдем потом цветы первоцветики весны,

(ходьба зигзагом)

Через бревнышки шагаем, выше ноги поднимаем,

(Ходьба через палки)

Нам придется  наклониться, чтобы за березоньку не зацепиться.

(подлезание под дугу)

Вот мы и пришли к озеру Байкал. (Изображение, с шумом воды) Физминутка: Продолжим наше путешествие к озеру Байкал.

Вот мы к озеру спустились, Дети образуют круг.

Наклонились и умылись. Наклоняются, трут лицо руками.

Раз, два, три, четыре - Изображают, что брызгают себе водой в лицо.

Вот как славно освежились.

Воспитатель: Ну что, ребята. Хотите совершить увлекательное путешествие? Но у нас нет такого транспорта, что же нам делать? А вот на чем мы отправимся в путешествие узнаем после того как, соединим цифры по порядку (дети работают на листе бумаги, каждый индивидуально). Давайте закроем глаза и представим, что мы стоим на берегу озера (звучит музыка: шум прибоя). Плещут волны, слышно как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и с тихим шёпотом откатываются назад. Ярко светит солнышко, его тёплые лучи ласкают наши лица и яркими бликами играют на воде. Откройте глаза. Мы с вами на берегу озера Байкал. Присядьте на нагретый солнцем песок, обратите внимание, ребята, мимо нас проплывают уникальные рыбки. Они обитают только здесь, в нашем озере Байкал.

Посмотрите, вот плывет омуль. Скажем все вместе, как называется рыбка? (омуль) Основная промысловая рыба на Байкале – ому. Он долгожитель среди рыб. Живет около 20 лет. У народов Сибири есть поверье: если тяжелобольному человеку провести по губам хвостом омуля, болезнь отступит. Омуль издавна был кормильцем жителей прибайкалья. Знали они и про то, что мясо этой рыбы очень полезно для здоровья, среди сибиряков до сих пор ходит поверье, что если рыбак опасно заболел, и медицина не знает способа помочь ему, достаточно поймать омуля и хвостом рыбы провести по губам умирающего. Это отпугнет болезнь и поставит рыбака на ноги. Красивая легенда, только подтверждающая то, что омуль не только вкусен, но и очень полезен. Омуль – пресноводная рыба. Каждый гость Сибири и озера Байкал обязательно познакомиться со вкусом этой деликатесной рыбы, которую любезно предложат жители. Ее готовят разнообразными способами, горячим и холодным копчением, консервируют и солят. Помимо омуля байкальского, существуют и другие

А вот плывет рыба, вы ее узнали? (ответы детей) Верно - щука. Назовите, все вместе как называется это рыба? (щука)

Посмотрите, вот проплывает окунь.  Артем, скажи, как называется эта рыба? (окунь)  Молодец! А это рыбка необычная – ее зовут голомянка. Вы ребята запомнили необычную рыбку. Как ее называют? (правильно  это голомянка) Голомянка – это чудо Байкала, красивая рыба. Голомянка живёт только в Байкале. 
-Голомянка любит холодную воду до 8 градусов, если температура повышается рыбка гибнет. 
-Рыбка бледно-розового цвета, полупрозрачная. 
Она бледно-розового цвета с отливающими всеми цветами радуги бликами. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи.

Ребята, а вот этого жильца вы все узнали. Кто это?  (ответы детей) Верно, это нерпа. Нерпа живёт только в озере Байкал, лежбище на Ушканьих островах. 
-У нерпы есть ласты и хвост. 
-У нерпы рождаются детёныши-бельки. 
-Нерпа спит в воде. 
-Нерпа ест рыбу, больше всего голомянку и бычков.
 У нас на пути байкальская нерпа. Нерпа - это тюлень, живущий в пресной воде. На берегу, нерпа передвигается с трудом, шагом человек может её догнать, зато в воде ловкая и быстрая. Нерпа прекрасно плавает и ныряет. Дышит она воздухом, поэтому каждые 8-12 минут поднимается к поверхности воды, набирая в лёгкие воздух. Пищу зверя составляют рыбы (бычки и голомянка). Зимой большинство нерп ведут одиночный образ жизни. Чтобы добывать корм они устраивают себе лунки во льду – продухи. Продухи нужны чтобы дышать воздухом, ведь зимой Байкал покрыт льдом. В марте, в снежном логове среди торосов льда нерпа рождает 1-2 детёнышей. Первые дни нерпята белого цвета, а через месяц – серебристо серые. Белых нерпят называют бельками. Бельки незаметны на льду, благодаря своей белой шкуре. Мама-нерпа плавает, ловит рыбу, но обязательно выходит на лёд покормить детёныша молоком.

 Вот мы и познакомились с подводным  миром Байкала. Давайте, еще раз их всех назовем.(дети перечисляют). Закрепим это загадками:

Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок,

Напчинается на О (омуль)

Бледно-розова, нежна

Студена вода нужна,

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает (голомянка)

Опасней всех она

Хитра, прожорлива, сильна

Притом такая злюка

\конечно, это (щука)

Драчун и  забияка, живет в оде

Колючки на спине

Его и щука не проглотит (окунь)

В нежном логове родится

Простудиться не боится

Подрастет. Начнет нырять,

 Шубку белую менять (нерпа)

Физкультминутка «Рыбки»

Рыбки, весело резвятся,

В чистой, тепленько водице,

раз сожмутся, разожмутся,

то зароются в песок.

Ребята, как вы думаете  какая вода в Байкале? Что может делать вода? (течь, бежать, капать, журчать, литься).  А какая вода нужна  нашим рыбам? (ответы детей) Давайте убедимся, что в нашем озере самая чиста и прозрачная вода.

Опыт №1. «Вода прозрачная »

На столе у воспитателя два стакана  с водой,  чашка с землей, камешки.

Воспитатель: (опускаю в первый стакан землю, перемешиваю) Ребята, что произошло  с водой? (ответы детей) Верно, если в нее опустить камешки, то их не видно. (Опускает камешки  в воду) А теперь опустим камешки в другой стакан. Что можно сказать о  этом стакане с водой?(отчеты детей)

Воспитатель: Какая вода в первом стакане? (грязная) А вода  во втором стакане, какая?  (чистая, прозрачная). Ребята, чтобы вода на озере оставалась такой чистой, как мы должны, относится к ней? (не загрязнять, не бросать мусор).  Правильно, беречь!  Молодцы!  Но нам, ребята  пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:

Мы вокруг себя покружимся,

С волшебством подружимся,

Раз, два, три в  детский сад,

Всех нас верни!

Мы замечательно погуляли по морскому дну и увидели много красивых рыб! Давайте на память нарисуем рыбок. А рисовать мы их будем не красками, а песком. К каждому из вас приплыла рыбка. Смотрите, она белая, а ее нужно сделать цветной. Необходимо намазать клей внутри контурного рисунка, затем аккуратно прижать лист бумаги намазанной клеем стороной к песку, потом аккуратно стряхнуть лишний песок.  ( Показ способа выполнения задания) Вот и получилась красивая рыбка! А сейчас так же сделает каждый из вас. Какие красивые рыбки у нас получились! Каждый из вас может поделиться  впечатлениями о своей рыбке.

Это корабль для детей, соединить по точкам

Кораблик в море (7 точек)

http://edu.raskraski.link/uploads/1/5/1/Soedini-po-tochkam-do-10-korablik_1514.jpg

http://edu.raskraski.link/uploads/1/5/1/Soedini-po-tochkam-do-10-korablik_1514.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия то теме: "Байкал - жемчужина Сибири"

Разрабатка занятия то теме: "Байкал - жемчужина Сибири" для детей подготовительной группы....

Открытое занятие Подводный мир

Открытое занятие  Подводный мир...

Презентация к открытому занятию "Подводный мир"

Открытое занятие "Подводный мир"...

Конспект -открытого занятия "Подводное царство"

Конспект-открытого занятия " Подводное царство"в старшей группе "Колобок"...

Открытое занятие "Подводное путешествие. Морские обитатели."

Способствует расширению представлений детей об окружающем мире....

Конспект открытого занятия "Подводный мир"

Цель: Обобщить и закрепить представления детей о морских обитателях, пресноводных и аквариумных рыбах....

Конспект занятия "Подводный мир Байкала" (технология проектной деятельности)

Конспект занятия по  развитию познавательной активности  при ознакомлении с природой Прибайкалья в рамках проекта «Богатырь Байкал»...