Консультация "Технология проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников"
консультация по окружающему миру

Хонякина Светлана Александровна

Основным содержанием экологического воспитания является формирование ребенка осознано- правильного отношения к природными явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознано - правильное отношение детей  к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста  и развития отдельных живых существ, некоторых  биоценозов, знания приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных  сообществ. Такие знания в процессе  общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetlana_honyakina_chteniya_.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников

Воспитатель  Хонякина Светлана

Александровна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

      учреждение «Детский сад №7 компенсирующего вида

      городского округа город Нововоронеж»

Постановка проблемы.

К сожалению, с каждым годом появляется все больше детей  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  это и дети имеющие нарушение зрения, с которыми я работаю.

        Зрение является ведущим анализатором, однако зрительное восприятие у детей  с нарушением зрения сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления об окружающем мире имеют качественное своеобразие. Умелое использование  различных приемов и способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осязание,  обоняние позволяет формировать у детей образы реальной действительности.

Использование инновационных технологий позволяет активно и творчески включать детей с нарушением зрения в деятельность и обучение, что является решающим условием компенсации зрительного дефекта.

Поэтому я поставила пред собой цели и задачи  выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели.

        Одной из наиболее эффективных инновационных педагогических технологий, которые помогают комплексно реализовать ряд педагогических и коррекционных задач при взаимодействии ребенка с ОВЗ с окружающим миром является технология проектной деятельности.

Данная технология позволяет включать ребенка в разнообразные виды продуктивной деятельности для овладения новыми знаниями о природе: в поисковую и исследовательскую деятельность, в творческую и продуктивную.

На основании этого мною был разработан проект:

«Экологическая тропа как средство развития зрительного восприятия».

Актуальность проекта.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование ребенка осознано- правильного отношения к природными явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознано - правильное отношение детей  к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста  и развития отдельных живых существ, некоторых  биоценозов, знания приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных  сообществ. Такие знания в процессе  общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам помогает  экологическая тропа

Экологическая тропа – это часть экологического образования, которое заключает в себе большие возможности развития зрительного восприятия.

Цели.

1. Упражнение, стимулирование и активизация зрения детей.

2. Развитие зрительного восприятия.

Задачи.

1. Создание цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр и игровых упражнений с природным материалом.

2. Формирование у детей умения различать и называть основные и промежуточные цвета, их оттенки, насыщенность, контрастность. При определение цвета ориентироваться на знакомые предметы с неизменной окраской.

3. Учить узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире.

4. Развивать пространственную ориентировку с привлечением зрения, мелкую моторику рук и осязание.

5. Развивать познавательный интерес детей, радость творчества, стремление к положительному результату.

 Продукты проекта:

стенды, фотографии,  рисунки,  схемы,  карта экологической тропы, скворечники, кормушки, цветники, дидактические экологические игры, экологические сказки, художественная литература, экологические развлечения, досуги, праздники, комнатные цветы, коллекции, новые растения на участке детского сада, поделки из природного материала .

Прогнозируемые результаты.

Целенаправленная и систематическая работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством общения с природой предполагает следующие результаты:

дети выделяют и различают многообразие красок окружающего мира.

У детей с нарушением зрения формируются многогранные представления об окружающем мире на основе создания постоянных условий познания каждого объекта в совокупности его сенсорных свойств  и качеств.

У детей формируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Дети овладеют знаниями безопасного поведения в природе.

Дети систематизируют и углубят свои знания о растениях, животных, природных явлениях, состоянии окружающей среды.

Дети умеют вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.

Ресурсы проекта:

1.Деревья, кустарники.

2.Зеленая зона на участке детского сада.

3. Цветники.

4.  Альпинарий.

5. Уголок природы в группе.

6. Исследовательский центр в группе.

7. Интернет ресурсы, проведение презентаций.

8. Познавательный материал, дидактические игры, упражнения, пособия по

экологии.

9.Огород на окне.

Этапы создания и оформления тропы:

1. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её

объектов с учётом возраста детей.

2. Изготовление выносных знаков обозначающих каждый объект .

3. Выбор вместе с детьми хозяина тропинки - сказочного персонажа.

4. Составление рекомендаций по работе с детьми на каждом объекте.

Содержание деятельности по реализации проекта.

Для осуществления воспитательно-образовательной работы в детском саду имеется участок с достаточно большим количеством разнообразных природных объектов. Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы. Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки: отдельно стоящие хвойные и лиственные деревья, кустарники, клумбы, альпинарий, розарий, растения огорода, птичьи кормушки, песочница.

Это даёт возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, даёт возможность увидеть объект в разные отрезки времени, а это в свою очередь способствует развитию зрительного восприятия.

Знакомясь с растениями, особенностями природных объектов дети  расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании. Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе использовались разнообразные формы.

Формы и методы на экологической тропе:

- экскурсии по экологической тропе,

- сбор природного материала,

- экспериментальная деятельность,

- экологические игры,

-  наблюдения,

- экологические беседы,

- труд в природе,

- решение экологических ситуативных задач.

Остановлюсь подробнее на некоторых их них.

1. Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсий ребенок может в естественной  обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания.

Экскурсия помогает формировать у ребят  первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистское миропонимание.

2. Работа с природным материалом заключает в себя большие возможности развития зрительного восприятия. 

При работе с различными природными материалам, изучении  их свойств осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. Таким образом расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт.

         3. Игры-эксперименты с природным материалом – водой, песком, шишками, каштанами, желудями и другими плодами – включаются в общий комплекс коррекционно - развивающей работы с детьми.

 Такие эксперименты проводятся на основе системных знаний, которые ребенок получает в процессе взаимодействия с окружающим миром, со взрослыми и сверстниками. Эти знания могут выполнять разные функции в игровом опыте детей, но все они значимы для развития зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения.

4. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно всматриваться в различные явления, создавать целостность образов, этому способствует проведение экологических дидактических игр. 

Во время таких игр у детей развивается воображение, память, мелкая моторика рук, осязание, тактильная чувствительность, воображение, ориентация в пространстве.

- «Детки с какой ветки?»

- «Угадай,  на что похож этот листок»,

- «Определи на ощупь коры, какое перед тобой  дерево»,

- «Найди, что покажу»,

- «Найди самый большой лист»,

- «Найди и назови»,

- «Найди пару»,

-«Разложи цветочки по цвету»,

- «Каких листьев больше»,

- Мишка с шишкой»,

 -  «Определи на ощупь» и др.

Внимание детей сосредотачивается на отличительных особенностях  разных деревьев: клена, дуба, тополя, березы и т.д. Они на ощупь запоминают, что у клена листочки резные с острыми кончиками, а у осины закругленные, у рябины на одной ветке «много деток» тонких вытянутых, резных, но закругленных и т.д.  Кора березы шершавая, а кора осины гладкая.

Методика сравнения наглядного материала развивает логическое мышление, в случае необходимости дети могут держать ориентир на запомнившиеся объекты природы.

Вывод.

 В результате реализации проекта:

-повысился уровень экологических знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе;

- обогатился сенсорный опыт детей;

- дети научились различать и называть основные и промежуточные цвета, их оттенки, насыщенность, контрастность. При определение цвета ориентироваться на знакомые предметы с неизменной окраской;

- приобрели умение классификации, сравнения, анализа и синтеза, связанные с нечетко воспринимаемыми качествами объектов;

- сформировалось умение устанавливать элементарные причинно- следственные связи между природными явлениями.

Литература.

1.Развитие восприятия дети 3-7 лет/  Т.В. Башаева.

2. Как знакомить дошкольников с природой/  П.Г. Саморукова,

    Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.М. Маневцова.

 3. Программа экологического воспитания дошкольников/   С.Н.Николаева

4. «Методика ознакомления детей с природой»/ С.А. Веретенникова.

5. «Труд и наблюдение в природе»/ А.Ф. Мазурина;

    «Мир вокруг нас»/ Т.И. Попов;

6. «Уголок природы в детском саду»/ М.М. Марковецкая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Тип проекта.По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, развивающий, обучающий.По содержанию: организация совместной ( детей, педагогов, родителей) деятельности, согласование взгл...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практико-ориентированный проект «Льняные полезности» для детей старшей группы. Данный проект позволяет решать задачи экологического воспитания дошкольник...

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Проекты «Лес-дерево-бумага» и «Старой вещи – новая жизнь»В рамках цикла экологических проектов, основанных на экспериментальной познавательно-исследовательской деятельности детей, в старшей груп...

Презентация "Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"

«Экологические проекты как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»...

проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников «Зелёная аптека на благо человека».

     Долгосрочный проект по экологии «Зелёная аптека на благо человека»...

Семинар практикум «Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»

Семинар практикум«Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»...