Консультация "Технология проектной деятельности".
консультация на тему
Консультация " Технология проектной деятельности" для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons-ya_tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti.doc | 41.5 КБ |
kons-ya_tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №18 г.Аши
Челябинской области
Консультация для педагогов « Технология проектной деятельности».
Выполнила: воспитатель Радаева И.Т
Дошкольное образовательное учреждение, как первая ступенька в образовании, уже представляет, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования к основной образовательной программе.
В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации. Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Поэтому использование инновационных педагогических технологий в детском саду открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и с уверенностью можно сказать, что одной из наиболее эффективных в наши дни стала технология проектной деятельности.
Технология проектной деятельности – целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
В ходе осуществления проектной деятельности воспитанник ощущает себя субъектом, поскольку получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, а воспитатель занимает позицию «рядом» с ребенком, становясь организатором его деятельности. Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества дошкольников. Этим обусловливается актуальность и необходимость использования метода проектов в современном образовательном процессе. Следует отметить, что осуществление проектной деятельности в ДОУ является подготовительной ступенью для дальнейшей реализации метода проектов в школе. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Отличительной чертой использования метода проектов в ДОУ является опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую. Именно посредством игры вводится проблемная ситуация, а затем осуществляется реализация самого детского проекта.
То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков моих воспитанников, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Поэтому, главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.
Технология проектирования делает воспитанников, активными участниками образовательного и воспитательного процессов, что дает им толчок к саморазвитию. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах. Участвуя в проектах, он привыкает находить выход из трудной ситуации, но все это не будет так идеально, если мы педагоги не будем мотивировать детей на проявление самостоятельности. Мотивация у воспитанников усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение, что положительно влияет на его развитие.
Проекты классифицируются:
1. По количеству:
- индивидуальные;
- парные;
- групповые,
- фронтальные.
2. По содержанию:
Монопроекты (1 образовательная область) Работа предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы.
Интегративные (межпредметные) (2 и более образовательных областей) в основном используются в ДОУ.
3. По продолжительности:
- краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий) ;
- среднесрочные (от 1 месяца) ;
- долгосрочные проекты (полугодие, учебный год) .
4. По доминирующему виду проектной деятельности:
В разных источниках виды проектной деятельности называются по-разному, мы постарались выбрать наиболее популярные.
Исследовательско - познавательный - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; дети совместно с взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.
Творческие - предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна. Дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник) .
Игровые - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.
Практико – ориентированные (прикладные) - результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников; дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т. д.) .
Комбинированные (универсальные) – представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т. д.
Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Первый этап.
Определение темы проекта.
Воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап.
Подготовительный этап.
На втором этапе воспитатель, дети и родители подготавливают все необходимое для проекта. Дети, родители объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.
Третий этап.
Основной этап (работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды). Выполняется практическая часть проекта.
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям и родителям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Воспитатель по необходимости оказывает все участникам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап.
Завершающий этап. Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Для написания проекта, нужно придерживаться структуры проекта.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА:
Тема.
Цель (и).
Задачи.
Вид проекта (по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду, по количеству участников).
Участники проекта, возраст дошкольников.
Предварительная работа.
Работа с дошкольниками.
Работа с родителями.
Оснащение предметно-развивающей среды.
Систематизация материалов, подведение итогов.
Ожидаемый результат.
Благодаря проектам у детей формируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельность; развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе.
Для педагогов преимуществом проектного метода является:
- повышением качества образовательного процесса;
- одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- развитием критического и творческого мышления;
- способствует повышению компетентности педагогов.
Таким образом, технология проектирования позволит повысить уровень профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.
Предварительный просмотр:
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №18 г.Аши
Челябинской области
Консультация для педагогов « Технология проектной деятельности».
Выполнила: воспитатель Радаева И.Т
Дошкольное образовательное учреждение, как первая ступенька в образовании, уже представляет, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования к основной образовательной программе.
В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации. Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Поэтому использование инновационных педагогических технологий в детском саду открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и с уверенностью можно сказать, что одной из наиболее эффективных в наши дни стала технология проектной деятельности.
Технология проектной деятельности – целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
В ходе осуществления проектной деятельности воспитанник ощущает себя субъектом, поскольку получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, а воспитатель занимает позицию «рядом» с ребенком, становясь организатором его деятельности. Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества дошкольников. Этим обусловливается актуальность и необходимость использования метода проектов в современном образовательном процессе. Следует отметить, что осуществление проектной деятельности в ДОУ является подготовительной ступенью для дальнейшей реализации метода проектов в школе. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Отличительной чертой использования метода проектов в ДОУ является опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую. Именно посредством игры вводится проблемная ситуация, а затем осуществляется реализация самого детского проекта.
То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков моих воспитанников, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Поэтому, главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.
Технология проектирования делает воспитанников, активными участниками образовательного и воспитательного процессов, что дает им толчок к саморазвитию. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах. Участвуя в проектах, он привыкает находить выход из трудной ситуации, но все это не будет так идеально, если мы педагоги не будем мотивировать детей на проявление самостоятельности. Мотивация у воспитанников усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение, что положительно влияет на его развитие.
Проекты классифицируются:
1. По количеству:
- индивидуальные;
- парные;
- групповые,
- фронтальные.
2. По содержанию:
Монопроекты (1 образовательная область) Работа предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы.
Интегративные (межпредметные) (2 и более образовательных областей) в основном используются в ДОУ.
3. По продолжительности:
- краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий) ;
- среднесрочные (от 1 месяца) ;
- долгосрочные проекты (полугодие, учебный год) .
4. По доминирующему виду проектной деятельности:
В разных источниках виды проектной деятельности называются по-разному, мы постарались выбрать наиболее популярные.
Исследовательско - познавательный - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; дети совместно с взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.
Творческие - предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна. Дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник) .
Игровые - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.
Практико – ориентированные (прикладные) - результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников; дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т. д.) .
Комбинированные (универсальные) – представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т. д.
Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Первый этап.
Определение темы проекта.
Воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап.
Подготовительный этап.
На втором этапе воспитатель, дети и родители подготавливают все необходимое для проекта. Дети, родители объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.
Третий этап.
Основной этап (работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды). Выполняется практическая часть проекта.
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям и родителям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Воспитатель по необходимости оказывает все участникам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап.
Завершающий этап. Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Для написания проекта, нужно придерживаться структуры проекта.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА:
Тема.
Цель (и).
Задачи.
Вид проекта (по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду, по количеству участников).
Участники проекта, возраст дошкольников.
Предварительная работа.
Работа с дошкольниками.
Работа с родителями.
Оснащение предметно-развивающей среды.
Систематизация материалов, подведение итогов.
Ожидаемый результат.
Благодаря проектам у детей формируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельность; развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе.
Для педагогов преимуществом проектного метода является:
- повышением качества образовательного процесса;
- одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- развитием критического и творческого мышления;
- способствует повышению компетентности педагогов.
Таким образом, технология проектирования позволит повысить уровень профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...