Мастер - класс "Социально - эмоциональное развитие детей посредством игр и игровых упражнений"
материал на тему

Цель: Показать важность эмоциональной готовности детей к общению с окружающим миром.

Задачи:

1.      Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;

2.      Дать определение понятия эмоции, пиктограммы (знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает,  в схематическом виде).

3.Развивать дружеские взаимоотношения через игру;

4.Корректировать эмоциональные трудности детей  (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка) посредством игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Показать важность эмоциональной готовности детей к общению с окружающим миром.

Задачи:

1.        Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;

2.        Дать определение понятия эмоции, пиктограммы (знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает,  в схематическом виде).

3.Развивать дружеские взаимоотношения через игру;

4.Корректировать эмоциональные трудности детей  (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка) посредством игр.

ВСТУПЛЕНИЕ:

Приветствие

 (Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу):

Для того чтобы отвлечься, взбодриться, я хочу предложить вам поиграть со мной в одну очень интересную игру. В ней  вам необходимо выполнять мои команды очень быстро. Итак, начнем. В течение трех секунд, найдите себе партнёра и пожмите ему руку. Сейчас я буду говорить вам, какими частями тела  вы будете очень быстро касаться своего партнёра:

- левое колено к левому колену!

- правая ладонь к правой ладони!

- левое плечо к правому плечу!

-щека к щеке!

- нос к носу!

Анализ: Скажите, понравилась ли эта игра? (ответы)

-Какие чувства вы испытали во время игры? (ответы).

-Веселье, азарт, восторг, другими словами как назвать эти состояния?

(Эмоции).

- Сразу же рождается вопрос: Что же это такое — эмоции? (ответы).

Эмоции — это необыкновенный узорник чувств, ощущений, переживаний и волнений, благодаря которым ребенок взаимодействует с окружающей действительностью, параллельно понимая и осознавая её. Эмоции являются важнейшей частью психической жизни человека, и прежде всего ребенка.

-Все эмоции подразделяются на два вида.

-На какие? (положительные и отрицательные).

Бывают такие люди, которые сдерживают свои эмоции, как положительные, так и отрицательные.  Что происходит с такими людьми?  Ответ на этот вопрос издавна известен: такие люди заболевают. Недаром говорится, что невыплаканными слезами рыдают внутренние органы. Подавленный ужас, волнение - основная причина, которая способствует снижению  иммунитета не только у детей, но и взрослых.

Мною определены наиболее эффективные  методы и приемы  моей работы по направлению в области эмоциональной сферы. Это нашло отражение в систематизации игр и игровых упражнений. А вам известно, что игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретать  социальный опыт общения друг с другом, не боясь выражать своих  эмоций.

Я предлагаю вашему вниманию несколько таких игр и игровых упражнений, которые  помогут вам в работе с детьми.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.  ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ И РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ, НА ИЗУЧЕНИЕ НАСТРОЕНИЙ.

Игра « Найди пару» (с использованием пиктограмм и картинок)

Цель: научить распознавать эмоции с использованием схематических изображений (пиктограмм); развивать логику, быстроту реакции. Совершенствовать  у детей  умение интерпретировать эмоциональные состояния по схематическим изображениям.

Ход игры.

Одним участникам игры раздаются пиктограммы различных эмоций, другим – картинки с изображением людей и их эмоций в соответствии ситуации (вина, обида, грусть и т.п.)  Участники делятся на две колонны (пиктограммы в одной стороне,  а участники, у которых картинки в другой стороне); затем становятся друг против друга, дается несколько секунд, чтобы рассмотреть и картинки и пиктограммы, затем под музыку игроки производят хаотичные движения, можно танцевать, бегать, прыгать.

После того, как музыка затихнет, игроки стараются быстро найти свою пару в соответствии с изображением (например, игрок у которого находится  картинка, где изображена  девочка, разбившая вазу – испытывает чувство вины находит свою пару с соответствующей пиктограммой).

Игры – пантомимы.

Игра: «Покажи, что ты чувствуешь»

Цель: развитие крупной и мелкой моторики. Развитие координации движения. Развитие и распознание эмоций.

Ход игры:

Покажи, что ты чувствуешь, когда:

- тебе в автобусе наступили на ногу;

- ты пошел с мамой в магазин и потерялся;

- у тебя болит живот;

- яркое солнце светит тебе прямо в глаза.

Игра: « Покажи походку»

(показывают все поочередно).

(Солдата, старика, человеку, которому жмут ботинки;  человека, который несет тяжелые сумки;  мальчика воображалы; обиженного человека).

Игра: « Покажем, что умеют говорить наши части тела»

(показывают дети по словам взрослого).

- как наши плечи говорят : « Я гордый!»

- как спина говорит: « Я старый человек»

- как наш палец говорит: « Иди ко мне»

- как наш рот говорит: «М-М-М, как вкусно!»

- как наша голова говорит : «Нет-нет-нет»

-как делает наше ушко, чтобы сказать: «Я хочу услышать, как поет  птичка»

- как делает нос и рот, когда плохо пахнет;

- как глаза и рот говорят: «мне хочется спать».

2.  ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ, ЧУВСТВО ЮМОРА.

Игра: « Звериный хор»

Цель:  развитие звуковой культуры речи (звукоподражание); формирование сенсорных представлений; развитие слухового восприятия.

Ход игры:

Участники игры подходят к столу, на котором находятся цветные карточки и  выбирают их ; после того как будет произведен выбор карточек, на которых изображены разные животные; предлагается исполнение песенки: «В лесу родилась елочка»  не словами, а звуками животного, которого вы видите у себя на картинке.

Начинают коровы, продолжают котята, а теперь все вместе.

Игра: « Обзывалки»

Цель:  Вызывать положительные эмоции при помощи вербальных средств.

Дети передают  по кругу мяч, при этом называют друг друга  разными необидными словами. Это  могут быть название деревьев, фруктов, мебели и т.п.

Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты…». Например: « А ты – морковка!» В заключительном круге играющие могут соседу сказать  что- то приятное, например: « А  ты – солнышко!»

ПОЖВИЖНЫЕ ИГРЫ  ДЛЯ  ДИАГНОСТИКИ  ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ.

ИГРА: « Музыкальный стульчик»

Цель: изучить эмоциональное проявление у детей в игре. Развивать быстроту реакции.

Ход игры.

По кругу расставляются  стулья, их количество должно быть больше на один стул, чем количество участников игры (напр., 5 стульев – 6 игроков). Затем участники игры под музыку бегают вокруг стульев, по окончании музыки, они занимают свободный стул, кто сесть на него не успел, выходит из игры, забирая с собой стул. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник – победитель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На сегодняшнем  мастер - классе  я продемонстрировала лишь часть тех игр и  игровых упражнений, которые способствуют социально – эмоциональному развитию детей. В дальнейшем  я буду продолжать работать над этой темой.

Анализ: в конце мастер – класса участники подходят к столу, на котором лежат смайлики с изображением  эмоций (грустные и веселые). Если  мероприятие понравилось, то выбирается веселый смайлик, если нет – то грустный.

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад г. Николаевска»

Николаевского муниципального района Волгоградской области

                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

                                                                                            Заведующий МКДОУ

«Детский сад г. Николаевска»

                                                                                 Е.В. Васильева

Мастер – класс для педагогов  на тему:

«Социально – эмоциональное развитие детей посредством

 игр и игровых упражнений»

                                                                                               Воспитатели:

                                                                                                Кокина Н.Ю.

2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей на тему: «Социально – эмоциональное развитие детей посредством игр и игровых упражнений».

Показать важность эмоциональной готовности детей к общению с окружающим миром....

Родительское собрание «Развитие речи детей посредством игр и игровых упражнений».

Родительское собрание «Развитие речи детей посредством игр и игровых упражнений»....

Об эмоциональном развитии детей посредством игровой деятельности в детском саду

Предмет. условия развития эмоциональной, творческой активности ребенка, игровых умений детей  дошкольного возраста Объект - процесс развития эмоциональной, творческой активности ребенка, игр...

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Социально – эмоциональное развитие детей посредством игр и игровых упражнений»

Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;2. Дать определение понятия эмоции, пиктограммы (знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он ука...

Мастер - класс «Эмоциональное развитие дошкольников посредством игры»

В 2023 году для педагогов дошкольных учреждений провела мастер - класс. Цель: повышение компетентности педагогов ДОУ при организации работы по развитию эмоционального опыта детей, через проведе...