Использование игровых макетов для детей старшего дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Использование игровых макетов для развития, обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста в современном мире 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современном быстро меняющемся мире дети всё больше поглощены всевозможными гаджетами. Играя в них, дети находятся в ином, виртуальном мире, новом и ярком. К сожалению, эти игры неблагоприятно отражаются на здоровье детей (зрение, осанка, нервная система). В связи с этим хочется создать для них не менее интересную и безопасную альтернативу игры – игру с макетами. Игровые макеты тоже могут быть яркими и интересными, с ними можно по-разному манипулировать. И при этом игры с ними всесторонне развивают ребёнка.

Использование игровых макетов для развития, обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста осуществляют следующие цели:

х макетов для развития, обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста

  1. Использование игровых макетов в качестве средств развития, обучения и воспитания детей старшего возраста.
  2. Создание игровых макетов для повышения уровня сюжетно-ролевых игр в группе.
  3. Создание в группе детского сада предметно-игровой развивающей среды, соответствующей современным психолого-педагогическим требованиям.

В подготовительной группе детского сада игра - как ведущий вид деятельности ребенка, как правило, отходит на второй план. Это связано с подготовкой к школе, увеличением количества учебных занятий. Таким образом, встаёт вопрос о высвобождении времени для свободной игровой деятельности детей. Согласно инструктивно-методическому письму «О гигиенических требованиях к максимальным нагрузкам на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» дети должны играть в сюжетно-ролевые игры от полутора до двух часов ежедневно.

В подготовительной группе детского сада уровень развития игровой деятельности должен быть высоким. То есть, ребёнок 6-7 лет должен уметь:

  • развёртывать разнообразные игровые сюжеты (совместно и со сверстниками);
  • свободно комбинировать события и персонажи из различных смысловых сфер; проигрывать эпизоды сюжета в чисторечевом повествовательном плане;
  • легко находить смысловое место в игре сверстников, подхватывать и развивать их замыслы;
  • быть инициатором игры с 3-4 сверстниками, уметь внятно изложить им свой замысел, предложить всем подходящие роли;
  • уметь чувствовать рассогласование в общем сюжете, преодолевать их

Для решения данных вопросов нужна была такая форма игровой деятельности (средство), которая решала бы следующие задачи:

  1. Высвобождение времени для свободной игровой деятельности, которая будет одновременно способствовать усвоению учебной программы, включающей в себя обязательные виды НОД в подготовительной группе.
  2. Способствовать повышению уровня развития игровой деятельности в подготовительной группе детского сада.

Для решения данных задач целесообразно использовать игровые макеты, так как игра с макетами является более высокой ступенью сюжетно-ролевых игр. Она соответствует возрасту детей, востребована старшими дошкольниками и способствует полноценному развитию ребёнка.

Поэтому, чтобы в старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра не ушла на второй план, необходимо сделать её зоной ближайшего развития ребёнка. Для детей 5-7 лет такой зоной могут стать игры с макетами.

Что касается применения игр с макетами для освоения учебной программы, можно отметить следующее.

Основное внимание авторы программы «От рождения до школы» переносят с содержания на его средства. Ведь для развития способностей нужны не столько сами по себе знания и навыки, сколько то, каким образом они преподносятся детям и, соответственно, осваиваются детьми.

Действия, которые выполняет ребёнок в ходе обучения, выполняют двойную функцию: с одной стороны, они обеспечивают усвоение предлагаемых в обучении содержаний, что особенно важно для старших дошкольников в связи с их подготовкой к школе, а с другой стороны - развивают умственные способности.

Игра с макетом очень хорошо подходит в качестве средства обучения детей, так как в доступной детям игровой форме они могут получать необходимые программные знания. Она становится особым видом занятий. Мною были использованы следующие ландшафтные макеты-карты: «Джунгли», «Лес», «Парк Юрского периода», «Улицы города» и универсальный макет. Выбор этих макетов был обусловлен интересом детей к играм с фигурками животных и к животному миру в целом. Макет «Улицы города» направлен на изучение и закрепление ПДД.

Так, играя, например, с макетом «Джунгли» дети знакомятся с растительным и животным миром джунглей, развивают воображение, речь, коммуникативные навыки. Играя с макетом «Улицы города», они вспоминают правила дорожного движения, учатся применять данные правила в конкретных жизненных ситуациях, получают новые знания об автомобилях, профессии сотрудника ГИБДД и т.п.

Игра с макетом «Парк Юрского периода» способствует повышению познавательного интереса к жизни динозавров, их видам, к растительному миру той эры. В процессе такой игры дети получают новые знания о динозаврах, развивается их воображение, речь. Макет «Леса средней полосы России» способствует знакомству детей с животными данной природной зоны, служит основой для игр животными леса.

К тому же, во время игры с любым из этих макетов, под руководством воспитателя могут отрабатываться и элементарные математические навыки (такие как счет) и развиваться экологические представления, ориентировка в пространстве. Умелый подход воспитателя к использованию данных игр может привести к отработке и применению знаний по любому разделу учебной программы.

Так, например, ознакомление детей с художественной литературой и развитие речи включают в себя произведения, которые знакомят детей с разными сторонами действительности: произведения культуры, явления живой и неживой природы, мир человеческих отношений и собственных переживаний. Эта работа, в основном, проводится в свободное от-НОД время во второй половине дня. Материалом для этой работы также может стать игра с макетами. С помощью макетов дети могут воспроизводить сюжет какой-либо сказки (обыгранный пересказ), комбинировать или импровизировать разные сказочные сюжеты. Через это развивается речь детей, выражается их отношение к литературным персонажам.

В работе по экологическому воспитанию большой упор делается на становление понимания и переживания ребёнком своего единства и неразрывной связи с живой природой Земли, её эволюцией, на осознании ответственности и причастности к развитию и охране всего живого. Это происходит через знакомство со сложными и хрупкими связями живой и неживой природы в природных зонах, ролью человека в их сохранении. Понимание закономерностей развития животного мира Земли даёт ребёнку возможность почувствовать себя неотъемлемой частью этого процесса.

Познавательные и творческие способности развиваются в процессе овладения действиями использования, построения моделей, отображающих связь животного и растительного мира различных природных зон Земли с условиями жизни в них. Дети знакомятся с флорой и фауной природных зон Земли, узнают о влиянии условий жизни на строение растений и животных, получают представление о том, как изменения в окружающей среде повлияли на внешний вид животных в ходе эволюции и привели к огромному разнообразию современных животных форм. Данные знания дети могут получить в игровой форме, играя с макетами «Джунгли», «Парк юрского периода», «Леса» и с участием воспитателя.

В области развития творческих способностей, воображения дети не просто создают образы отдельных предметов, их действий и различных деталей, но переходят к созданию предварительных замыслов своих произведений. Замысел начинает предшествовать непосредственному выполнению деятельности. Практически в каждом разделе программы имеются задачи, прямо направленные на развитие у детей возможностей на всё более высоком уровне создавать и реализовывать собственные замыслы.

Так и в игре воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности, активности в реализации игровых замыслов. Поощряет свойственные детям этого возраста стремление смастерить своими руками недостающие для игры предметы. Главной задачей педагога является формирование у детей умений строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные игровые замыслы с партнёрами - сверстниками. Для решения этой задачи также подходят игры с макетами.

Более высокой ступенью сюжетно-ролевых игр является игра с макетами, она востребована старшими дошкольниками, способствует развитию ребенка.

Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в группах старшего дошкольного возраста, педагог имеет возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.

В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры - режиссерская игра с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей. Игра с мелкими игрушками в значительной мере способствует сюжетосложению - развертыванию разнообразных комбинаций, событий, активизирует комментирующую речь.

Для того чтобы игра получила свое развитие, старшему дошкольнику необходим так называемый «маркер пространства воображаемого мира».

Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть именно макет, то есть уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического).

В детских садах нужен прежде всего «универсальный» макет, то есть тематически многозначный (условно-обобщенный) маркер игрового пространства. «Универсальные» макеты условно делятся на два типа:

1) макеты-модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты;

2) макеты-карты, изображающие определенную территорию и направляющие ребенка на развёртывание сюжетных событий, происходящих на этой территории вокруг оформляющих ее объектов.

Я решала такие задачи:

- создание развивающей среды дли игр с макетами в старшей и подготовительной группах;

- привлечение семьи к взаимодействию с ДОУ в вопросах организации игр детей с макетами;

- перевод руководства играми на более высокий уровень.

В основе работы лежит тесное взаимодействие с семьёй. Особенно интересно совместное изготовление макета-модели, который представляет собой небольшую плоскость с закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями (дома, церковь, светофоры), дополнением служат тематические фигурки - персонажи и предметы, обозначающие события-действия, антураж (деревья). Кукольные дома нужно обеспечить необходимым «жизненно важным» набором, некоторые части которого закреплены, а другие - играющие дети расставляют по своему желанию. Макет должен быть удобным в обращении, лучше всего размещать весь антураж н коробке с крышкой.

Макеты-карты представляют собой довольно большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами - маркерами пространства. Так на макете- карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, бензоколонки, мост-эстакада).

Ландшафтный макет-карта - это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами - деревьями, изгородью и т. д. «Универсальный» макет - это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивающий границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Макет «оживает»: наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей.

Для дальнейшего развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал и хранить его.

Сюжетно-ролевые игры учат общению, у детей развивается умение сочинять, фантазировать, комбинировать разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, умение прогнозировать ответное ролевое поведение, комментировать свои действия.

В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. С тематическим макетом, используя приложенный к нему антураж без изменений, дети играют только первое время. Затем замыслы меняются, дополняются другими предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные фантастические события.

Игры с макетами способствуют развитию инициативы как целеполагания и волевого усилия. Дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Меняется отношение к выполнению рисунков, поделок на занятиях, ведь все это может пригодиться в игре. Отмечается старание, желание достичь хорошего результата.

Игры с макетами также содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы. В игре дошкольники договариваются, словесно объясняя исходные замыслы, планируют начало игры, используя простой договор, стремятся к взаимопониманию.

У детей повышается уровень любознательности и познавательною интереса. В повседневной жизни они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения. У дошкольников отмечается интерес к познавательной литературе (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжеты игры, в темы рисунков.

Существуют приёмы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это прежде всего художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Художественными текстами, а также мультфильмами, заинтересовавшими детей, может определяться подбор персонажей и тематическая конкретизация макета. Так, макет-карта «Улицы города» может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей, ландшафтный макет-карта - в опушку леса, в котором живёт Вини-Пух и т.д.

Обитатели-персонажи, дополнительный антураж к макету изготавливаются и процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки, солёного теста, природного материала).

Обычно дошкольники выделяют сюжетно-ролевые игры с мелкими игрушками. Все дети хотят иметь свой макет, играть в игры про армию и солдат, про роботов, про космос, про свой детский сад.

Подводя итоги, следует отметить, что макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он поднимает способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.

В заключении хотелось бы сказать, что использование игр с макетами является интересной формой общения детей друг с другом, с воспитателями, с родителями (если макеты используются и дома). Изготовление игровых макетов объединяет детей и воспитателей, детский сад и семью, т.к. родители участвуют в создании макетов. Игры с макетами становятся увлекательным видом совместной детско-взрослой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дикие животные Африки" Методическая разработка интегрированного занятия с использованием технологии игрового стретчинга для детей старшего дошкольного возраста.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Систематическое выполнение физических упражнений – один из способов достижения человеком гармонии. Регулярные занятия фи...

Авторская программа по использованию пособия «Игровой парашют» для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная запискаАвторская рабочая программа разработана на основе   образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвива...

Авторская программа по использованию пособия «Игровой парашют» для детей старшего дошкольного возраста

Авторская программапо использованию пособия «Игровой парашют»для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Экономим деньги семьи»

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием игровых технологий  для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Экономим деньги семьи»...

Игровой макет для детей среднего дошкольного возраста "Мир вокруг нас"

Игровой макет состоит из четырех полусфер, окрашенных в разные цвета, В центре находится земля с материками. Затем полусфера побольше - небо над землей. до  высоты  птичьего полета. Третья п...