«Использование мяча в работе с детьми дошкольного возраста» «Социально-коммуникативная роль мяча»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Стенякина Елена Викторовна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc304.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Использование мяча в работе с детьми дошкольного возраста»

«Социально-коммуникативная роль мяча»

Консультация для воспитателей

«Использование мяча в работе с детьми дошкольного возраста»

                                                                                           

    Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.

    В разделе физического воспитания программы «От рождения до школы» действия детей с мячом включены начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения. В подготовительной к школе группе, кроме подбрасывания мяча разными способами с различными заданиями, метаний на дальность и в цель, предусмотрено формирование навыков ведения, отбивание мяча, ловли, передачи, а также забрасывание мяча в корзину. Обычно мяч рассматривают, в основном, как средство для развития физических качеств – ловкости, меткости, силы. Однако возможности этой игрушки далеко не исчерпываются этим. Мяч может способствовать развитию не только физических, но и многих психических способностей. Прежде всего, это общение и способность принимать и отдавать, выпускать и удерживать мяч.

    Основная цель – научить ребенка обхватывать и удерживать в руках круглые предметы разного объема (маленький мяч, который он может удерживать в одной руке, или большой надувной, который можно удерживать только двумя руками), осуществлять броски разной дольности и точности.

    Для детей от 1 года до 2 лет интереснее просто скатывать мяч с наклонной плоскости или бросать его в произвольном направлении. Для детей постарше задание можно усложнить, побуждая закатывать мяч в определенной ширины воротца, ямку.

    Мячи бывают разного размера, изготовленные из разных материалов:

  • Воздушный шарик;
  • Большой надувной мяч;
  • Теннисные мячи (диаметром 5-6 см);
  • Мячи от пинг-понга;
  • Спортивные резиновые мячи (средних размеров диаметром 8-12 см, большие мячи диаметром 18-20 см)
  • Тряпичные мячи;
  • Ватные мячи;
  • Клубки из ниток;
  • Старшим детям необходимы волейбольные и набивные мячи весом до 1 кг.

        Мяч как основной, наиболее удобный для бросания и метания предмет должен постоянно находиться в свободном распоряжении детей.

    Действие с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткость. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность в движении.

    Воспитатель показывает, что с мячом можно выполнять разнообразные действия, помогает детям приобрести собственный двигательный опыт, умение обращаться с мячом: держать его в двух или одной руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать. После многочисленных упражнений появляется своеобразное «чувство мяча».

    Детей третьего года жизни воспитатель объединяет уже в подгруппы по трое – пятеро и играет с ними.

    В каждой возрастной группе мячи должны быть разных размеров – от маленьких (резиновых и теннисных) до больших надувных. Упражнения с ними приучают детей без лишнего напряжения владеть разным хватом мяча: маленький мяч плотно обхватывать пальцами одной руки, в действиях с большим мячом пальцы обеих рук расставляются пошире.

    Сам воспитатель должен правильно показать детям движение с соблюдением всех основных требований техники или для показа подготовить ребенка, умеющего хорошо выполнять упражнение.

    Катание – полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия. Малыши любят скатывать мяч с горки. В этом движении еще не требуется толчка мяча. Затем катание совершается в любом направлении, дети постепенно учатся выполнять активные движения пальцами обеих рук одновременно. Более сложное умение – катить мяч в определенном направлении: между воротиками, по узкой дорожке, друг другу, «змейкой». Для успешного прокатывания следует направлять мяч вперед, стараясь, чтобы он не уклонялся в сторону, толчок должен быть более сильным и уверенным. Постепенно увеличивается расстояние – с 1м в младшей группе, до 2м – в средней. В старшей и подготовительной к школе группах дети катают утяжеленный набивной мяч весом до 1 кг. Толчок должен выполняться пальцами выпрямленных рук, как бы сопровождая ими движение мяча.

    Бросание и ловля – более сложное движение, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска. Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанке.

    При первоначальном овладении действиями с мячом большое место занимают индивидуальные упражнения, самостоятельные попытки детей играть с мячом: бросать его в любом направлении, использовать усвоенный способ броска – снизу, сбоку, от плеча. Вначале дети усваивают бросок мяча вперед-вверх. Это движение малыши не всегда выполняют одновременно обеими руками, не соблюдают нужного направления. Детям, затрудняющимся бросать мяч, воспитатель помогает: встает за ребенком и, держа его руки с мячом, выполняет вместе с ним бросок мяча вниз или вверх. Бросание в произвольном напрвлении сопровождается бегом за мячом. Постепенно воспитатель учит детей ловить мяч, отскочивший от пола, стены. В индивидуальных упражнениях ребенок бросает мяч воспитателю, который сможет поймать и неточно брошенный мяч, тогда как в игре двух маленьких детей часты неточные броски. Бег за упавшим мячом отвлекает детей от основного упражнения.

    Бросок о землю должен выполняться вертикально вниз с соблюдением точности напрвления и определенной силы толчка. При слабом ударе приходится наклоняться вниз, чтобы поймать мяч, а при излишне сильном ударе мяч высоко взлетает и его трудно поймать. Успех в данном упражнении во многом зависит от состояния поверхности, поэтому бросание мяча вниз воспитатель организует на асфальтовой дорожке, плотной ровной площадке, веранде.

    Мяч, брошенный вверх или отскочивший от земли, ловят двумя руками одновременным хватом с двух сторон или снизу, подставляя ладони под взлетевший мяч. Пальцы слегка согнуты, образуя как бы чашу. Мяч, брошенный воспитателем или сверстниками, надо ловить не прижимая к груди, стараясь встретить при ловле пальцами, руки выпримлять по направлению к летящему мячу, а поймав, согнуть их и подтянуть мяч к груди. Старшие дети ловко и непринужденно бросают и ловят мяч. Поэтому они могут находиться в разных положениях – сидя, стоя, парами, по кругу, передвигаясь. Удается старшим и сочетание разных движений с игрой в мяч, например подбрасывать и ловить мяч приседая, подпрыгивая, чередовать бросание и довлю с бегом.

    Воспитатель должен научить старших дошкольников ведению мяча. К разучиванию этого движения надо приступать после того, как дети овладеют навыком отталкивать мяч стоя на месте мягкими, плавными движениями кисти. При ведении мяча ребенок продвигается вперед шагом, а затем и бегом, немного наклонившись по ходу движения. Мяч отбивают так, чтобы он отскакивал на уровне или несколько выше пояса. (См. рис)

Метание – движение ациклического типа. В дошкольном возрасте ребенку доступно метание вверх, вперед, вниз. Оно способствует развитию всех групп мышц, особенно плечевого пояса, а также воспитанию ловкости, гибкости, быстроты, равновесия, глазомера.

    Метание может производиться на дальность и в цель. Первое должно предшествовать второму, т.к. при метании на дальность основное усилие направляется на овладение правильными приемами, одновременно дети упражняются в силе броска в соответствии с расстоянием. При метании в цель внимание ребенка сосредотачивается на попадании предмета в указанную цель.

    С детьми дошкольного возраста применяются различные способы метания на дальность и цель (см. рис):

  • Из-за спины через плечо
  • Прямой рукой снизу
  • Прямой рукой сверху
  • Прямой рукой сбоку

   В зависимости от характера цели, веса и величины метаемого снаряда выбирается способ метания. Приэтом младшие дети охотнее пользуются способом метания согнутой рукой от плеча, старшие чаще бросают из-за головы.

    В метании надо обращать внимание на чередование бросков правой и левой руки – это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики появления нарушений осанки. Младшим дошкольникам воспитатель помогает взять мяч указанной рукой, иногда даже вкладывает его в руку малыша и напрвляет затем его движение.

Старшие дети должны точно выполнять указания, какой рукой бросить предмет.

    Организация упражнений в метании проходит следующим образом: справа (слева) от метающего стоят ведерки или коробки с равным числом мячей (2-3 в каждом), которые ребенок берет правой рукой (левой) рукой. Однако и в этом случае некоторые дети берут мяч правильно, но потом перекладывают его в более привычную к метанию руку. Обычно это чаще встречается у детей, умеющих уверенно метать и уже определивших «сильнейшую» руку (она может быть как правой, так и левой).

    Воспитателю надо внимательно контролировать количество бросков правой и левой рукой. Если в группе большенство детей плохо освоили метание левой рукой, то именно с метания левой рукой надо начинать обучение.

    Метание вдаль не требует такой точности глазомера как метание в цель. Движение детей здесь более свободное, размашистое, энергичное.

Примерные упражнения в катании, бросании, ловле и метании

(по возрастным группам)

Содержание упражнений для детей первой младшей группы (2-3 лет)

  1. Катание мяча с горки или ската и бег за ним.
  2. Катание мяча воспитателю двумя руками в положении сидя и стоя.
  3. Катание мяча друг другу с расстояния 1-1,5 м.
  4. Бросание мяча двумя руками снизу вперед и вверх.
  5. Бросание мяча от груди двумя руками вперед.
  6. Бросание мяча воспитателю.
  7. Ловля мяча от воспитателя с расстояния до 1 м.
  8. Бросание большого мяча двумя руками через веревку.
  9. Бросание маленького мяча одной рукой (правой и левой) через веревочку, натянутую на уровне поднятой руки ребенка с расстояния 1-1,5 м.
  10. Метание большого мяча двумя руками снизу в горизонтальную цель.
  11. Метание маленького мяча правой и левой рукой в горизонтальную цель (корзину, ящик) с расстояния 100-125 см.
  12. Метание мяча вдаль правой и левой рукой.
  13. Метание маленького мяча с расстояния до 1 м в вертикальную цель, находящуюся на уровне глаз ребенка.

Методические указания:

Большое место в работе с малышами занимает катание мяча. Дети должны научиться энергично отталкивать мяч в любом, затем в определенном напралении, например к воспитателю. Это движение дети выполняют в положении сидя ноги врозь, стоя на коленях или в положении стоя с наклоном вперед. Воспитатель добивается от детей одновременного отталкивания мяча обеими руками, особенно активны при этом должны быть пальцы рук и кисти. Педагог неоднократно показывает это движение тем, кто затрудняется. Весело скатывают дети мяч с горки, доски с бортиком по краям, земляного бугорка и бегут за ним. Это хорошее сочетание несколько статичной позы при установке мяча на горке и оживленной разрядки в беге за ним. Надо иметь достаточное количество мячей, чтобы обеспечить ими всех желающих поиграть. Скатывать можно большие и маленькие мячи.

    С появлением умений катать в нужном направлении воспитатель распределяет детей парами и учит перекатывать мяч друг другу. Доступны детям упражнения в бросании. Это броски мяча двумя руками вперед, вниз, воспитателю. Так же как и в катании, необходимо показывать и учить детей бросать мяч одновременным толчком обеих рук. В первое время детям легче бросать мяч, держа его снизу, затем они пробуют бросать согнутыми руками от груди, подняв мяч над головой или опустив его за голову на согнутых руках.

   Воспитатель показывает детям эти разнообразные способы броска, но не настаивает на непременном выполнении какого-либо из них. Постепенно дети овладевают разнообразными способами броска.

Содержание упражнений для детей второй младшей группы (3-4 лет)

  1. Катание мяча друг другу с расстояния 1,5 – 2 м. в положении сидя, ноги врозь, скрестив ноги или стоя.
  2. Катание мяча через ворота (ширина 60-50 см) с расстояния 1-1,5 м.
  3. Бросание мяча двумя руками от груди.
  4. Бросание мяча двумя руками из-за головы.
  5. Бросание и ловля мяча от воспитателя с расстояния 1-1,5 м.
  6. Бросание мяча вверх и попытки ловить.
  7. Бросание мяча о землю и попытки ловить.
  8. Бросание большого мяча двумя руками через веревку, сетку.
  9. Бросание маленького мяча одной рукой через веревку, сетку.
  10. Метание в горизонтальную цель двумя руками снизу и от груди с расстояния 1,5-2 м.
  11. Метание в горизонтальную цель одной рукой.
  12. Метание в вертикальную цель сверху правой и левой рукой с расстояния 1-1,5 м.

Методические указания:

    Катание мяча дети четвертого года жизни выполняют более уверенно, точнее соблюдают направление. Поэтому они чаще катают мяч друг другу и выполняют это в положении сидя или стоя. Воспитатель должен составить пары детей так, чтобы упражнение было наиболее эффективным. Удачным оказывается сочетание уверенно катающего ребенка с тем, кто еще плохо выполняет задание, не может точно паслать мяч в нужном направлении. Если у обоих детей плохие навыки в прокатывании мяча, от они быстро теряют интерес к упражнению. Воспитатель должен своевременно усложнять задание.

Например: увеличить расстояние между играющими, поставить между ними дугу или воротики из кубиков.

    Воспитатель продолжает учить детей бросанию мяча двумя руками разными способами: от груди, из-за головы, добивается выполнения броска указанным способом. Показывает и поясняет, что надо стараться выпрямить руки вслед за мячом, движение должно быть быстрым, резким.

    В индивидуальных упражнениях и небольшими подгруппами дети учатся бросать мяч вверх и ловить его, бросать о землю и ловить. Им не сразу дается умение рассчитывать мышечное усилие так, чтобы удобно было поймать мяч. Воспитатель напоминает, что при броске вверх сначала надо невысоко подбрасывать, а когда упражнение получится, можно бросить и повыше. Напоминает также о способах ловли мяча: при броске вверх удобнее ловить мяч снизу, в подставленные ладони, с расставленными (свободно) в стороны пальцами; мяч, брошенный вниз, легче поймать, обхватывая его с обеих сторон. Если мяч подскочил слишком высоко, то его можно поймать, подставляя ладони снизу.

    Метание в цель горизонтальную и вертикальную широко используется во второй младшей группе, причем цель находится  от детей на расстоянии 1,5-2 м, высота центра мишени 1,2 м.

    При метании вдаль воспитатель продолжает учить детей придавать мячу правильную траекторию метания, используя, как и в предыдущей группе, в качестве ориентира натянутую между деревьями веревку примерно на высоте 1,5 м., внимательно следит, чтобы метание дети выполняли как правой, так и левой рукой. К концу года дети метают вдаль на расстояние 2,5-5 м.

Содержание упражнений для детей средней  группы (4-5 лет)

  1. Катание мяча друг другу с расстояния 1,5-2 м.
  2. Катание мяча в ворота (ширина 50-40 см) с расстояния 1,5-2 м.
  3. Катание мяча с попаданием в предметы (расстояние 1,5-2 м).
  4. Катание мяча между палками, линиями, шнурами (длина дорожки 2-3 м).
  5. Бросание мяча вверх и ловля (не менее 3-4 раз подряд).
  6. Бросание мяча о землю и ловля.
  7. Бросание мяча друг другу и ловля его с расстояния 1-1,5 м.
  8. Бросание мяча двумя руками от груди через сетку или веревку, натянутую на высоте поднятой руки ребенка (стоя на рсстоянии 2 м).
  9. Бросание мяча двумя руками из-за головы в положении стоя и сидя.
  10. Отбивать мяч о землю двумя руками, стоя на месте.
  11. Отбивать мяч о землю одной рукой.
  12. Метание вдаль правой и левой рукой (к концу года на расстояние не менее 3,5-6,5 м).
  13. Метание в горизонтальную цель с расстояния 2-2,5 м правой и левой рукой.
  14. Метание в вертикальную цель (высота центра мишени 1,5 м) с расстояния 1,5-2 м правой и левой рукой.
  15. Бросание мяча о стену и ловля (в индивидуальных играх).

Методические указания: В средней группе детьми уже накоплен опыт обращения с мячом, поэтому двигательные задания усложняются. Катают они мяч, в более узкие воротики (ширина до 40 см), по узкой дорожке длиной 2-3 м, образованной шнурами, палками. Воспитатель напоминает, что мяч надо отталкивать пальцами рук, предварительно оценив направление его движения, и постараться рассчитать силу толчка. Катание сочетается с заданием попасть в поставленный на дорожке предмет: кеглю, высокий кубик, набивной мяч. При скатывании с горки также можно предложить попасть в предмет, что потребует более точного расчета, глазомера. В соответствии с умениями детей изменяются и задания. Точно и уверенно катающим расстояние до цели увеличивается до 2,5-3 м.

    Дети средней группы пытаются самостоятельно организовать игры, используя имеющиеся навыки в катании мяча. Воспитателю в случае необходимости нужно помочь детям определить реальное доступное расстояние до расставленных по дорожке кеглей, обозначить чертой место, от которого играющие должны катить мяч. Педагог показывает и объясняет, что при катании большого мяча его отталкивают двумя руками, а маленький мяч удобнее катить одной рукой, вытягивая ее вслед за мячом, как бы провожая его к цели.

    Бросание мяча вверх дети должны выполнять более свободно, ненапряженными, мягкими движениями кисти. Хорошо овладевшие этим движением можно считать того, кто сумеет без остановки и потери мяча бросить и поймать его не менее 3-4 раз. Надо продолжить учить детей рассчитывать силу толчка и высоту броска, чтобы они сумели, например, ловить и бровать мяч под счет воспитателя.

    После того как дети научились бросать мяч о землю и ловить его, воспитатель предлагает стоя отбивать мяч о землю несколько раз подряд без остановки двумя, а затем и одной рукой. В этом движении надо объяснить и показать детям, что мяч следует встречать ладонью с разведенными пальцами, как бы обхватывая и несколько задерживая мяч, мягко давить на него сверху. Дети часто допускают ошибку, хлопая по мячу напряженной ладонью с сомкнутыми напряженными пальцами.

    Более уверенно и точно дети 4-5 лет бросают мяч друг другу и ловят его, что позврляет чаще включать это движение в игры. Так, ребята могут перебрасывать мяч по кругу, стоя на расстоянии 1,5 м друг от друга. Надо напоминать им, что при ловле мяча следует вытягивать руки вперед, как бы встречать летящий мяч, а затем, поймав, мягким движением сгибать руки, подтягивая мяч к себе, но не прижимать его к груди.

   У детей средней группы улучшается координация движений, умение придать силу броску. Это позволяет воспитателю уточнить некоторые элементы техники:

  • стоять надо по направлению броска, ноги расставить;
  • при броске от груди несколько отклониться назад и, распремляя одновременно обе руки, выпрямиться и толкнуть мяч вперед;
  • при броске из-за головы руки с мячом отвести назад за голову, слегка прогнуться в пояснице, затем быстрым движением выпрямить туловище и руки, послать мяч вперед-вверх.

     Воспитатель объясняет и показывает детям правильную позу при метании, обращает внимание на исходное положение, хотя и не добивается непременного выполнения всех указаний. При метании правой рукой назад слегка отставляется правая нога и туловище слегка поворачивается также вправо. При метании левой рукой соответственно меняется и исходное положение. Воспитатель одобряет тех, кто правильно, без остановки выполняет замах и бросок.

    По сравнению с предыдущей группой увеличивается расстояние до цели – 2-2,5 м, а при метании вдаль к концу года дети должны бросать мяч на расстояние не менеее 3,5 м «слабой» рукой и на расстояние 6,5 м «сильной» рукой. Надо отметить, что среди детей есть те, которые дальше бросают левой рукой, хотя могут рисовать, есть, лепить правой.

    Дети 4-5 лет могут бросать мяч о стену и поймать его, хотя вначале им трудно соразмерить силу толчка с возможностью поймать отскачивший мяч. Они то бросают слишком вяло, и мяч падает у стены; то бросают сильно и резко, и мяч отскакивает через голову. Эти упражнения дети выполняют индивидуально, многие из них еще присматриваются к движению.

Содержание упражнений для детей старшей группы (5-6 лет)

  1. Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (кегли, бабки и др.), катание «змейкой» между предметами.
  2. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд).
  3. Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой (не менее 4-6 раз подряд).
  4. Бросание мяча друг другу с хлопком.
  5. Бросание мяча друг другу и ловля из положения сидя.
  6. Брование мяча друг другу и ловля с поворотом кругом.
  7. Бросание мяча друг другу и ловля с отскоком от земли.
  8. Бросание мяча друг другу и ловля в движении.
  9. Отбивая мяч о землю двумя руками стоя на месте ( не менее 10 раз подряд).
  10. Отбивать мяч о землю двумя руками, продвигаясь вперед шагом в прямом направлении на расстояние 5-6 м.
  11. Отбивать мяч о землю одной рукой (правой и левой), продвигаясь вперед.
  12. Отбивать мяч о стенку с хлопком, поворотом, отскоком от земли.
  13. Метание в горизонтальную цель снизу правой и левой рукой с расстояния 3-4 м.
  14. Метание в вертикальную цель (цель которой на высоте 2 м от земли) правой и левой руки.
  15. Метание вдаль предметов разного веса правой и левой рукой.
  16. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину.
  17. Бросание двумя руками набивного мяча (вес до 1 кг) от груди и из-за головы.

    Методические указания: Используя полученные детьми в предыдущих группах навыки катания, воспитатель добивается, чтобы дети точно придерживались направления и дифферинцировали свои усилия в зависимости от того, на каком расстоянии расположены предметы. Для развития глазомера, точности проводятся игры в кегли, бабки. Такие игры, как правило, дети организуют самостоятельно, выполняют установленные правила, сорблюдают очередность, проявляют интерес к достижению хорошего результата. Воспитатель предлагает и более сложное задание – прокатить мяч или шарик «змейкой» между предметами. Дети должны понять, что успех упражнения обеспечивается не столько сильным и энергичным толчком, как это предлагалось сделать раньше, сколько частыми несильными толчками. Мяч или шарик не должен укатываться далеко в сторону. Это задание особенно трудно выполняют мальчики, стремящиеся добиться успеха максимальными усилиями, резкими движениями.

Движения бросания и ловли у детей 5 лет более непринужденные, свободные, без лишнего напряжения, в какой-то степени автоматизированные. Поэтому воспитатель шире включает в деятельность детей различные игры с мячом. Основными движениями в таких играх могут быть: передача и переброска мяча друг другу в парах, колоннах, по кругу. Воспитатель напоминает, чтобы дети были внимательны при приеме мяча, объясняет, что тот, кто ловит, не должен стоять неподвижно и ждать, когда мяч попадет в руки. Он должен следить за направлением летящего мяча, правильно рассчитывать и выполнять движение – сделать шаг вперед или, наоборот, отойти дальше, сместиться в сторону, присесть, подпрыгнуть.

Воспитатель подсказывает детям приемы игры у стенки – ловить с хлопком, поворотом, подскоком. Одобряет коллективные игры с мячом, старается включить в них тех, кто редко играет в мяч.

Гораздо непринужденнее дети 5 лет бросают мяч вверх, о землю и ловят. В старшей группе дети учатся бросать мяч под углом, чтобы его мог поймать играющий, стоящий напротив, или чтобы мяч попал в стенку и отскочил от нее в более удобном для ловящего положении.

Отбивание мяча о пол усложняется, оно проводится в сочетании с ходьбой. Мяч при этом отбивается мягким и плавным движением и не всей ладонью, а кончиками пальцев. Воспитатель напоминает, что надо направлять движение мяча не прямо перед собой, а несколько в сторону, иначе можно задеть его ногой. Так, если мяч отбивается правой рукой, то он должен ударяться о пол справа от носка правой ноги. Воспитатель продолжает следить за тем, чтобы дети упражнялись как правой, так и левой рукой. Как правило, упражнения с мячами выполняются всеми детьми, одновременно (бросание вверх, о землю и ловля, отбивание). Половиной группы (катание, перебрасывание, метание вдаль) или колоннами (метание в цель).

В метании вдаль и в цель воспитатель объясняет, каким должно быть исходное положение: одна нога выносится вперед, носок другой ноги развернут в сторону. Замах дети пытаются выполнить круговым маховым движением руки сначала вниз, затем назад до полного ее выпрямления, активным выносом над плечом вперед-вверх. Такое слитно выполняемое движение вначале удается немногим детям, чаще мальчикам. Надо показать детям правильный хват мяча: три пальца размещены сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку.

Содержание упражнений для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)

  1. Бросание мяча вверх и ловля двумя руками (не менее 20 раз подряд).
  2. Бросание мяча вверх и ловля одной рукой (не 10 раз подряд).
  3. Бросание мяча друг другу с хлопком, с поворотом, с отскоком от земли, в косом направлении.
  4. Бросание мяча друг другу в разных положениях: стоя лицом и спиной, стоя на коленях, сидя по-турецки, лежа.
  5. Катание друг другу набивного мяча.
  6. Бросание набивного мяча вперед снизу, от груди, через голову назад.
  7. Отбивание мяча о землю поочередно одной и другой рукой несколько раз подряд.
  8. Отбивать мяч о землю двумя руками, продвигаясь бегом на расстояние 6-8 м.
  9. Отбивать мяч о землю одной рукой, продвигаясь вперед в прямом направлении.
  10. Отбивать мяч о землю, продвигаясь по кругу.
  11. Отбивать мяч о землю, двигаясь «змейкой».
  12. Метание в горизонтальную цель правой и левой рукой с расстояния 4-5 м.
  13. Метание вдаль на расстояние 6-12 м правой и левой рукой.
  14. Метание в вертикальную цель правой и левой рукой.
  15. Метание в цель из исходных положений стоя на коленях, сидя, лежа.
  16. Метание в движущую цель правой и левой рукой.
  17. Метание вдаль с нескольких шагов.
  18. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину с места и с2-3 шагов.
  19. Отбивание мяча через сетку несколькими игроками с передачей друг другу (элементы волейбола).
  20. Бросание и ловля мяча от стены с разными заданиями: с отскоком от земли, с поворотом кругом, по косому направлению, с перепрыгиванием через отскочивший мяч.
  21. Метание вдаль и вверх предметов разного веса и формы.

    Методические указания: В подготовительной группе воспитатель старается закрепить правильные способы выполнения детьми катания, бросания и ловли, метания в цель и вдаль. Значительно возрастает при этом роль самостоятельных действий с мячом.

Хорошее владение мячом, позволяет предложить детям более сложные задания:

Бросать и ловить в разных положениях:

(стоя лицом и спиной, стоя на коленях, сидя скрестив ноги, лежа).

Детям 6-7 лет доступен бросок набивного мяча двумя руками разными способами: снизу, от груди, из-за головы.

    Усложняются задания, вклющающие отбивание мяча о землю двумя и одной рукой.

Воспитатель добивается от детей хорошего управления движением мяча, умения мягко отталкивать его пальцами рук, ударять о землю сбоку от ноги. Обязательно предусматривается обучение ведению мяча правой и левой рукой. Если дети выполняют задание легко и непринужденно, можно предложить вести мяч по дорожке, ограниченной линиями, зигзагом между предметами, вокруг большого обруча, стараясь выполнять движения как можно быстрее. Хорошо сочетать ведение мяча с забрасыванием его в баскетбольную корзину.

    Значительно более точно выполняют дети метание в цель, поэтому желательно уменьшить размеры мишени до 15-10 см, увеличить расстояние до нее. Вводится движущая цель, чаще используются подвижные игры типа «Сбей обруч».

    Закрепляются навыки бросания и метания в играх, объединяющих подгруппы детей.

    Шире следует применять и спортивные упражнения: настольный теннис, городки, бадминтон.

    У игровой стенки дети совершают свои движения, сами могут придумать интересные способы отбивания и ловли мяча: из-под руки,  стоя спиной и т.п.

    Мяч у детей от 2 до 7 лет имеет различные размеры, назначения и задачи в процессе игры. Если двухлетки только учатся перекатывать, бросать мяч, то у старших есть целый цыкл довольно сложных упражнений с мячом, например игра «Школа мяча».

Маленькие дети с удовольствием бросают, катают мячи, метают в цель, в корзину. Такие движения нравятся ребенку своей доступностью, они не требуют точно зафиксированного способа выполнения.

Мяч может быть брошен с меньшим или большим усилием в любом направлении. Его можно поймать любым удобным для каждого ребенка способом, одной или двумя руками, сразу или после отскока от земли, от стены, от других предметов. После формирования навыка бросания дети овладевают умением метать мяч. Движения бросания и метания по сути отличаются друг от друга. Метание отличается от бросания более широкими и активными движениями не только рук, но и ног, туловища. Катание тренирует мышцы пальцев и кисти, приучает соотнести мышечные усилия и направление мяча. Катать мяч можно в определенном напрвлении, между воротцами, по узкой дорожке, змейкой, друг к другу. (См приложение)

    Подбрасывать и ловить – более сложные движения, требующие хорошего глазомера. Полезно подбрасывание мяча вверх, оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом. Это упражнение помимо укрепления мышц плечевого пояса способствует улучшению осанки.

    Упражнения по метанию в цель важны для гармонического развития рук, для профилактики проявления осанки, развития координации движения, умения ориентироваться в пространстве, для обучения различным приемам игры в мяч, развития опорно-двигательного аппарата, а также профилактики его заболеваний.

Практические занятия:

  1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками;
  2. Подбросить мяч вверх, дать ему упасть и снова поймать его;
  3. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и затем поймать его;
  4. Подбросить мяч, как можно выше.
  5. Ударить мяч о землю так, чтобы он подскочил повыше;
  6. Поднять руки с мячом над головой, выпустить его и поймать на лету стоя на месте.
  7. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.
  8. Ударить мяч о стену. После того как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руами.
  9. Ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, стоя на рсстоянии 1,5 – 2 м.
  10. Бросить мяч вдаль на максимальное расстояние.
  11. Бросить мяч в цель на расстояние.
  12. Бросить мяч в центральный круг от периметра большого круга по различным мишеням:
  • Кегли;
  • Кубики;
  • Фигурки;
  1. Одним мячом на разных расстояниях (от1 до 3 м) попасть в другой мяч с нескольких попыток.
  2. Поставить кеглю на пол на расстоянии от1 до 3 м. ударом ноги по мячу (левой или правой поочередно) сбить кеглю.
  3. Поставить стул на расстоянии от 1 до 5 м от линии старта и сбивать поставленные предметы мячом.
  4. Поставить стул на расстоянии от 1 до 5м от линии и прокатить мяч между ножками стула, как в ворота, руками или ногами.
  5. Стоя по кругу на расстоянии 1,5 – 2 м бросать мяч друг другу так, чтобы он не упал на пол.
  6. Поставить корзину на расстоянии от 1 до 3м и бросать мяч одной рукой или двумя руками так, чтобы попасть в корзину.
  7. С небольшой горки сначала катить мяч, с потом бежать за ним.
  8. Закатывать мяч в лунку на расстоянии от 1 до 3м.
  9. Встать по кругу на расстоянии вытянутых рук и передавать друг другу сразу несколько мячей в одном направлении.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Опыт работы по теме «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»

   «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»Современное образование направлено на ребенка и его потребности, а так же на создание в дошкольном учрежде...

Статья из опыта работы "Использование "Бизибордов" в работе с детьми дошкольного возраста".

Главное преимущество данной технологии заключается в том, что ребенок может решать любую познавательную задачу в своем собственном темпе, без авторитарного вмешательства со стороны взрослого. Э...

«От воздушного шара до фитбола – «использование мячей в работе с детьми дошкольного возраста»

Доклад и презентация на тему «От воздушного шара до фитбола – «использование мячей в работе с детьми дошкольного возраста»...

Опыт работы педагога дополнительного образования на тему: «Использование нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста»

Участие педагога в дошкольной образовательной организацииКаждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. Какие они разные! У каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо ...

Логопедический массаж как часть комплексного коррекционного воздействия по преодолению речевых расстройств. Самомассаж мячами в работе с детьми дошкольного возраста.

Работая с детьми с тяжелой речевой патологией и туберкулёзной интоксикацией, целью профессиональной деятельности ставлю - коррекция и развитие всех языковых систем у детей с ОНР в процессе пребы...