«От воздушного шара до фитбола – «использование мячей в работе с детьми дошкольного возраста»
презентация по физкультуре

Алексеева Оксана Владиславовна
Доклад и презентация на тему «От воздушного шара до фитбола – «использование мячей в работе с детьми дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon alekseeva_o.v.pdf748.67 КБ
Файл alekseeva_o.v.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 «Павушка»

143988, Московская область, г. Балашиха, мкр. Новое Павлино, ул. Троицкая, д. 2, пом. 1

тел.: 8 498 785-75-75

       E-mail: madou_ds22@mail.ru

Доклад

«От воздушного шара до фитбола –

 «использование мячей в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель МАДОУ д/с № 22

Алексеева Оксана Владиславовна

высшая квалификационная категории

Г.о. Балашиха,

2020г.


      «Использование мячей в работе с детьми дошкольного возраста»

 Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.

     Обычно мяч рассматривают, в основном, как средство для развития физических качеств - ловкости, меткости, силы. Однако возможности этой игрушки далеко не исчерпываются этим. Мяч может способствовать развитию не только физических, но и многих психических способностей. Прежде всего, это общение и способность принимать и отдавать, выпускать и удерживать мяч.

     Основная цель - научить ребенка обхватывать и удерживать в руках круглые предметы разного объема (маленький мяч, который он может удерживать в одной руке, или большой надувной, который можно удерживать только двумя руками), осуществлять броски разной дальности и точности.

Мячи бывают разного размера, изготовленные из разных материалов:

  • Воздушный шарик;
  • Большой надувной мяч;
  • Теннисные мячи (диаметром 5-6 см);
  • Мячи от пинг-понга;
  • Спортивные резиновые мячи (средних размеров диаметром 8-12 см, большие мячи диаметром 18-20 см)
  • Тряпичные мячи;
  • Ватные мячи;
  • Клубки из ниток;

     Мяч как основной, наиболее удобный для бросания и метания предмет должен постоянно находиться в свободном распоряжении детей.

     Действие с мячом занимают большое место в работе по физическому развитию, используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткость. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность в движении.

     Воспитатель показывает, что с мячом можно выполнять разнообразные действия, помогает детям приобрести собственный двигательный опыт, умение обращаться с мячом: держать его в двух или одной руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать. После многочисленных упражнений появляется своеобразное «чувство мяча».

      Сам воспитатель должен правильно показать детям движение с соблюдением всех основных требований техники или для показа подготовить ребенка, умеющего хорошо выполнять упражнение.

     

  Катание - полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия. Малыши любят скатывать мяч с горки. В этом движении еще не требуется толчка мяча. Затем катание совершается в любом направлении, дети постепенно учатся выполнять активные движения пальцами обеих рук одновременно. Более сложное умение - катить мяч в определенном направлении: между воротиками, по узкой дорожке, друг другу, «змейкой». Для успешного прокатывания следует направлять мяч вперед, стараясь, чтобы он не уклонялся в сторону, толчок должен быть более сильным и уверенным.

     Бросание и ловля - более сложное движение, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска. Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанке.

При первоначальном овладении действиями с мячом большое место занимают индивидуальные упражнения, самостоятельные попытки детей играть с мячом: бросать его в любом направлении, использовать усвоенный способ броска - снизу, сбоку, от плеча. Вначале дети усваивают бросок мяча вперед-вверх. Это движение малыши не всегда выполняют одновременно обеими руками, не соблюдают нужного направления. Детям, затрудняющимся бросать мяч, воспитатель помогает: встает за ребенком и, держа его руки с мячом, выполняет вместе с ним бросок мяча вниз или вверх. Бросание в произвольном направлении сопровождается бегом за мячом. Постепенно воспитатель учит детей ловить мяч, отскочивший от пола, стены. В индивидуальных упражнениях ребенок бросает мяч воспитателю, который сможет поймать и неточно брошенный мяч, тогда как в игре двух маленьких детей часты неточные броски. Бег за упавшим мячом отвлекает детей от основного упражнения.

Бросок о землю должен выполняться вертикально вниз с соблюдением точности направления и определенной силы толчка. При слабом ударе приходится наклоняться вниз, чтобы поймать мяч, а при излишне сильном ударе мяч высоко взлетает и его трудно поймать. Успех в данном упражнении во многом зависит от состояния поверхности, поэтому бросание мяча вниз воспитатель организует на асфальтовой дорожке, плотной ровной площадке, веранде.

Мяч, брошенный вверх или отскочивший от земли, ловят двумя руками одновременным хватом с двух сторон или снизу, подставляя ладони под взлетевший мяч. Пальцы слегка согнуты, образуя как бы чашу. Мяч, брошенный воспитателем или сверстниками, надо ловить, не прижимая к груди, стараясь встретить при ловле пальцами, руки выпрямлять по направлению к летящему мячу, а поймав, согнуть их и подтянуть мяч к груди. Старшие дети ловко и непринужденно бросают и ловят мяч. Поэтому они могут находиться в разных положениях - сидя, стоя, парами, по кругу, передвигаясь. Удается старшим и сочетание разных движений с игрой в мяч, например, подбрасывать и ловить мяч приседая, подпрыгивая, чередовать бросание и ловлю с бегом.

   

Метание - движение ациклического типа. В дошкольном возрасте ребенку доступно метание вверх, вперед, вниз. Оно способствует развитию всех групп мышц, особенно плечевого пояса, а также воспитанию ловкости, гибкости, быстроты, равновесия, глазомера.

Метание может производиться на дальность и в цель. Первое должно предшествовать второму, т.к. при метании на дальность основное усилие направляется на овладение правильными приемами, одновременно дети упражняются в силе броска в соответствии с расстоянием. При метании в цель внимание ребенка сосредотачивается на попадании предмета в указанную цель.

С детьми дошкольного возраста применяются различные способы метания на дальность и цель:

  • Из-за спины через плечо
  • Прямой рукой снизу
  • Прямой рукой сверху
  • Прямой рукой сбоку

   В зависимости от характера цели, веса и величины метаемого снаряда выбирается способ метания. При этом младшие дети охотнее пользуются способом метания согнутой рукой от плеча, старшие чаще бросают из-за головы. Старшие дети должны точно выполнять указания, какой рукой бросить предмет.

Примерные упражнения в катании, бросании, ловле и метании

(по возрастным группам)

Содержание упражнений для детей первой младшей группы (2-3 лет)

Катание мяча с горки или ската и бег за ним.

Катание мяча воспитателю двумя руками в положении сидя и стоя.

Катание мяча друг другу с расстояния 1-1,5 м.

Бросание мяча двумя руками снизу вперед и вверх.

Бросание мяча от груди двумя руками вперед.

Бросание мяча воспитателю.

Ловля мяча от воспитателя с расстояния до 1 м.

Бросание большого мяча двумя руками через веревку.

Бросание маленького мяча одной рукой (правой и левой) через веревочку, натянутую на уровне поднятой руки ребенка с расстояния 1-1,5 м.

Метание большого мяча двумя руками снизу в горизонтальную цель.

Метание маленького мяча правой и левой рукой в горизонтальную цель (корзину, ящик) с расстояния 100-125 см.

Метание мяча вдаль правой и левой рукой.

Метание маленького мяча с расстояния до 1 м в вертикальную цель, находящуюся на уровне глаз ребенка.

Содержание упражнений для детей второй младшей группы (3-4 лет)

Катание мяча друг другу с расстояния 1,5 - 2 м. в положении сидя, ноги врозь, скрестив ноги или стоя.

Катание мяча через ворота (ширина 60-50 см) с расстояния 1-1,5 м.

Бросание мяча двумя руками от груди.

Бросание мяча двумя руками из-за головы.

Бросание и ловля мяча от воспитателя с расстояния 1-1,5 м.

Бросание мяча вверх и попытки ловить.

Бросание мяча о землю и попытки ловить.

Бросание большого мяча двумя руками через веревку, сетку.

Бросание маленького мяча одной рукой через веревку, сетку.

Метание в горизонтальную цель двумя руками снизу и от груди с расстояния 1,5-2 м.

Метание в горизонтальную цель одной рукой.

Метание в вертикальную цель сверху правой и левой рукой с расстояния 1-1,5 м.

Содержание упражнений для детей средней группы (4-5 лет)

Катание мяча друг другу с расстояния 1,5-2 м.

Катание мяча в ворота (ширина 50-40 см) с расстояния 1,5-2 м.

Катание мяча с попаданием в предметы (расстояние 1,5-2 м).

Катание мяча между палками, линиями, шнурами (длина дорожки 2-3 м).

Бросание мяча вверх и ловля (не менее 3-4 раз подряд).

Бросание мяча о землю и ловля.

Бросание мяча друг другу и ловля его с расстояния 1-1,5 м.

Бросание мяча двумя руками от груди через сетку или веревку, натянутую на высоте поднятой руки ребенка (стоя на расстоянии 2 м).

Бросание мяча двумя руками из-за головы в положении стоя и сидя.

Отбивать мяч о землю двумя руками, стоя на месте.

Отбивать мяч о землю одной рукой.

Метание вдаль правой и левой рукой (к концу года на расстояние не менее 3,5-6,5 м).

Метание в горизонтальную цель с расстояния 2-2,5 м правой и левой рукой.

Метание в вертикальную цель (высота центра мишени 1,5 м) с расстояния 1,5-2 м правой и левой рукой.

Бросание мяча о стену и ловля (в индивидуальных играх).

Содержание упражнений для детей старшей группы (5-6 лет)

Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (кегли, бабки и др.), катание «змейкой» между предметами.

Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд).

Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой (не менее 4-6 раз подряд).

Бросание мяча друг другу с хлопком.

Бросание мяча друг другу и ловля из положения сидя.

Бросание мяча друг другу и ловля с поворотом кругом.

Бросание мяча друг другу и ловля с отскоком от земли.

Бросание мяча друг другу и ловля в движении.

Отбивая мяч о землю двумя руками стоя на месте (не менее 10 раз подряд).

Отбивать мяч о землю двумя руками, продвигаясь вперед шагом в прямом направлении на расстояние 5-6 м.

Отбивать мяч о землю одной рукой (правой и левой), продвигаясь вперед.

Отбивать мяч о стенку с хлопком, поворотом, отскоком от земли.

Метание в горизонтальную цель снизу правой и левой рукой с расстояния 3-4 м.

Метание в вертикальную цель (цель которой на высоте 2 м от земли) правой и левой руки.

Метание вдаль предметов разного веса правой и левой рукой.

Забрасывание мяча в баскетбольную корзину.

Бросание двумя руками набивного мяча (вес до 1 кг) от груди и из-за головы.

Содержание упражнений для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)

Бросание мяча вверх и ловля двумя руками (не менее 20 раз подряд).

Бросание мяча вверх и ловля одной рукой (не 10 раз подряд).

Бросание мяча друг другу с хлопком, с поворотом, с отскоком от земли, в косом направлении.

Бросание мяча друг другу в разных положениях: стоя лицом и спиной, стоя на коленях, сидя по-турецки, лежа.

Катание друг другу набивного мяча.

Бросание набивного мяча вперед снизу, от груди, через голову назад.

Отбивание мяча о землю поочередно одной и другой рукой несколько раз подряд.

Отбивать мяч о землю двумя руками, продвигаясь бегом на расстояние 6-8 м.

Отбивать мяч о землю одной рукой, продвигаясь вперед в прямом направлении.

Отбивать мяч о землю, продвигаясь по кругу.

Отбивать мяч о землю, двигаясь «змейкой».

Метание в горизонтальную цель правой и левой рукой с расстояния 4-5 м.

Метание вдаль на расстояние 6-12 м правой и левой рукой.

Метание в вертикальную цель правой и левой рукой.

Метание в цель из исходных положений стоя на коленях, сидя, лежа.

Метание в движущую цель правой и левой рукой.

Метание вдаль с нескольких шагов.

Забрасывание мяча в баскетбольную корзину с места и с2-3 шагов.

Отбивание мяча через сетку несколькими игроками с передачей друг другу (элементы волейбола).

Бросание и ловля мяча от стены с разными заданиями: с отскоком от земли, с поворотом кругом, по косому направлению, с перепрыгиванием через отскочивший мяч.

Метание вдаль и вверх предметов разного веса и формы.

Практические занятия

Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками;

Подбросить мяч вверх, дать ему упасть и снова поймать его;

Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и затем поймать его;

Подбросить мяч, как можно выше.

Ударить мяч о землю так, чтобы он подскочил повыше;

Поднять руки с мячом над головой, выпустить его и поймать на лету стоя на месте.

Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

Ударить мяч о стену. После того как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руками.

Ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, стоя на расстоянии 1,5 - 2 м.

Бросить мяч вдаль на максимальное расстояние.

Бросить мяч в цель на расстояние.

Бросить мяч в центральный круг от периметра большого круга по различным мишеням: кегли; кубики; фигурки.

Одним мячом на разных расстояниях (от1 до 3 м) попасть в другой мяч с нескольких попыток.

Поставить кеглю на пол на расстоянии от1 до 3 м. ударом ноги по мячу (левой или правой поочередно) сбить кеглю.

Поставить стул на расстоянии от 1 до 5 м от линии старта и сбивать поставленные предметы мячом.

Поставить стул на расстоянии от 1 до 5м от линии и прокатить мяч между ножками стула, как в ворота, руками или ногами.

Стоя по кругу на расстоянии 1,5 - 2 м бросать мяч друг другу так, чтобы он не упал на пол.

Поставить корзину на расстоянии от 1 до 3м и бросать мяч одной рукой или двумя руками так, чтобы попасть в корзину.

С небольшой горки сначала катить мяч, с потом бежать за ним.

Закатывать мяч в лунку на расстоянии от 1 до 3м.

Встать по кругу на расстоянии вытянутых рук и передавать друг другу сразу несколько мячей в одном направлении.

Спортивные игры

Бадминтон, хоккей, футбол и другие спортивные игры могут быть использованы для спортивных развлечений детей в дошкольном возрасте, начиная с 5-6 лет. В этом возрасте осваивают лишь отдельные элементы игр с эпизодическим привлечением элемента соревнования.

Особенности методики обучения

    При разучивании ловли, передачи, ведения и броска мяча подводящие упражнения играют важную роль. Они имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими для детей. Подводящие упражнения позволяют выделить главное звено изучаемого движения, что облегчает освоение двигательного действия.

      На начальном этапе формирования навыков владения мячом внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения движения, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. Если дети еще полностью не усвоили новое движение, навык еще не сформирован, то соревнования на скорость выполнения движения способствует не правильному их закреплению. Но это не значит, что на начальном этапе формирования действий с мячом основным методом обучения должно быть только упражнение. Широкое применение игрового метода возможно уже с самого начала. Используя игры и игровые упражнения, которые могут составлять 60-70%, удовлетворим желание детей играть. Эффективно использование подвижных игр, где каждый играющий действует за себя, в сочетании с обучением.

      В дальнейшем целесообразно применять подвижные игры, в которых результат команды зависит от участия каждого ребенка, действующего независимо от своих партнеров. Такие игры повышают ответственность ребенка перед командой и побуждают его действовать наиболее эффективным способом, мобилизуя максимальные усилия для достижения наилучшего результата.

     После того как дети научаться правильно ловить, передавать, вести и бросать мяч четко, в быстром темпе, без особых усилий, появляется возможность играть в более сложные, более близкие к баскетболу. А также в баскетбол по упрощенным правилам. В таких играх дети должны взаимодействовать с мячом, что повышает активность и создает условия для быстрейшего и осмысленного формирования навыков действий с мячом.

В играх с мячом необходимо учить детей согласовывать свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности. Для этого в группе можно создать постоянные команды, поощрять верность друзьям по команде, предостерегая детей от перехода на сторону противника, хотя этим условным противником и являются дети своей группы.

         В играх с мячом следует вырабатывать у детей привычку поступаться личными интересами ради достижения общей цели. Для этого можно использовать ограничение действий с мячом ввести дополнительные требования. Например, ограничение расстояния ведения мяча, включение задания бросать мяч ловцу после того, как мяч обойдет всех игроков команды.

Часто в играх с мячом возникает необходимость оказывать помощь игроку, попавшему в затруднительное положение, при этом иногда приходится рисковать любимой ролью в игре. К этому следует приучать детей.

       В качестве одного из тактических элементов во многих играх с мячом допускается и поощряется применение игроками отвлекающих действий. Они направлены на то, чтобы отвлечь внимание противника путем ложных действий, предшествующих основным, с целью обыгрывания его. Дети старшего дошкольного возраста усваивают такие действия с мячом и без мяча. За отвлекающие действия ребята поощрялись тогда, когда это помогало освободиться от опеки товарища, выйти на свободное место для получения мяча или занять удобную позицию для броска мяча в корзину или его передачи. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы не допускался обман, являющийся прямым нарушением правил игры.

Условия проведения учебного процесса

Игры с мячом проводятся весной, летом, осенью во время прогулок. Продолжительность их 15-20 минут. Целесообразно сочетать игры на прогулке с занятиями по физической культуре. Если занятия проводятся с утра, то игры с мячом лучше организовать во время прогулки после дневного сна и наоборот. Нецелесообразно сразу после окончания занятий: рисованием, математикой, родным языком и др. - проводить обучение элементам баскетбола во время прогулки. Лучше дать детям возможность некоторое время заниматься другими видами деятельности: дети устают на занятиях, а для усвоения определенных действий с мячом, правил игры им придется опять сосредоточить внимание, думать, что приведет к дополнительной мыслительной нагрузке.

      Если одна подгруппа детей играет с мячом, воспитатель может в это время руководить другой подгруппой по выполнению спортивных упражнений или совершенствованию основных движений, не оставляя совсем без контроля играющих детей.

Примерные упражнения, подготавливающие к обучению

техники передачи - ловли мяча

1. Бросание мяча вверх и ловля его одной или двумя руками.

2. Бросание мяча вниз перед собой и ловля его одной и двумя руками.

3. Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом, одной и двумя руками.

4. Бросание мяча вверх с ударом вниз об поле и ловля его двумя руками.

5. Бросание мяча вверх перед собой с хлопком и ловля его.

6. Удары мячом о пол с хлопком в ладоши, поворотом кругом и ловля его.

7. Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.

8. Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.

9. Передача мяча в шеренге и по кругу.

10. Передача мяча двумя и одной рукой друг другу в паре.

Упражнения, подготавливающие к ведению мяча

1. Удары мячом о пол одной рукой и ловля его двумя руками стоя и при ходьбе.

2. Удары мяча о пол правой рукой и ловля левой рукой, и наоборот.

3. Ведение мяча на месте правой и левой рукой.

4. Отбивание мяча на месте правой и левой рукой.

5. Ведение мяча на месте правой и левой рукой с последующей передачей мяча двумя руками произвольным способом.

6. Чередование подбрасывания мяча с ударами о пол.

7. Ведение мяча, ударяя ладонью по нему (произвольным способом).

8. Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча.

9. Ведение мяча вокруг себя.

10. Ведение мяча с изменением скорости и направления передвижения.

Упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину

1. Перебрасывание мяча через сетку, натянутую выше головы ребенка (произвольным способом).

2. Метание мяча в обруч, расположенный на полу, с расстояния 2-2,5 метра, снизу, сверху и из-за головы.

3. Удары мячом о пол и броски его в баскетбольный щит.

4. Бросок мяча в корзину, бросок мяча в корзину, стоящую на полу, удобным для детей способом.

5. Бросок мяча в корзину после ведения с фиксацией остановки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Опыт работы по теме «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»

   «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»Современное образование направлено на ребенка и его потребности, а так же на создание в дошкольном учрежде...

Логопедический массаж как часть комплексного коррекционного воздействия по преодолению речевых расстройств. Самомассаж мячами в работе с детьми дошкольного возраста.

Работая с детьми с тяжелой речевой патологией и туберкулёзной интоксикацией, целью профессиональной деятельности ставлю - коррекция и развитие всех языковых систем у детей с ОНР в процессе пребы...

«Использование мяча в работе с детьми дошкольного возраста»

Использование Мяча в работе с детьми дошкольного возраста...