Музыка и речь
консультация (старшая группа) на тему

Саворыгина Инна Николаевна

Консультация для музыкальных руководителей и логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_logopedom_-muzyka_i_rech.doc79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для музыкальных руководителей и логопедов

                               

                          Музыка и речь

Музыка и речь – наиболее важные формы человеческого общения. Речь может принимать разные формы, она может быть внешней (общение), внутренней (средства мышления), устной, письменной (запоминание информации); речь также может быть представлена в форме монолога или диалога (односторонний и двусторонний обмен информацией) и т.д. Вместе с тем, качество речи, способы ее построения, ее смысл дают нам представление о личности человека, который ею пользуется. Характеризуя речь, мы можем говорить о ее музыкальности и о таких понятиях, как гармония, благозвучие. Особая «общительность» музыки вытекает из ее универсальной природы, специфики ее выразительных средств. В физических свойствах музыкального звука уже заключена вероятность вовлечения слушателя в музыкальный поток. Музыка с ее высотной, ладовой, метрической организацией воздействует на психику человека, на деятельность сердца, артериальное давление, обмен веществ, работоспособность, о чем писал еще В.М. Бехтерев. Причем восприятие музыки, подобно языку, может происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия (А.В.Торопова). Американские исследователи пришли к выводу, что мозг человека с момента рождения способен к восприятию музыки и она является своего рода  предъязыком.  Есть даже предположение, что музыка является архаичной формой мышления (Lehtonen 1995). Подобные утверждения лишний раз доказывают, что музыкальное искусство, как форма общения, на протяжении веков вбирало в себя опыт всей человеческой коммуникации. Музыка и речь – это звуковые процессы с характерными для них общими объективными законами, расчлененностью, звуковой стилистикой, распределением акцентов и кульминаций. Композиция, форма, ритм, звук, слово, темп, динамика, ритм, интонация, ударение группируются вокруг общих закономерностей художественно-образного языка музыки и человеческой речи. Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!

В работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, а также эмоциональную сферу.

Музыкальные занятия с элементами логоритмики помогают устранять речевые проблемы, а также развивают дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям: коррекционно-развивающее, информационно-консультативное. Осуществляя свою работу и учитель-логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

структуру речевого нарушения;

осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;

Музыкальный руководитель и учитель-логопед предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми. Занятия проводятся систематически, т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы. При проведении осуществляется индивидуальный подход, учитывается возраст детей, структура речевых нарушений, постепенное усложнение содержания.

Задачи, стоящие перед музыкальным руководителем и учителем - логопедом

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционные

Укреплять костно-

мышечный аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

Формировать способность восприятия музыкальных образов.

Совершенствовать личностные качества.

Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный аппарат.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом    учитель-логопед: 

 занимается постановкой диафрагмально-речевого дыхания;

 укрепляет мышечный аппарат речевых органов средствами логопедического массажа;

 формирует артикуляторную базу для исправления неправильно произносимых звуков;

 проводит коррекцию нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию;

 развивает фонематическое восприятие, анализ и синтез;

 совершенствует лексико-грамматическую сторону речи;

 обучает умению связно выражать свои мысли;

 обучает грамоте, проводит профилактику дисграфии и дислексии;

 совершенствует мелкую моторику;

Музыкальный руководитель развивает и формирует:

 слуховое внимание и слуховую память;

 пространственные представления;

 зрительную ориентировку;

 координацию движений;

 умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

 фонематического слуха.

Схема взаимодействия учителя-логопеда и    музыкального руководителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (экология, музыка, развитие речи) «ЗИМА НЕ ЛЕТО - В ШУБУ ОДЕТА»

Данное занятие направлено на  закрепление знаний детей о времени года – зима, воспитывая любовь к природе, бережное отношение к ней, желание принимать участие в охране природы....

Интегрированная образовательная деятельность "Как помирить овощи" (музыка+развитие речи+аппликация) для детей старшей группы

Интегрированная образовательная деятельность "Как помирить овощи" (музыка+развитие речи+аппликация) для детей старшей группы...

Интегрированная образовательная деятельность "Капустная вечеринка" (музыка+развитие речи+аппликация) для детей 6-7 лет

Интегрированная образовательная деятельность "Капустная вечеринка" (музыка+развитие речи+аппликация) для детей 6-7 лет...

"Музыка и речь"

Развитие речи через различные музыкальные формы и приёмы....

Консультация для родителей "Музыка и речь"

В данной консультации рассматривается вопрос о влиянии музыки на здоровье ребенка, в частности на развитие речи. К консультации прилагаются советы родителям и анкета....

Музыка и речь

Музыка и речь – наиболее важные формы человеческого общения. Речь может принимать разные формы, она может быть внешней (общение), внутренней (средства мышления), устной, письменной (запоминание информ...

«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...