Малахитовая шкатулка
рабочая программа (средняя, старшая группа) по теме

Уткина Татьяна Павловна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №25 компенсирующего вида

Петродворцового района города Санкт-Петербурга

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Малахитовая шкатулка"

(бисероплетение для детей 4-7 лет)

Автор: Уткина Т. П.

2018

Санкт-Петербур



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Старший возраст.

1. Бисероплетение - вид народного искусства.

Бисер в древней Руси.

Рассказ педагога детям об основных видах бисероплетения

(вышивание, ткачество, вязание, плетение)

о бисерном производстве в древней Руси, о предметах женского туалета,

об одежде, об обуви украшенных бисером.

1.1. Техника безопасности. Материалы для работы.

Рассматривание рабочих материалов: проволоки, бисера, стекляруса, изделий

из бисера.

Демонстрация детям приемов: низание, связка, затягивание.

Вьполнение приемов детьми. Отсчитывание бисера во время низания.

2. «Грибы»

Выполнение приема низание бисера на одну сторону рабочей проволочки.

Педагог показывает детям прием бисероплетения - связка через две, три и

более бисерин.

Работа над выбором цвета. Составление композиции на прямоугольной форме.

2.1. «Божья коровка»

Педагог показывает детям схемы и объясняет, как их читать.

Низание бисера на одну сторону рабочей нити, выполнение связки.

Работа над выбором цвета для изготовления поделки.

2.2. «Жуки на лугу»

Выбор основы - фона для построения композиции,

2.3. «Дед Мороз и Снегурочка»

Низание бисера на одну сторону рабочей проволочки.

Научить приему плетения рук.

Закрепление краев поделки.

Выполнение узоров из бисера.

Работа над выбором цвета.

2.4. «Цветы»

Дети выбирают тему работы.

Педагог объясняет, как правильно подобрать бисер для работы (форма, размер, цвет).

Плетение по схеме. Сборка деталей в цветок.

2.5. «Букет для мамы»

Плетение зеленых листочков, при этом пользоваться схемой.

Изготовление букета из сплетенных цветов.

Составление рассказов о своих букетах.

2.6. Педагог рассказывает детям о последовательности плетения бабочки.

Выполнение узора из бисера, сочетающегося по цвету.

Отсчет бисерин для плетения узоров. Определение основной детали.

При необходимости педагог оказывает детям помощь.

2.7 Панно «Бабочки»

Оформление композиции.

Педагог предлагает подобрать форму и фон, который будет сочетаться с цветом

сплетенных бабочек.

Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы.

Старший возраст.

РАЗДЕЛ 1.

Бисероплетение - один из видов народного искусства.

Бисер в древней Руси.

Изделия из бисера.

Занятия с детьми по данному разделу проводятся в форме беседы с показом

наглядного материала.

На занятиях педагог показывает приемы работы с бисером.

Напоминает о выполнении правил безопасной работы.

РАЗДЕЛ 2.

«Грибы», «Божья коровка», «Жуки на лугу», «Дед Мороз и Снегурочка»,

«Цветы», «Букет для мамы», «Бабочки», панно «Бабочки».

Занятия проводятся в форме игры с демонстрацией приемов, с

использованием наглядного материала в виде готовых поделок и иллюстраций.

Игровые методы используются как во время объяснения, так и во время

самостоятельной работы.

На занятиях дети работают по схемам, читают их.

Много времени отводится работе с цветом: составление бисерных узоров,

подбор контрастного цвета, сочетание цвета фона с цветом поделок.

Дети отвечают на заданные вопросы. Рассказывают о своих сплетённых

поделках,

Составляют композиции на круглой, квадратной и прямоугольной

формах.

Навыки умения детей проверяются с помощью ответов на вопросы,

самостоятельной работы, выставок.

5. Учебно-тематический план. Старший возраст.

 №

месяц

Название тем

Всего

Время

п/п

занятий

проведения

1.

Бисероплетение один из видов

2

30 минут

народного искусства.

Бисер в древней Руси.

сентябрь

1.1.

Изделия, сплетенные из бисера.

2

30 минут

Техника безопасности во время

работы с бисером.

2.

октябрь

«Грибы»

4

30 минут

2.1.

«Божья коровка»

2

30 минут

ноябрь

2.2.

«Жуки на лугу»

2

30 минут

2.3.

Декабрь -

«Дед Мороз и Снегурочка»

8

30 минут

январь

2.4.

«Цветы» (тюльпаны, ромашки,

6

30 минут

Февраль -

подснежники)

март

2.5.

«Букет для мамы»

2

30 минут

2.6,

Апрель -

«Бабочки»

6

30 минут

май

30 минут

2.7.

Панно «Бабочки»

2

ИТОГО:

36

18 часов

Дополнительные темы:

«Золотая рыбка»

«Крокодил»

«Паук», «Муха»

«Девочка с косичками»

«Набор чайной посуды»

<<Коврик с узором»

Дидактический материал к программе

• Специальная литература

• Иллюстрации

• Изделия из бисера

• Карандаши

• Тетради в клеточку

• Раздаточный материал (карточки-схемы)

• Детские работы из бисера

• Иллюстрации к сказкам.

Материалы, необходимые в работе:

• Бисер

• Рубленый бисер

• Стеклярус

• Бусины

• Леска

• Проволока

• Ножницы

• Разноцветная ткань

• Круглые, квадратные и прямоугольные формы.

список литературы

1 . Литвинец Э. «Бусинка за бусинкой»

2. Божко А. «Бисер»

3. Котова И.Н., Котова А.С. «Гармония цветов»

4. Котова И.Н., Котова А.С. «Очарование цепочки»

5. Издательство «Внешсигма» «Бисероплетение для девочек»

б. Лындина Ю. «Фигурки из бисера»

7. Нагибина М.И. «Плетение для детворы из ниток прутьев, коры».



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направленность дополнительной образовательной программы

Данная дополнительная образовательная программа направлена на обучение детей народно-прикладному искусству, в частности бисероплетению.

Эта программа очень важна и актуальна, так как в наше время старинный

промысел бисерного рукоделия получает новое рождение.

Путь формирования творческих способностей и художественного вкуса

начинается для ребенка с накопления разнообразных эстетических

впечатлений, особенно зрительных, осязательных и слуховых.

Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного,

развить у них творчество и художественный вкус.

Программа позволяет начать обучение со среднего возраста.

Цели:

Целями данной программы является знакомство детей с одним из видов

народного творчества - бисероплетением, развитие художественного вкуса,

развитие эстетических чувств, развитие мелкой моторики, развитие умственных

способностей.

Задачи:

Задачи данной программы

Образовательные - научить детей приемам бисероплетения, читать схемы и

применять их во время работы.

Научить детей составлять композицию на разнообразных формах.

Развивающие - развитие математических и творческих способностей.

Коррекционные - развитие речевых навыков, развитие мелкой моторики,

развитие моторно-зрительной координации, развитие пространственной

ориентировки.

Воспитательные - развитие художественно-эстетических чувств, любви к

природе, к Родине, к своему народу.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих

Специфика данной программы обусловлена возрастной категорией детей, на которую она рассчитана.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы.

Темы и задания предназначены для выполнения детьми 4 - 7 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

Тематический план включает в себя 12 часов - 36 занятий;

1 занятие по 20 минут для детей среднего возраста и

18 часов - 36 занятий; 1 занятие по 30 минут для детей старшего возраста.

Формы и режим

Занятия по программе проводятся в группах организованного набора -

воспитанников ГБДОУ.

Формой организации учебных занятий является групповая форма.

Работа педагога с воспитанниками осуществляется на основе словесных,

наглядных и практических методах.

Ожидаемые результаты, способы и проверки.

По итогам годового обучения дети должны знать и уметь:

- усвоить приемы бисероплетения,

- читать схемы,

- составлять композиции,

- развить внимание, память, чувство цвета, моторику пальцев, разговорную

речь, усидчивость, терпение,

- закрепить навыки счета, пространственную ориентировку.

Контроль за занятиями детей предлагается вести:

• ответы на вопросы педагога

• самостоятельная деятельность детей.

Формы подведения итогов

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является организация выставки детских работ.

Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы.

Средний возраст.

Описание форм проведения занятий по разделам.

РАЗДЕЛ 1.

Рассказ о старинном промысле бисерном рукоделии.

Рассматривание материалов.

Техника безопасности во время работы.

«Колечко на палец», «Бусы», «Браслет», «Цепочка колечки».

Занятия проводятся в форме беседы с демонстрацией наглядного

материала: бисера, стекляруса, бусин, лески, проволоки, поделок из бисера,

иллюстраций из книги «Бусинка за бусинкой».

Занятия имеют форму игры с демонстрацией приемов бисероплетения:

связка через одну бисерину, плетение двумя рабочими проволочками или

лесками.

РАЗДЕЛ 2.

«Змея», «Ободок для куклы», «Ромашка с листочками», «Составление

композиции», «Незабудка», «Зеленый листочек», «Сборка незабудки».

Занятие имеет форму игры с демонстрацией готовых изделий из бисера и

цветных иллюстраций.

На занятиях демонстрируются приемы бисероплетения: плетение одной

рабочей проволочкой, выполнение связки через две, три бисерины.

Педагог показывает детям, как нужно собирать детали в готовую поделку.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Средний возраст.

1. Рассказ о старинном промысле - бисерном рукоделии.

Педагог рассказывает детям о том, что такое бисер, об основных видах

бисерного искусства (вышивание, вязание, ткачество, плетение).

Педагог особо обращает внимание детей на бисерное плетение.

1.1.Ha занятиях педагог знакомит детей с правилами безопасной работы с

бисером.

Дети рассматривают леску, проволоку, бусины, бисер, стеклярус.

1.2. «Колечко на «палец» 

Педагог учит детей приемам бисероплетения (низание леской или проволокой,

связка через одну бисерину).

 

1.3. «Бусы» «Браслет» 

Дети продолжают осваивать приемы бисероплетения.

В работе используют бисер или бусины разного цвета

(следить за сочетанием цвета).

1.4. «Цепочка», «Колечки» 

Педагог показывает детям новый способ плетения - двумя рабочими

проволочками или лесками.

Закрепление приема - связка.

Педагог обращает внимание на цветовое решение.

2. «Змея»

Педагог показывает новый прием (связка через две, три бисеринки).

Плетение простой цепочки с узором.

Педагог демонстрирует и объясняет последовательность плетения узора.

2.1. «Ободок для куклы» 

Педагог предлагает выполнить простую цепочку «крестик».

Бисер нижется на две рабочие проволочки или лески.

Дети упражняются в выполнении связки и чередовании бисера по цвету.

2.2. «Ромашка с листочками»

 

Плетение цепочки с выполнением связки через одну, две и три бисеринки.

Под руководством педагога дети подбирают цвет бисера для поделки.

Демонстрация детям приема плетения серединки цветка (последовательное

низание бисера на проволоку).

2.3 «Сборка ромашки», «Составление композиции на круге» 

Демонстрация приемов сборки цветка из сплетенных деталей,

плетение тычинок (последовательный набор бисерин).

Дети вместе с педагогом составляют композицию из цветов на круге.

 

2.4. Выполнение приема низания бисера на одну рабочую проволочку.

2.5. Закрепление навыков плетения лепестков, листочков, середины

цветка.

2.6. Дети самостоятельно подбирают цвет бисера, собирают из деталей

готовую поделку.

4. Учебно-тематический план. Средний возраст.

месяц

Название тем

Всего

Время

п/п

занятий

проведения

1.

Рассказ воспитателя о

1

20 минут

 старинном промысле -

I

I

бисерном рукоделии.

1.1.

Рассматривание бусин, бисера,

1

20 минут

Сентябрь -

стекляруса, лески, проволоки.

октябрь

Характеристика материалов.

Техника безопасности во время

работы.

1.2.

«Колечко на палец»

3

20 минут

1.3.

«Бусы», «Браслет»

3

20 минут

1.4.

ноябрь

«Цепочка», «Колечки»

4

20 минут

2.

декабрь -

«Змея»

4

20 минут

январь

I 2.1.

«Ободок для куклы»

4

20 минут

2.2.

«Ромашка с листочком

6

20 минут

2.3.

Февраль -

«Сборка ромашки».

2

20 минут

март

Составление композиции на

круге

I

2.4 .

.

«Незабудка»

4

20 минут

Апрель

2.5.

май

«Зеленые листочки»

3

20 минут

2.6.

«Сборка незабудки»

1

20 минут

ИТОГО:

36

12 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Малахитовая шкатулка или полезные ископаемые"

-Сбор информации и иллюстративного маетриала о камнях и их использовании;-Сбор камней для создания коллекции;-Чтение уральских сказов Павла Бажова;-Научные опыты(из чего сделана Земля,исчезающий мел, ...

Интегрированное занятие по сказам П. Бажова "Малахитовая шкатулка"

Познавательное занятие патриотического содержания: ручной труд с нетрадиционной техникой рисования....

Проект «Малахитовая шкатулка»

Расширять знания об окружающем мире, познакомить детей с минералами их свойствами, применением, профессиями связанными с ними....

Беседа с детьми старшей группы "Малахитовая шкатулка"

Знакомит детей с произведениями П.Бажова...

Иллюстрации к сказке П.Бажова "Малахитовая шкатулка"

Иллюстрации к сказке П.Бажова "Малахитовая шкатулка" художниками Палехаможно использовать на занятиях по развитию речи , рисовании...

Игра -викторина "По следам малахитовой шкатулки" открытое мероприятие

Игра-викторина "По следам малахитовой шкатулки" Воспитатель: Ковальская С.В.Цель: Закрепление и уточнение знаний детей о сказах Павла Петровича Бажова, о горном парке, о минералах Урала. Зад...