Условия организации игры в детском саду
консультация на тему

Кретинина Елена Константиновна

МКДОУ Новоживотинновский детский сад

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Условия организации игры в детском саду»

 

Воспитатель: Кретинина Е.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 год

 

 

 

 

По мнению Ожегова С. И., педагогическое условие – это внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, интенционально предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса.

Значительная роль в развитии диалогической речи является сюжетно-ролевая игра.

Воспитатель должен помочь овладеть детям игровыми умениями. Для этого педагог должен соблюдать условия.

Одно из условий, заключается в том, что для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.

Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Воспитатель, общаясь с детьми на занятиях, в различные режимные моменты, занимает позицию учителя, т. е. требует, задает, оценивает и даже наказывает. Вероятно, такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса. В совместной игре с детьми педагог должен сменить её на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал себя бы вне оценок.

Из этого следует следующее условие организации сюжетно-ролевой игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ её построения.

Следующее условие организация сюжетно-ролевой игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Однако, эти условия «повиснут в воздухе», если не будет определена реальная опора, на которую может опираться воспитатель при формировании игровых умений у детей.

Итак, на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания для самостоятельной игры дошкольников.

Ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли:

– ребенок берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Следовательно, знакомство с действительностью – главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры;

– знакомство с этой действительностью должно происходить таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность;

– в результате этого знакомства у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к действительности взрослого человека.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.

Комплексный метод можно также рассматривать как одно из условий использования сюжетно-ролевых игр. В исследованиях Е. В. Зворыгиной представлен комплексный метод руководства игрой, включающий в себя 4 основных компонента. Первый компонент метода – это деятельность педагога, направленная на планомерное обогащение опыта детей в соответствии с возрастом и требованиями «Программы». На занятиях, прогулках, при чтении книг, рассматривании иллюстраций педагог расширяет представления детей об окружающем: предметах, социальных явлениях, деятельности взрослых, формируя эмоционально-нравственные оценки. Это содержание, по мнению автора, при определенных условиях может стать источником возникновения замысла игры детей.

Второй компонент метода – обучающая игра как способ перевода реального опыта ребенка в игровой, условный план. Обучающей игрой могут стать дидактические, театрализованные, подвижные игры, а также игры-шутки, игры-загадки, разыгрывание воспитателями с детьми отдельных игровых ситуаций – все то, что обеспечивает усвоение ими способов воспроизведения в игре действительности.

Условиями возникновения игрового замысла и его реализации являются следующие два компонента метода: своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком во время игры. Предметно-игровая среда, как считает автор, должна способствовать, с одной стороны, закреплению полученных ребенком впечатлений при ознакомлении с окружающем в обучающих играх, а с другой стороны – развитию его самостоятельности и творчества в поиске разных способов воспроизведения действительности

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, мы выделили следующие условия проведения сюжетно-ролевой игры как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста:

- разнообразие игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых;

- разнообразие сюжетов;

- чтение художественной литературы, походы в театры, экскурсии;

- расширение тематики игр, углубление их содержания;

- грамотно организованная игра;

Игровая обстановка (подбирают игрушки, делают недостающие, сооружают недостающие) ;

- воспитатель-партнер;

- формирование игровых умений;

- каждый играющий должен иметь право на инициативу;

- банк сюжетно-ролевых игр;

- усложнение сюжета.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что развитие диалогической речи детей в сюжетно-ролевой игры зависит от определенных условий. Педагог задает тему и направляет игру в нужное русло, тем самым руководя не только игрой, а еще и процессом формирования у детей личностных качеств, руководит воспитательным процессом.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Новоживотинновский детский сад

Тема: «Условия организации игры в детском саду»

Воспитатель: Кретинина Е.К.

2014 год


По мнению Ожегова С. И., педагогическое условие – это внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, интенционально предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса.

Значительная роль в развитии диалогической речи является сюжетно-ролевая игра.

Воспитатель должен помочь овладеть детям игровыми умениями. Для этого педагог должен соблюдать условия.

Одно из условий, заключается в том, что для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.

Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Воспитатель, общаясь с детьми на занятиях, в различные режимные моменты, занимает позицию учителя, т. е. требует, задает, оценивает и даже наказывает. Вероятно, такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса. В совместной игре с детьми педагог должен сменить её на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал себя бы вне оценок.

Из этого следует следующее условие организации сюжетно-ролевой игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ её построения.

Следующее условие организация сюжетно-ролевой игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Однако, эти условия «повиснут в воздухе», если не будет определена реальная опора, на которую может опираться воспитатель при формировании игровых умений у детей.

Итак, на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания для самостоятельной игры дошкольников.

Ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли:

– ребенок берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Следовательно, знакомство с действительностью – главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры;

– знакомство с этой действительностью должно происходить таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность;

– в результате этого знакомства у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к действительности взрослого человека.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.

Комплексный метод можно также рассматривать как одно из условий использования сюжетно-ролевых игр. В исследованиях Е. В. Зворыгиной представлен комплексный метод руководства игрой, включающий в себя 4 основных компонента. Первый компонент метода – это деятельность педагога, направленная на планомерное обогащение опыта детей в соответствии с возрастом и требованиями «Программы». На занятиях, прогулках, при чтении книг, рассматривании иллюстраций педагог расширяет представления детей об окружающем: предметах, социальных явлениях, деятельности взрослых, формируя эмоционально-нравственные оценки. Это содержание, по мнению автора, при определенных условиях может стать источником возникновения замысла игры детей.

Второй компонент метода – обучающая игра как способ перевода реального опыта ребенка в игровой, условный план. Обучающей игрой могут стать дидактические, театрализованные, подвижные игры, а также игры-шутки, игры-загадки, разыгрывание воспитателями с детьми отдельных игровых ситуаций – все то, что обеспечивает усвоение ими способов воспроизведения в игре действительности.

Условиями возникновения игрового замысла и его реализации являются следующие два компонента метода: своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком во время игры. Предметно-игровая среда, как считает автор, должна способствовать, с одной стороны, закреплению полученных ребенком впечатлений при ознакомлении с окружающем в обучающих играх, а с другой стороны – развитию его самостоятельности и творчества в поиске разных способов воспроизведения действительности

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, мы выделили следующие условия проведения сюжетно-ролевой игры как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста:

- разнообразие игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых;

- разнообразие сюжетов;

- чтение художественной литературы, походы в театры, экскурсии;

- расширение тематики игр, углубление их содержания;

- грамотно организованная игра;

Игровая обстановка (подбирают игрушки, делают недостающие, сооружают недостающие) ;

- воспитатель-партнер;

- формирование игровых умений;

- каждый играющий должен иметь право на инициативу;

- банк сюжетно-ролевых игр;

- усложнение сюжета.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что развитие диалогической речи детей в сюжетно-ролевой игры зависит от определенных условий. Педагог задает тему и направляет игру в нужное русло, тем самым руководя не только игрой, а еще и процессом формирования у детей личностных качеств, руководит воспитательным процессом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игры в детском саду.

Консультация для воспитателей об организации игровой деятельности в детском саду....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС НА ЛОГОПУНКТЕ ДЕТСКОГО САДА

В статье описан опыт спользования проектной деятельности на логопункте...

Анализ созданных условий по организации ЗОЖ в детском саду

Анализ созданных условий по организации ЗОЖ в МДОУ д/с "Зернышко"...

Методическая разработка для детей дошкольного возраста «Организация метеослужбы в детском саду в условиях специально разработанной метеоплощадки»

Методическая разработкадля детей  дошкольного возраста «Организация метеослужбы в детском саду в условиях специально разработанной метеоплощадки»...

Методические рекомендации по созданию ППРС в условиях организации поливозрастного пространства детского сада.

      В  методических  рекомендациях  представлены  материалы  из  опыта  работы  МДОУ «Детский  сад  «Огонёк»...

Методическая разработка «Организация метеослужбы в детском саду в условиях специально разработанной метеоплощадки» Юные метеорологи на тропе "Терренкур"

Методическая разработка " Юные метеорологи на  тропе "Терренкур" для  детей старшего дошкольного возраста....