16/12/24Памятка для воспитателей "Организация игры в детском саду"
статья

Пруткова Ирина Викторовна

Памятка для воспитателей "Организация игры в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_po_igre.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателей  «Организация сюжетной игры в детском саду»

Подготовила :воспитатель И.В.Пруткова

 

Цель взаимодействия педагога и дошкольников в игре – формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

Принципы организации сюжетной игры в детском саду

(по Михайленко Н.Я.)

Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, при организации игры должны соблюдаться следующие принципы.

  1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. Важный момент – характер поведения взрослого во время игры. В совместной игре педагог занимает позицию «играющего партнера», который ненавязчиво втягивает ребенка в игру.
  2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Воспитатель не ждет, когда у детей произойдет «обобщение» конкретного, постепенно накапливающегося игрового опыта, а строит игру с ними таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры.
  3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом возрастном этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику. Иными словами, взрослый должен как можно раньше ориентировать ребенка на сверстника.

Данные принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых способов, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

В самостоятельную детскую игру воспитатель не включается, здесь роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

ПАМЯТКА.   Тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре

    на разных этапах дошкольного детства

(памятка для педагога)

Этапы формирования игровых умений

Возраст ребенка

Умения ребенка

Строение сюжета игры

Действия воспитателя в совместной игре

1 этап: формирование условных игровых действий

1,5 – 3 года

Может развернуть условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 игровых действия в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником.

«Однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловая цепочка действий.

Втягивает ребёнка (детей) в совместную игру, где делает акцент на условном действии с предметом, ориентирует ребёнка на словесное обозначение смысла этого действия, на продолжение, дополнение игрового действия партнёра-сверстника.

2 этап: формирование ролевого поведения

3 – 4 года

Может принимать игровую роль, обозначать её для партнёра, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнёра-игрушку, развёртывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнёром-сверстником

«Многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных ролей, который развёртывается через взаимодействие одного персонажа с другими.

Втягивает детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов. Переводит внимание ребёнка от действий с игрушками на взаимодействие с партнёром-взрослым. «Замыкает» детей друг на друга в совместной игре взрослого с двумя детьми.

4 – 5 лет

Может изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в процессе развёртывания игры.

«Многоперсонажный» сюжет с определённой ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными, введение новых ролей: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Втягивает детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов, стимулируя гибкое ролевое поведение и смену роли, помогает строить «куст» ролей:

                Пассажир

Шофёр     Механик

     Бензозаправщик

3 этап: формирование умений строить новые сюжеты

5 – 7 лет

Может развёртывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3-х партнёров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия

«Многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов.

Втягивает детей в своеобразную «игру-придумывание», протекающую в чисто словесном плане, помогая овладевать совместным сюжетосложением.

Втягивает детей в игру с ролями, принадлежащими разным смысловым сферам (принцесса и милиционер).

Список полезной  литературы

Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 8.

Баева Л. Сюжетно-ролевые игры детей в дошкольных учреждениях Англии. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1.

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синте, 2006.

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование детских ключевых компетенций через интерактивные игры в детском саду"

Понятие «интерактивный»к нам пришло из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с ке...

Детский спортивный праздник Малые олимпийские игры в детском саду

Воспитывать интерес и любовь к занятиям спортом, к результатам и достижениям спортсменов. Содействовать познавательному и физическому развитию ребенка. Способствовать формированию здорового образа жиз...

Конспект проведения Малых зимних Олимпийских игр в детском саду. Малые Олимпийские игры в детском саду.

Цель: Формировать у дошкольников представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культурыКонспект проведения Малых зимних Олимпийских игр в детском саду.Малые Олимпийские и...

Хороводные игры в детском саду.Практический материал для всех возрастов детского сада (средний, старший, подготовительный)

Хороводные игры для развития коммуникативных навыков, певчевских и танцевальных....

Детские народные игры в детском саду

Русские народные игры очень разнообразны: настольные игры, детские игры, хороводные игры для детей  и взрослых с народными песнями, плясками, прибаутками. Издавна игры служили средством самопозна...

сценарий развлечения "Зимние олимпийские игры в детском саду" « Олимпийцы в детском саду» для детей подготовительных групп.

проведения Олимпийских игр – повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни детей и взрослых. Выявлять способности и интересы детей. Воспитывать волевые качества, развивать ст...