16/12/24Памятка для воспитателей "Организация игры в детском саду"
статья
Памятка для воспитателей "Организация игры в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_po_igre.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для воспитателей «Организация сюжетной игры в детском саду»
Подготовила :воспитатель И.В.Пруткова
Цель взаимодействия педагога и дошкольников в игре – формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.
Принципы организации сюжетной игры в детском саду
(по Михайленко Н.Я.)
Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, при организации игры должны соблюдаться следующие принципы.
- Воспитатель должен играть вместе с детьми. Важный момент – характер поведения взрослого во время игры. В совместной игре педагог занимает позицию «играющего партнера», который ненавязчиво втягивает ребенка в игру.
- Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Воспитатель не ждет, когда у детей произойдет «обобщение» конкретного, постепенно накапливающегося игрового опыта, а строит игру с ними таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры.
- Начиная с раннего возраста и далее на каждом возрастном этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику. Иными словами, взрослый должен как можно раньше ориентировать ребенка на сверстника.
Данные принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых способов, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами.
В самостоятельную детскую игру воспитатель не включается, здесь роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.
ПАМЯТКА. Тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре
на разных этапах дошкольного детства
(памятка для педагога)
Этапы формирования игровых умений | Возраст ребенка | Умения ребенка | Строение сюжета игры | Действия воспитателя в совместной игре |
1 этап: формирование условных игровых действий | 1,5 – 3 года | Может развернуть условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 игровых действия в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником. | «Однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловая цепочка действий. | Втягивает ребёнка (детей) в совместную игру, где делает акцент на условном действии с предметом, ориентирует ребёнка на словесное обозначение смысла этого действия, на продолжение, дополнение игрового действия партнёра-сверстника. |
2 этап: формирование ролевого поведения | 3 – 4 года | Может принимать игровую роль, обозначать её для партнёра, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнёра-игрушку, развёртывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнёром-сверстником | «Многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных ролей, который развёртывается через взаимодействие одного персонажа с другими. | Втягивает детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов. Переводит внимание ребёнка от действий с игрушками на взаимодействие с партнёром-взрослым. «Замыкает» детей друг на друга в совместной игре взрослого с двумя детьми. |
4 – 5 лет | Может изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в процессе развёртывания игры. | «Многоперсонажный» сюжет с определённой ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными, введение новых ролей: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников. | Втягивает детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов, стимулируя гибкое ролевое поведение и смену роли, помогает строить «куст» ролей: Пассажир Шофёр Механик Бензозаправщик | |
3 этап: формирование умений строить новые сюжеты | 5 – 7 лет | Может развёртывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3-х партнёров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия | «Многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов. | Втягивает детей в своеобразную «игру-придумывание», протекающую в чисто словесном плане, помогая овладевать совместным сюжетосложением. Втягивает детей в игру с ролями, принадлежащими разным смысловым сферам (принцесса и милиционер). |
Список полезной литературы
Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 8.
Баева Л. Сюжетно-ролевые игры детей в дошкольных учреждениях Англии. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1.
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синте, 2006.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование детских ключевых компетенций через интерактивные игры в детском саду"
Понятие «интерактивный»к нам пришло из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с ке...
Детский спортивный праздник Малые олимпийские игры в детском саду
Воспитывать интерес и любовь к занятиям спортом, к результатам и достижениям спортсменов. Содействовать познавательному и физическому развитию ребенка. Способствовать формированию здорового образа жиз...
Сюжетно - ролевые игры в детском саду по всем возрастным группам (Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад № 5 Выборгского района города Санкт-Петербург Шакшановой Елены Викторовны)
Предварительная работа, атрибуты и материалы, необходимые для сюжетно - ролевых игр по всем возрастным группам детского сада....
Конспект проведения Малых зимних Олимпийских игр в детском саду. Малые Олимпийские игры в детском саду.
Цель: Формировать у дошкольников представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культурыКонспект проведения Малых зимних Олимпийских игр в детском саду.Малые Олимпийские и...
Хороводные игры в детском саду.Практический материал для всех возрастов детского сада (средний, старший, подготовительный)
Хороводные игры для развития коммуникативных навыков, певчевских и танцевальных....
Детские народные игры в детском саду
Русские народные игры очень разнообразны: настольные игры, детские игры, хороводные игры для детей и взрослых с народными песнями, плясками, прибаутками. Издавна игры служили средством самопозна...
сценарий развлечения "Зимние олимпийские игры в детском саду" « Олимпийцы в детском саду» для детей подготовительных групп.
проведения Олимпийских игр – повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни детей и взрослых. Выявлять способности и интересы детей. Воспитывать волевые качества, развивать ст...