ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС НА ЛОГОПУНКТЕ ДЕТСКОГО САДА
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
В статье описан опыт спользования проектной деятельности на логопункте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
НА ЛОГОПУНКТЕ ДЕТСКОГО САДА
Колчина Анна Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад «Росинка»
с. Сигаево Сарапульского района УР
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в последнее время, детей с недостатками речи становится всё больше и больше. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны: ухудшение экологии, ослабленное здоровье детей, хронические заболевания родителей. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанной помощи. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени – функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
В нашем детском саду создан дошкольный логопедический пункт,
в котором оказывается коррекционной помощи детям 5-7 летнего возраста, имеющим различные речевые нарушения.
Основными задачами в работе логопедического пункта: выявление, преодоление и своевременное предупреждение различных нарушений речи у детей - дошкольников; профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди работников детского сада и родителей детей, посещающих детский сад.
Основными формами организации коррекционно-воспитательной работы логопедического пункта являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Консультативный прием родителей проводится 1 раз в неделю в вечернее время.
На дошкольном логопункте занимаются дети со следующими нарушениями: дислалия, ст. форма дизартрии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее по тексту ФФНР), общее недоразвитие речи (далее по тексту ОНР).
В рамках введения ФГОС приоритетной задачей для ДОУ становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационной. А целью коррекционной работы в условиях логопункта является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала детьми, посещающими логопункт, повышение их речевой грамотности и активности. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности ребёнка. Для наших детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребёнком в новых условиях ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе коррекционной работы изменения.
Также предполагается активная роль родителей в коррекционном процессе. В федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 г.№273-ФЗ ст.44 прописано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся…обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Но, к сожалению, родители практически устранились из воспитательно-коррекционно-образовательного процесса. В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья.
В связи с этим, нами был разработан и осуществлён детско-взрослый, практико-ориентированный, долгосрочный (годичный) проект «Говорушка».
Актуальность данного проекта обусловлена недостаточным вниманием родителей к проблеме развития речи детей: не закрепляются поставленные логопедом звуки детей дома, поверхностные знания родителей о проблемах нарушения речи, а также ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционной логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида.
Дошкольный период, а особенно старший дошкольный возраст (5-7 лет) является гиперсензитивным для развития речи. В этот период у ребенка интенсивно развивается и существенно формируется словарь и грамматические категории, усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь, формируется контекстная речь – связная речь, и, конечно же, становится нормативным произношение. Большинство родителей все проблемы, связанные с обучением, воспитанием и коррекцией нарушений речи у детей, перекладывают на детский сад, сами при этом совершенно отстраняясь от этого процесса. Чтобы исправить данное мнение и активно вовлечь родителей в процесс коррекции речи был создан данный проект.
Цель: Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком.
Задачи:
- Установление партнёрских отношений с семьёй ребёнка – логопата, создать атмосферу общности интересов;
- Ознакомление родителей с содержанием работы с ребёнком на логопункте;
- Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка, пробудить в них интерес и желание участвовать в развитии речи своего ребенка.
Участники проекта:
- Дети с 5 до 7 лет, посещающие логопункт детского сада (старшая и подготовительная группы детского сада)
- Учитель-логопед, педагоги ДОУ, родители.
Мы ожидали от проекта следующие результаты:
- Родители активно включаются в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха ребёнка».
- Приобретение и изготовление родителями игр для, автоматизации произношения, развития фонематических процессов, пополнения и активизации словаря и формирования грамматических категорий, развития связной речи для домашнего использования, театры
- Родители самостоятельно используют материалы сайта «Говорушки».
- Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Проект реализовывали через следующие мероприятия:
На 1 Этапе. Подготовительный (информационно-аналитический)
- Анкетирование родителей, с целью выяснения образовательных потребностей родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, уровня мотивации, установить контакт с семьями логопатов, согласовать воспитательное воздействие
- диагностика речевого развития детей
- ознакомительная работа с родителями
- сбор анамнестических сведений о ребёнке
- оформление Соглашений с родителями об условиях обслуживания детей на логопункте
- Родительская встреча «Давайте знакомиться»
- Индивидуальная беседа
- Подбор методической литературы
2. Этап. Реализация проекта (практический)
- Семинары- практикумы для родителей: «Артикуляционный и пальчиковый тренинг- первая ступень к развитию речи», «Раз словечко! Два словечко!» - пополнение словаря через словесные игры»
- Оформление сайта «Говорушка» govorushka.jimdo.com Выступление на родительских собраниях: «Роль семьи в коррекционном процессе», «Формирование грамматически правильной речи дошкольников»
- Выступление в клубе молодой семьи «Пальцы помогают говорить»
- Буклеты для родителей
- Журнал для заботливых родителей «Речевая полянка»
- Изготовление игр по развитию речи родителями для домашнего пользования
- Работа с индивидуальными папками-тетрадями («Накопительный портфель ребенка», тетради успехов ребёнка)
- Конкурс «Самая красивая и содержательная тетрадь»
- Электронная библиотечка для родителей
- Консультации по родительским потребностям
- Создание банка электронных презентаций в помощь родителям, на занятия
- Клуб «Поле речевых чудес» (ср.гр.)
- Коррекционные занятия с детьми
- Интервью красивой речи (с детьми)
- Дни открытых дверей
- Праздник речи
- Вручение благодарностей родителям и детям по окончании логопункта
Результат проекта:
- Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
- Разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников 5-7 лет.
- Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
- Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.
- Качество речи детей повысилось, сроки автоматизации произношения сократились.
- Участие в I Всероссийском конкурсе методических разработок «Проектные технологии в педагогической практике» ЦДО «Снейл» (получен диплом).
Литература и Internet-источники:
- Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.- М.:ТЦ Сфера, 2014.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. и др., М.:АРКТИ, 2006.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666.
- http:/logorina.ru
- http://logopunkt.ru
- http://nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
Художественно-эстетическое развитие детей через проектную деятельность в условиях ФГОС (На примере татарского фольклора)
Художественно-эстетическое развитие детей через проектную деятельность в условиях ФГОС(На примере татарского фольклора)Разработала воспитатель МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбини...
Поддержка образовательной инициативы семьи на основе реализации проектной деятельности в условиях ФГОС ДО.
Технология проектной деятельности особенно бесценна для развития совместной деятельности родителей, педагогов и детей. Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная раб...
Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в детском саду
Из опыта работы ДОО...
Доклад На тему: «Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
ДокладНа тему: «Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»...
Учебный проект "Красноярск глазами детей" в рамках обучения по программе "Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО" в Красноярском институте повышения квалификации
}Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. (ФГОС ДО от 17.10.2013 г., пункт 1.4.6)}Согласно...
Педагогические условия организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в детском саду
Для детей младшего дошкольного возраста игровая деятельность обеспечивает зону его ближайшего развития, оказывает воздействие на развитие всех психических процессов и функций и личности в целом....