ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС НА ЛОГОПУНКТЕ ДЕТСКОГО САДА
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Колчина Анна Сергеевна

В статье описан опыт спользования проектной деятельности на логопункте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

НА ЛОГОПУНКТЕ ДЕТСКОГО САДА

Колчина Анна Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад «Росинка»

с. Сигаево Сарапульского района УР

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в последнее время, детей с недостатками речи становится всё больше и больше. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны: ухудшение экологии, ослабленное здоровье детей, хронические заболевания родителей. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанной помощи. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия)  и в меньшей степени – функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. 
В нашем детском саду создан дошкольный логопедический пункт,
в котором оказывается коррекционной помощи детям 5-7 летнего возраста, имеющим различные речевые нарушения.

Основными задачами в работе логопедического пункта: выявление, преодоление и своевременное  предупреждение  различных нарушений речи у детей - дошкольников; профилактическая работа и пропаганда  логопедических знаний среди работников детского сада  и родителей детей, посещающих детский сад. 

Основными формами организации коррекционно-воспитательной работы логопедического пункта являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Консультативный прием родителей проводится 1 раз в неделю в вечернее время.

На дошкольном логопункте занимаются дети со следующими нарушениями:  дислалия, ст. форма дизартрии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее по тексту ФФНР), общее недоразвитие речи (далее по тексту ОНР).

В рамках введения ФГОС приоритетной задачей для ДОУ становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационной. А целью коррекционной работы в условиях логопункта является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала детьми, посещающими логопункт, повышение их речевой грамотности и активности. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности ребёнка. Для наших детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребёнком в новых условиях ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе коррекционной работы изменения. 

Также предполагается активная роль родителей в коррекционном процессе. В федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 г.№273-ФЗ ст.44 прописано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся…обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Но, к сожалению, родители практически устранились из воспитательно-коррекционно-образовательного процесса. В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. 

В связи с этим, нами был разработан и осуществлён детско-взрослый, практико-ориентированный, долгосрочный (годичный)  проект «Говорушка».

Актуальность данного проекта обусловлена недостаточным вниманием родителей к проблеме развития речи детей: не закрепляются поставленные логопедом звуки детей дома, поверхностные знания родителей о проблемах нарушения речи, а также ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционной логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ  общеразвивающего вида.

 Дошкольный период, а особенно старший дошкольный возраст (5-7 лет) является гиперсензитивным для развития речи. В этот период у ребенка интенсивно развивается и существенно формируется словарь и грамматические категории, усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь, формируется контекстная речь – связная речь, и, конечно же, становится нормативным произношение. Большинство родителей все проблемы, связанные с обучением, воспитанием и коррекцией нарушений речи у детей, перекладывают на детский сад, сами при этом совершенно отстраняясь от этого процесса. Чтобы исправить данное мнение и активно вовлечь родителей в процесс коррекции речи был создан данный проект.

Цель: Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком.

    Задачи:

  • Установление партнёрских отношений с семьёй ребёнка – логопата, создать атмосферу общности интересов; 
  • Ознакомление родителей  с содержанием работы с ребёнком на логопункте;
  • Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка, пробудить в них интерес и желание участвовать в развитии речи  своего ребенка.

 Участники проекта:

  • Дети с 5 до 7 лет, посещающие логопункт детского сада (старшая и подготовительная группы детского сада)
  • Учитель-логопед, педагоги ДОУ, родители.

Мы ожидали от проекта следующие результаты:

  • Родители активно включаются в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха ребёнка».
  • Приобретение и изготовление родителями игр для, автоматизации произношения, развития фонематических процессов, пополнения и активизации словаря и формирования грамматических категорий, развития связной речи для домашнего использования, театры
  • Родители самостоятельно используют материалы сайта «Говорушки».
  • Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Проект реализовывали через следующие мероприятия:

На 1 Этапе. Подготовительный (информационно-аналитический)

  • Анкетирование родителей, с целью выяснения  образовательных потребностей родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, уровня мотивации, установить контакт с семьями логопатов, согласовать воспитательное воздействие
  • диагностика речевого развития детей
  • ознакомительная работа с родителями
  • сбор анамнестических сведений о ребёнке                                                  
  • оформление Соглашений с родителями об условиях обслуживания детей на  логопункте
  • Родительская встреча «Давайте знакомиться»
  • Индивидуальная беседа
  • Подбор методической литературы

2. Этап. Реализация проекта (практический)

  • Семинары- практикумы для родителей: «Артикуляционный и пальчиковый тренинг- первая ступень к развитию речи», «Раз словечко! Два словечко!» - пополнение словаря через словесные игры»
  • Оформление сайта «Говорушка»  govorushka.jimdo.com Выступление на родительских собраниях: «Роль семьи в коррекционном процессе», «Формирование грамматически правильной речи дошкольников»
  • Выступление в клубе молодой семьи «Пальцы помогают говорить»
  • Буклеты для родителей
  • Журнал для заботливых родителей «Речевая полянка»
  • Изготовление игр по развитию речи родителями для домашнего пользования
  • Работа с индивидуальными папками-тетрадями («Накопительный портфель ребенка», тетради успехов ребёнка)
  • Конкурс «Самая красивая и содержательная тетрадь»
  • Электронная библиотечка для родителей
  • Консультации по родительским потребностям
  • Создание банка электронных презентаций в помощь  родителям,  на занятия
  • Клуб «Поле речевых чудес» (ср.гр.)
  • Коррекционные занятия с детьми
  • Интервью красивой речи (с детьми)
  • Дни открытых дверей
  • Праздник речи
  • Вручение благодарностей родителям и детям по окончании логопункта

Результат проекта:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
  • Разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников 5-7 лет.
  • Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
  • Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.
  • Качество речи детей повысилось, сроки автоматизации произношения сократились.
  • Участие в I Всероссийском конкурсе методических разработок «Проектные технологии в педагогической практике» ЦДО «Снейл» (получен диплом).

Литература и Internet-источники:

  1. Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.- М.:ТЦ Сфера, 2014.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.  Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. и др., М.:АРКТИ, 2006.
  4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666.
  5. http:/logorina.ru
  6. http://logopunkt.ru
  7. http://nsportal.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

Художественно-эстетическое развитие детей через проектную деятельность в условиях ФГОС (На примере татарского фольклора)

Художественно-эстетическое развитие детей через проектную деятельность в условиях ФГОС(На примере татарского фольклора)Разработала  воспитатель МБДОУ  "Лямбирский детский сад №3 комбини...

Поддержка образовательной инициативы семьи на основе реализации проектной деятельности в условиях ФГОС ДО.

Технология проектной деятельности особенно бесценна для развития совместной деятельности родителей, педагогов и детей.  Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная раб...

Доклад На тему: «Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

ДокладНа тему: «Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»...

Учебный проект "Красноярск глазами детей" в рамках обучения по программе "Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО" в Красноярском институте повышения квалификации

}Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. (ФГОС ДО от 17.10.2013 г., пункт 1.4.6)}Согласно...

Педагогические условия организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в детском саду

Для детей младшего дошкольного возраста игровая деятельность обеспечивает зону его ближайшего развития, оказывает воздействие на развитие всех психических процессов и функций и личности в целом....