Сообщение из опыта работы « Взаимодействие с родителями в социально-коммуникативном развитии дошкольников»
материал (младшая группа) на тему
Сообщение из опыта работы « Взаимодействие с родителями в социально-коммуникативном развитии дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/kurbashnova.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Детский сад №78»
Сообщение из опыта работы « Взаимодействие с родителями в социально-коммуникативном развитии дошкольников» к стажерской площадке «Модель организации образовательного процесса в ДОУ с учетом УМК ОП ДО «Детский сад 2100» на тему: «Алгоритмы реализации в ДОУ ФГОС ДО: организация социально-коммуникативного развития дошкольников с учетом УМК ОП «Детский сад 2100»», проводимого 14 апреля месяце 2017 на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад №71»
Выполнила:
воспитатель Курбашнова
Александра Андреевна
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Факторы, влияющие на формирование личности ребенка в семье:
- социально-культурный, определяется образовательным уровнем родителей и их ценностными установками;
- социально-экономический, определяется имущественными характеристиками семьи;
- бытовой, определяется условиями проживания, особенностями образа жизни семьи.
Роль семьи в жизни ребенка
семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие;
семья влияет на формирование психологического пола;
семья играет ведущую роль в умственном развитии;
семья имеет важное значение в овладении социальными нормами;
в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации;
семья играет большую роль в процессе социального развития .
Причины обострения семейных проблем:
Усиление расслоения общества (по уровню материального достатка и социальному статусу);
Рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей;
Увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель;
Разрушение системы «родители-ребенок», усиливающее взаимное отчуждение детей и родителей;
Мощное агрессивное воздействие СМИ и глобальной сети интернет воспитательные функции:
способствовать успешной социализации и самореализации ребенка в современном обществе;
обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка.
обеспечение защиты прав, жизни, здоровья и личной безопасности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Социально-коммуникативное развитие
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Авторы Основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100». Сборник материалов в 3-х ч. Часть 1. Образовательные программы для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. О.В. Чиндиловой. - М. : Баласс, 2016. - 544 с. (Образовательная система «Школа 2100») предлагают педагогам и родителям программу коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста «Речевой фитнес» с методическими рекомендациями/Н.А. Горловой, О.А. Горлова. Она разработана в рамках инновационной стратегии раннего языкового образования и нацелена на развитие социально-коммуникативных способностей современных детей, обладающих новым типом сознания в разных видах деятельности. Программа имеет богатейший практический материал для педагогов и родителей: совместный игровой материал на развитие коммуникативно-речевых и языковых умений, развитие вербальной сенсорики, психомоторной сферы ребенка с помощью логоритмики и пальчиковой гимнастики, развитие мелкой моторики с помощью изобразительной деятельности и конструирования, развитие крупной моторики посредствам музыкально-двигательной деятельности.
Для успешной реализации ООП в разделе социально-коммуникативного развития мы обеспечили следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия5;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Задачи семейного воспитания:
гармоничное развитие ребенка;
забота о здоровье детей;
помощь в образовании;
трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
помощь в социализации личности и ее самореализации;
формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Для того чтобы педагог мог оказать помощь родителям в понимании собственного ребенка, в выборе семейной модели воспитания, которая будет способствовать его социально-коммуникативному развитию используется педагогическая и психологическая диагностика семьи в виде интервью, анкетирования, анализа позиционирования опыта домашнего воспитания, советов любимых бабушек.
Важно помнить , что психолого-педагогическая диагностика
в работе с семьей осуществляется таким образом:
родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным.
психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе.
результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении
Тип семейных отношений
Семьи, в которых традиционно сложился высокий уровень межличностных отношений наблюдается здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих физических, умственных и творческих способностей.
Семьи с устойчивыми «ровными» взаимоотношениями.
Семьи, в которых часто возникают конфликтные ситуации между родителями, между родителями и детьми. Члены семьи самостоятельно не могут решить конфликтные ситуации. Воспитание детей происходит стихийно.
Благополучные только внешне семьи.
Неблагополучные семьи.
Сколько семей - столько и судеб. Каждая семья уникальна и неповторима, непохожа на другие семьи, и поэтому не может быть единого рецепта для всех. Но тем не менее существуют общие закономерности, которые складываются в жизни каждой семьи. Например, каждая семья формирует свою семейную модель, которая бессознательно усваивается ребенком и которую он захочет или не захочет воспроизвести в своей будущей семейной жизни.
Каждая семейная модель имеет свои особенности, которые проявляются в умении партнёров регулировать отношения, используя определённые наборы эмоций. Все существующие эмоции подразделяются обычно на две группы: положительные и отрицательные. В каждой семье постепенно складываются определенные наборы активных, пассивных и потенциальных эмоций и справляются с этими эмоциями по-разному, кому – то разрешают выплёскивать свободно свой гнев, кому – то запрещают проявлять отрицательные эмоции, а в других семьях считают обязательным поговорить с ребёнком после проявления агрессии.
Необходимо стремиться к тому. Чтобы ребёнок научился отличать положительные эмоции от отрицательных. Помочь родителям научиться переводить отрицательные эмоции в положительные, например упрямство в упорство и настойчивость. Для этого представляем вниманию родителей материал из «Речевого фитнеса» в виде различных консультаций и папок-передвижек, совместные выставки работ детей и фотографий, проводим совместные досуги с детьми и родителями и предлагаем материал для домашних праздников и развлечений.
Следующая особенность – умение заглядывать в свой «сундучок» и не боятся открывать его для других. Особенно это важно в период адаптации ребёнка в саду, чтобы он умел и не боялся делиться своими эмоциями.
В период создания семьи между супругами выстраиваются эмоционально-личностные отношения и на бессознательном уровне происходит распределение позиций: родитель, взрослый, ребёнок.
Находясь в состоянии родителя, человек удовлетворяет свои потребности в заботе и ласке. Состояние взрослого связано с развитием гражданской ответственности перед семьёй, перед родными и близкими, перед коллегами по работе, перед сверстниками. Состояние ребёнка это состояние раскрепощения, свободы, «безответственности» , игр и фантазий.
В помощь родителям, что бы разобрать все эти состояния мы проводим совместные досуги с детьми и родителями, где родители могут почувствовать себя ребёнком, а ребёнок – взрослым.
Таким образом, в каждой семье складывается своя семейная модель, где по-разному распределяются позиции между супругами и детьми, выстраиваются различные системы отношений, которые влияют на жизненный путь ребёнка.
Формы взаимодействия с семьей.
Семинары-практикумы ,
Совместные развлечения,
Игры с детьми,
Выполнение фотовыставки,
Выпуск родительской педагогической газеты.
Индивидуальные беседы
Консультации
Предлагаем родителям «Полезные мысли»
Мой ребенок - уникален. Такого никогда не было и не будет. Но он есть!
Ребенок не «готовится к жизни». Он уже живет - «здесь и теперь». Пусть живет настоящей полной детской жизнью! (Когда еще ему это удастся?!)
Ребенок хочет быть независимым; уверенным в себе и в других; уметь самостоятельно разобраться во всем; иметь добрые взаимоотношения.
Не бывает виновных детей, бывают дети, нуждающиеся в нашей помощи.
Если родителю не к чему придраться, то он придирается к тону ребенка!
Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь и посоветуйтесь с самим ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы:«Взаимодействие ДОУ и семьи в развитие коммуникативных способностей дошкольников»
Презентация из опыта работы:«Взаимодействие ДОУ и семьи в развитие коммуникативных способностей дошкольников»...
Сообщение из опыта работы. Тема: «Дизайн – проект как условие творческого развития дошкольников».
Разработка содержания интегрированных форм организации художественно-творческой деятельности дошкольников на основе использования детских дизайн -проектов. Обеспечение каждому ребёнк...
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Взаимодействие музыкального руководителя с родителями дошкольников»
Детский сад должен признать родителей полноценными участниками образовательных отношений, и, таким образом, сможет оказывать любой семье квалифицированную педагогическую помощь, заинтересовать, сможет...
Сообщение из опыта работы «Взаимодействие с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»
Здесь представлен опыт работы с родителями по вопросвм музыкального воспитания дошкольников....
Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...
Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ: роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников»
(совместное выступление-дискуссия воспитателя с музыкальным руководителем для педагогов) Цель: создание условий для успешного музыкального развития воспитанников ДОУ. Задачи: - повысить професси...
Сообщение из опыта работы "Взаимодействие с родителями воспитанников"
В статье педагог делится опытом по взаимодействию с родителями воспитанников...