Сообщение из опыта работы. Тема: «Дизайн – проект как условие творческого развития дошкольников».
статья (средняя группа) по теме

Юрьева Елена Александровна

 

 

 Разработка содержания интегрированных форм организации художественно-творческой деятельности дошкольников на основе использования детских дизайн -проектов. Обеспечение каждому ребёнку возможности самостоятельно принимать и реализовывать дизайнерские решения. Просвещение родителей  в вопросах современного детского дизайна.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы.

Тема: «Дизайн – проект как условие творческого развития дошкольников».

В настоящее время, в связи с введением новых Федеральных государственных стандартов, актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его жизненного пути, в детстве, воспитание человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное, рациональное и творческое начало. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.

         Л. С. Выготский указывал: «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое».

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Ознакомление с дизайном идет со старшей группы, но уже в средней группе вводятся элементы дизайна. Обучение идет через декоративно -  художественную деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования и аппликации, как украшение каких - ни будь предметов. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

С учетом высказываний Л. С. Выготского, детский дизайн,  представляет огромный потенциал и большие возможности для  развития творческих способностей, фантазии и воображения.

Основной технологией нашей системы является  метод проектов. Я думаю, что метод проектов придает детской художественной деятельности целенаправленный характер, а, следовательно, делает весь процесс развития детей более эффективным.

Работая над темой « Дизайн – проект как условие  художественно - творческого развития дошкольников»,  я поставила перед собой следующие задачи:

           - Целенаправленное педагогическое воздействие - разработка содержания интегрированных форм организации художественно-творческой деятельности дошкольников на основе использования детских дизайн -проектов.

- Обеспечение каждому ребёнку возможности самостоятельно принимать и реализовывать дизайнерские решения.

- Просвещение родителей  в вопросах современного детского дизайна.

- Активное включение родителей в процесс художественно-творческого развития дошкольников посредством детских дизайн-проектов.

Основная цель, которую я поставила перед собой - создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала дошкольника средствами художественно-конструктивного дизайна.

          Для успешной работы с детьми в группе созданы благоприятные условия для развития интереса детей и самореализации их и в различных видах творческой деятельности.

          В книжном уголке представлены произведения декоративно-прикладного искусства.

           В уголке изобразительного творчества сосредоточен весь необходимый материал для организации детского дизайна: различные виды бумаги и картона, природный материал (семечки, косточки  и т. д.), паетки, блестки, конфетти.

Первыми шагами в этом направлении стало использование простейших нетрадиционных методов (рисование пальчиками, ватными палочками, штампами, восковыми  мелками, мятой бумагой и т.д.)

В своей работе, при обучении детей дизайнерским навыкам  я использую наглядные и словесные методы, метод игровых проектов, а так же использую приемы показ и объяснение. Чтобы показ и объяснение были эффективными, я придерживаюсь следующих принципов:

- четко представлять алгоритм рационального действия;

- обеспечить совершенствование действий по осознанному и самостоятельному их применению;

- помочь «перенести» усвоенное действие с одной конкретной поделки на другую, с одного материала на другой, корректируя действие с учетом специфики материала;

- при выборе конкретных приемов показа и объяснения учитывать трудности, с которыми ребёнок встречается при усвоении действий. Продолжая развивать дизайнерские навыки, использовала готовые шаблоны (листья деревьев), при помощи которых учила передавать в рисунке образ осени, составлять композицию. При украшении головных уборов выяснилось, что дети используют украшения такого же цвета как и сама шляпа. Все сливается и выглядит не очень красиво. Тогда я познакомила детей с цветовым кругом, с контрастными цветами, закрепила знания в игре «Хамелеон» и дети стали делать свои работы более яркими, красочными.

          Работая над темой «Дизайн – проект как условие творческого развития дошкольников», я поняла, что в ходе проведенных проектов повысилась детская самостоятельность, любознательность, активность. У детей развивается  творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации. Дети становятся увереннее в своих силах потому, что проект осуществляет комплексный подход.

Так работая по проекту «Россия – Родина моя»  была неделя посвященная теме: «Дом, в котором я живу». Я познакомила детей с профессией  архитектора, с жилищами разных стран, читали стихи по данной теме, рассматривали картинки  о том, как украшали дома резьбой по дереву в старину, фронтоны, наличники.  Читая сказки: «Теремок», «Пряничный домик» - обращала внимание на оригинальность дизайна сказочных домов. У детей было домашнее задание: они вместе с родителями рисовали свой дом с планом расположения комнат. В конце недели, проводя занятие по лепке «Мой дом должен быть красивым» дети с большим интересом  украшали плоскостные макеты домов и показали  хорошие результаты.                                                                                          

Работая по проекту «Новогодняя игрушка»- я познакомила детей с историей возникновения игрушки, родители  приносили  старинные игрушки,  доставшиеся им от бабушек, дети с интересом рассматривали их.

Дома родители вместе с детьми сделали  елочные игрушки своими руками. В группе дети сами  лепили игрушки из соленого теста, раскатывали  его, бокалом вырезали форму, раскрашивали. Затем украшали блестками и манкой. Это была творческая работа, и дети  с большим интересом выполнили её. Еще больше дети радовались, когда этими игрушками украсили елку.

 Также проводила работу с родителями.  Организовывала выставки детских работ, и когда родители интересовались, как и чем была выполнена данная работа, я давала объяснения в виде бесед и консультаций. Предлагала поучаствовать в проектной деятельности.    

           

 Заключение:     Таким образом, искусство дизайна активно входит в нашу жизнь. Именно детский дизайн является перспективным направлением художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

 Каждый дизайн - проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. Детям необходимо больше свободы чтобы познать себя, погрузиться в глубину собственных мыслей и творчества. Все это дает технология проектирования.

Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Главное, не ограничивать свободу детей в творчестве, обогащать их эстетическое восприятие, поощрять участие родителей в совместной художественной  деятельности.

     Еще древние греки верили: глядя на прекрасное и слушая в прекрасном, человек совершенствуется. Красивые образы, запечатленные в душе в раннем детстве, способствуют возникновению красивых мыслей, а красивые мысли помогают построить красивую жизнь.

 Это особенно необходимо всем нам сегодня, когда ребенок так редко видит что-то прекрасное, благородное в окружающем его мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы. Тема: «Единое пространство развития ребенка в семье и дошкольном учреждении».

Воспитывать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Им приходится искать пути подхода к ребенку, думать над разреше...

Сообщение из опыта работы Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Сообщение из опыта работы  Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....

Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»....

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...

Сообщение из опыта работы Тема: «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников».

Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания.Система художественно – эстетического в...

Сообщение из опыта работы. Тема: «Формирование дружеских взаимоотношений у дошкольников как условие позитивной социализации»

Способность устанавливать дружеские взаимоотношения является условием позитивной социализации. Позитивная социализация в дошкольном возрасте – это умение ребёнка взаимодействовать с окружающими ...

Сообщение из опыта работы Тема "Лэпбук как средство развития познавательных способностей дошкольников старшего возраста"

Лэпбук – дидактическое, универсальное пособие в виде книжки – раскладушки, в которой вся информация размещается в виде рисунков, схем, небольших текстов. Он может быть использован при реал...