ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ В РАМКАХ ФГОС
статья на тему
фОРМЫ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагогов, детей и родителей в рамках ФГОС в логопедических группах.
«Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие,
поручиться за то, что семья воспитывает, как следует,
мы не можем. Мы должны организовать воспитание»
Антон Семёнович Макаренко
- Стратегия современного дошкольного образования складывается из сотрудничества ДОУ и семьи, и отражаются в основных документах:
- «Концепция дошкольного образования» - Семья и детский сад связаны формой преемственности. Важнейшее условие преемственности установление доверительного, делового контакта между семьёй и детским садом.
- Ф.З. об образовании в Р.Ф. № 273-Ф.З. «….участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (З.П.) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представитель,
организации, осуществляющие образовательную деятельность»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 14ю11.13 г. «взаимодействие с родителями (З., П.) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребности и поддержки образовательных инициатив семьи»
- Основные положения ФГОС по взаимодействию с родителями:
- Создание условий для участия родителей (З.П.) в образовательной деятельности
- Поддержка родителей (З.П.) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
- Создать возможности для обсуждения с родителями (З.П.) детей вопросов, связанных с реализацией программы.
- Поиск эффективных форм взаимодействия с семьёй на основе системно-деятельного подхода.
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Я считаю, что детский сад и семья могут создать единое пространство развития детей, но только в гармоничном дополнении друг друга. Такой подход я решила раскрыть в работе с семьёй в коррекционных группах, поставив перед собой
ЦЕЛЬ: Активизировать родителей. Привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим задачам.
И ЗАДАЧИ:
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
- Повысить грамотность в области коррекционной педагогике, пробудить интерес и желание помочь своему ребёнку развиваться.
- Усвоение родителями уверенного и спокойного стиля воспитания с целью обеспечения ребёнку чувства комфортности, защищённости в условиях семьи.
- Воспитание привычки обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.
- Основной целью данного взаимодействия является создание единого пространства СЕМЬЯ-РЕБЁНОК-ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.
- Обеспечить равноправное взаимодействие с родителями нам помогают следующие принципы:
- Закрепление сотрудничества между родителями и детским садом
- Открытости. Диалогичности
- Стимулирование активности в организуемой деятельности
- Разъяснение ответственности родителей за воспитание детей
- Взаимного доверия всех участников коррекционного процесса
- В нашем детском саду проводятся формы взаимодействия, в которых участвуют все родители, но степень активности здесь весьма разная, хотя для нас важно их участие в этих традиционных формах.
К ним относятся:
- Родительские собрания
- Ознакомительные беседы
- Стенды, папки-передвижки
- Дни открытых дверей
- Индивидуальные беседы (логопед, воспитатель)
- Консультации
- Анкетирование
- Участие родителей в мероприятиях группы и детского сада (конкурсы, утренники, спектакли, досуги…)
- Для более эффективной работы с родителями мы постарались расширить рамки нашего сотрудничества и организовали данное взаимодействие в неформальной обстановке с применением инновационных форм. И разделили их на 4 блока:
- Информационно-аналитические
- Познавательные
- Досуговые
- Наглядно-информационные
- Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей. Для этого был создан почтовый ящик «Почта дружбы», куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования и комфортности ребёнка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба, либо в виде консультаций, как в письменной, так и в устной индивидуальной формах. Для более занятых родителей на сайте детского сада и сайте группы также был создании электронный почтовый ящик «Почта дружбы - онлайн» Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями, проблемами и эффективна, когда нехватка времени мешает им встретиться с логопедом и воспитателем лично.
Знакомство с семьёй. Новая форма работы заключается в том, что знакомство с семьёй происходит в неформальной обстановке, с использованием игр, и непосредственно родителей вместе с детьми. Цель данного взаимодействия развития умения у детей содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам и взрослым об интересных событиях и фактах своей семьи. При знакомстве с семьёй мы также привлекаем родителей к изготовлению стенгазет, портфолио, альбомов, фотопрезентаций, где они знакомят педагогов со своей семьёй, а ребёнок составляет рассказы.
- Познавательный блок даёт родителям возможность поучаствовать в жизни детского сада и своего ребёнка. А также пополнить свои знания в вопросах педагогического и коррекционного обучения детей. Дни сотрудничества организовываются 1 раз в месяц - эта форма взаимодействия с родителями наиболее оптимальна в решении проблем воспитания, коррекции и развития речи детей в рамках логопедической группы. Тематика дней сотрудничества разнообразна: «Волшебные звуки», «Артикуляционная гимнастика», «Мама, ты так можешь?», «Делаем вместе» и т. д. Участие родителей заметно сокращает сроки логопедической работы.
Семейные клубы по интересам (разной направленности). Все встречи клуба осуществляются в рамках проектной деятельности.
- «В мире развивающих игр» (знакомство с новинками развивающих игр, мы советуем им какие настольные и интеллектуальные игры можно подобрать ребёнку в данном возрасте, а также даёт советы по самостоятельному изготовлению пособий, для развития речи детей)
- «Секреты общения», «Семейная гостиная» (на них происходит обмен опытом семейного воспитания, укрепление детско – родительских отношений, предоставление родителям возможности общаться друг с другом и с детьми.)
- «Весы времени» (дискуссия)
Цель: рассматривание проблемы с разных сторон (позиций), выбор оптимального варианта-решения. Суть этой формы направлена на коррекцию змоционально-личностных отклонений вызванных тяжёлыми нарушениями речи у детей.
- Клубы выходного дня. Дают возможность привлекать родителей к активному отдыху с детьми. Помочь родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие обогащение словаря, и расширению представлений детей по пройденным лексическим темам.
- Клуб-онлайн.
Онлайн общение с родителями посредством интернет сайта.
Цель: Познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и педагогами. Показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребёнка. Педагогическое просвещение родителей по их запросам.
В результате такой формы работы, родители получают полезную информацию о содержание работы с детьми –логопедов, воспитателей и другими специалистами детского сада.
Отметим , что консультирование родителей может содержать даже ссылки на другие источники-сайты ,литературу…
- Досуговый вид.
Неформальное общение с родителями при игровом взаимодействие положительно влияет на развитие речи ребёнка и его интеллектуальное развитие в целом, так осуществляется в форме игры, интересной ребёнку. Для этого мы проводим кукольные спектакли под названием «Сказки о весёлом язычке», поэтические вечера «Учимся говорить выразительно», логопедические досуги « В гости к Азбуке», «Путешествие в страну звуков».
- Культурный досуг «Собери билетов пачку»- подразумевает посещение в выходные дни театров, музеев нашего города. Итоги подводятся 1 раз в три месяца. Победители награждаются увлекательными книгами.
Использование разнообразных форм работы с родителями дало определённый результат: они активно участвуют в жизни детского сада, стали верными помощниками воспитателей. Родители сами стали организовывать экскурсии, встречи с людьми разных профессий. Благодаря родителям, у нас возник тесный контакт с районной библиотекой. Встречи проходят два раза в месяц. По нашим просьбам они проводят увлекательные беседы, игры связанные с изучением какой –либо лексической теме.
- Не остаётся без внимания и такой досуговой вид, как мастер классы и соревнования между семьями.
Цель: установление эмоционального контакта между детьми, родителями и педагогами.
- Одной из результативных форм является Наглядно-информационный вид.
- К нему относятся тематические выставки совместного творчества. Родители проявляют к ним интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, мини – презентаций. Выставки организуются один раз в месяц. Они направлены на закрепление пройденного материала в группе.
- Каждый месяц в детском саду проходит фотоотчёт воспитателей о жизни группы. Благодаря этому, каждый член семьи может прожить день вместе с нами.
- Оформление альбома «Один день в детском саду» Данная форма носит информационный характер.
Цель: Познакомить родителей с успехами, достижениями их ребёнка за прошедший день (неделю) в группе. Воспитатель оформляет альбом, ведёт записи в нём и в вечернее время выкладывает его в родительский уголок. Тематика разнообразна: «Говорят малыши», «Наша дружная семейка», «Копилка добрых дел» и т.д…
Хочу отметить, что данная форма является взаимовыгодной обоим партнёрам воспитания детей: родителям и педагогам. Родители узнают о своём малыше порой забавные «вещи» и чаще всего становятся «журналистами» данного альбома-дополняют его историями, произошедшими с ребёнком дома. И наоборот педагог узнает, каков бывает ребёнок дома.
Подводя итог данного взаимодействия с родителями в рамках ФГОС, хочу отметить, что в своей работе с я отобрала наиболее результативные и востребованные родительской общественностью формы взаимодействия. Пересматривали основы взаимоотношений с родителями, стремились сделать так, чтобы они стали более конструктивными. В своей работе необходимо придерживаться ценностей связанных с уважительным отношениям к семьям, умение прислушиваться к их проблемам, совместными усилиями учиться способам взаимодействия с ребёнком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с родителями в современном ДОУ в рамках ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Организация работы с родителями в ДОУ из опыта работы...
«Взаимодействие с родителями воспитанников логопедической группы для детей с ТНР в формировании фонематического восприятия»
В статье описан опыт взаимодействия с родителями воспитанников группы компенсирующей направленности по данной теме....
Взаимодействие ДОУ с участниками образовательных отношений в рамках ФГОС ДО»
ull; тип разработки - обобщение опыта.&bull...
Пути совершенствования системы логопедического сопровождения в рамках ФГОС
Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадёт в дошкольном образовательном учреждении. Учитель-логопед не только откр...
Консультация для родителей. "Современные подходы к взаимодействию воспитателя с родителями в логопедических группах в условиях ФГОС"
Данное выспутление предназначино для воспитателей, с целью сформировать представление о специфике работы воспитателя с родителями детей, имеющих речевые нарушения....
Взаимодействие в системе педагог ребенок семья в рамках ФГОС ДО
Сообщение для педагогов из опыта работы с родителями...
Презентация на тему: «Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников в рамках ФГОС»,
Презентация на тему:«Взаимодействие с родителями(законными представителями) воспитанниковв рамках ФГОС»,...