Пути совершенствования системы логопедического сопровождения в рамках ФГОС
статья по логопедии на тему
Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадёт в дошкольном образовательном учреждении. Учитель-логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути совершенствования системы логопедического сопровождения в рамках ФГОС
Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадёт в дошкольном образовательном учреждении. Учитель-логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.
В стандарте на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым.
Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие ребенка .
ФГОС строится на деятельностном подходе. Учителям-логопедам важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний детьми
- существенное повышение мотивации и интереса к учению
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий (УУД).
В концепции фундаментального ядра общего образования определены следующие основные виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Результаты деятельности учителя-логопеда являются основополагающим для дальнейшего усвоения знаний в основной начальной школе. С введением нового стандарта общего образования деятельность учителя-логопеда как полноценного участника образовательного процесса должна стать более значимой, конкретной и измеримой. Решение совокупности указанных задач может быть успешным при организации методически грамотного логопедического сопровождения.
Компонентами логопедического сопровождения являются:
профилактика речевых нарушений;
логопедическая диагностика;
коррекция речевых дефектов;
формирование всех сторон (компонентов) речи;
развитие невербальных психических функций;
развитие эмоционально – волевой сферы;
формирование нравственных установок ребёнка.
Целью логопедического сопровождения является коррекция и развитие устной речи.
В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребёнка-логопата специалист самостоятельно ставит перед собой перечень задач:
1. Провести логопедическую диагностику:
- своевременно выявить речевые нарушения;
- предупредить возможные вторичные дефекты, вызванные первичными речевыми нарушениями;
- определить параметры и периодичность логопедического мониторинга.
2. Корректировать и развивать фонетико-фонематическую сторону речи детей:
- исправить дефектное звукопроизношение,
- сформировать звукослоговую структуру слова,
- развить фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ и синтез)
3. Сформировать лексический компонент речи:
- уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности,
Расширение словарного запаса рекомендуем осуществлять тематически с использованием разных частей речи.
4. Сформировать грамматическую сторону речи:
- устранить имеющиеся аграмматизмы;
5. Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:
- сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;
- расширить фразу до необходимого объёма;
- развить навык построения связного речевого высказывания, смыслового программирования.
8. Развить невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи:
Создать на занятиях общую эмоционально позитивную атмосферу.
Для достижения эмоционального комфорта необходимо положительно воспринимать даже незначительные положительные достижения ребёнка, психологически поддерживать его в виде поощрительных прикосновений.
Возбуждать эмоции удивления, новизны, сомнения. Рекомендуем приём шутливой формулировки целей заданий и упражнений, Важно широко использовать игры, игровые упражнения, загадки, кроссворды, ребусы.
9. Формирование коммуникативных умений и навыков:
- самостоятельно планировать речевое высказывание;
- точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;
- диалогические и монологические высказывания;
- умения, необходимые для осуществления эффективного взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт).
- воспитание толерантности, культуры речевого общения.
10. Сформировать нравственные установки ребёнка через смысловое содержание речевого материала.
Логопедическое сопровождение ведётся по следующим направлениям:
1. Диагностическое.
К диагностическому направлению могут быть отнесены следующие виды деятельности учителей-логопедов:
- обследование речи воспитанников, определения детей для индивидуальной коррекционной и консультативной работы.
Второй этап диагностики представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее их сформированность.
2. Коррекционно - развивающее.
К коррекционно-развивающему направлению относятся:
- индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;
- работа в составе психолого-медико-педагогического консилиума;
- подготовка пакета документов на психолого-медико-педагогическую комиссию совместно с психологом
3. Методическое. Повышение профессиональной компетентности.
К данному направлению логопедического сопровождения относятся:
- консультирование педагогических работников;
- консультирование родителей;
- выступления на методических объединениях
- проведение открытых логопедических занятий;
- выступления на родительских собраниях;
- публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах;
- работа по теме самообразования;
- диссеминация опыта работы;
- осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и школой;
- пополнение кабинета новинками методической литературы, изготовление и обновление наглядных пособий.
Обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути совершенствования коррекционно-логопедической работы в ДОУ в условиях ФГОС
Методический материал по направлениям работы учителя-логопеда по теме "Пути совершенствования коррекционно-логопедической работы в ДОУ в условиях ФГОС"...
Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО
Дети с речевыми недостатками, особенно имеющие органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная воз...
Статья на тему "Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО".
В статье отражены поиски новых форм и методов работы с детьми в условиях ФГОС....
Пути совершенствования системы работы учителя - логопеда в условиях ФГОС ДО
Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО...
Пути совершенствования системы работы музыкального руководителя в условиях введения ФГОС ДО
В связи с ускоряющимся с каждым днем ритмом жизни, общей модернизацией в современном обществе обозначился нравственно-культурный кризис, выходом из которого должны заниматься на государственном уровне...
Выступление на РМО «Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО»
Выступление на РМО «Пути совершенствования системы работы учителя-логопедав условиях введения ФГОС ДО»...
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
Поиск путей совершенствования системы работы учителя-логопеда был вызваннеобходимостью реализации требований ФГОС ДО, который определил виды интеграцииобразовательных областей и планируемые результаты...